Тема

Неизбежная встреча с Неизбежным

Андрей Рябенко
Журнал/Архив/Номер 48/Неизбежная встреча с Неизбежным

Неизбежная встреча с Неизбежным

Есть люди, с которыми мы мечтаем встретиться, но понимаем, что это практически невозможно — ввиду ли величины и значимости этого человека, ввиду ли огромного до него расстояния. А может, этого человека уже и нет в живых, и нас разделяет не одно столетие... Про такие встречи мы говорим: это невозможно!

Иногда судьба нам подбрасывает особые встречи, когда мы обретаем уникальный шанс если не поговорить с выдающимся человеком, то хотя бы посмотреть на него издалека. Тогда говорят: невозможное возможно!

Самая невозможная из всех невозможных встреч — это встреча с Властелином мира. Как попасть к Нему на аудиенцию, ведь Его занятость бесконечно больше занятости всех людей, вместе взятых? Ему приходится выслушивать ежедневно миллионы молитв, а еще контролировать количество волос на нашей голове.

Конечно, это детское восприятие Бога, будто Он может быть чем-то озабочен и Ему может недоставать времени. Давайте будем честными, даже взрослый человек не способен избавиться до конца от антропоморфизма в богопознании, но избавляться нужно, иначе можно прийти к весьма странному представлению о Боге. Но вот незадача, уходя от человекоподобия Бога, кажется, мы все больше и больше отдаляем Его от себя. Бог оказывается таким далеким и непостижимым, что у нас не остается ни единого шанса с Ним встретиться лицом к лицу… Он настолько отличен от нас, что наш разум не способен уместить Его образ в сознании. Между нами образуется непреодолимая пропасть.

Вот и праведник Иов взывает: «О, если бы я знал, где найти Его, и мог подойти к престолу Его!.. Но вот, я иду вперед — и нет Его, назад — и не нахожу Его; делает ли Он что на левой стороне, я не вижу; скрывается ли на правой, не усматриваю» (Иов 23:3, 8–10).
Тем не менее эта встреча возможна, более того, она неизбежна. И не потому, что мы так высоко поднялись в своем богопознании, а потому, что Он снисходит к каждому из нас. Бог являет Себя миру, посылает недвусмысленные сигналы, шлет ангелов в нашу жизнь, стучит в сердца, но люди остаются безучастными. Как это странно…

Вы только вдумайтесь в эти слова: встреча с Богом... Встреча с Тем, Кто держит мир в Своих руках, по чьей воле мы до сих пор движемся, дышим, мечтаем. Разве можно отказаться от этой встречи или отнестись к ней легкомысленно? Оказывается, можно…

Вот случилась бы у нас встреча с выдающимся человеком, уж мы-то к этой встрече как следует подготовились бы. Привели бы себя в порядок, надели бы самое лучшее, у нас поджилки тряслись бы от волнения, мы бы сотни раз перед зеркалом репетировали, что сказать.

Предлагаю вспомнить одну судьбоносную встречу, о которой повествует Библия: «И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх 3:5).

Это была знаменитая встреча Бога и Моисея, инициатором которой был Бог. Мы часто говорим, что Бог смотрит на сердце, внешняя форма не важна, важно, что у нас внутри. И это правильно. Я уверен — Бог не является формалистом. Тем не менее Он приказывает Моисею снять обувь. Вот ведь условность какая. Разве Бог нуждается в подобном этикете? Но в этом заключается глубокий смысл. На сем месте встречи пребывал Сам Бог, а то место, где пребывает Бог, наполнено Его славой. Итак, у нас должно быть благоговейное отношение даже к месту, где пребывает Бог, что уж говорить о Самом Боге.

Данное событие демонстрирует, с каким сокрушенным сердцем мы должны приходить на встречу с Богом, а состояние сердца проявляется в наружности. В этом смысле от избытка сердца говорят не только уста, но все внешнее вопиет.

Эта история уникальна еще и тем, что здесь Бог впервые приоткрывает Свое имя и делает это так, что богословы до сих пор пытаются разобраться в его сути. Если переводить отрывок из Книги исхода (3:14) с древнееврейского, то значение этого имени звучит приблизительно так: Я есть Тот, Кто Я есть. По сути, это и ответ, и одновременно уход от ответа, его перефразировать можно и так: какой есть, такой есть. Имя указывает на сущность, знать имя Бога — это очень много. Из Писания мы видим, что Бог часто отказывался открывать Свое имя, поскольку знание имени предполагает некоторую власть над именуемым, а Он этого допустить не может. Именно поэтому благоговейным иудеям было запрещено произносить Его имя, да так, что по истечении столетий было забыто то, как его правильно произносить. Итак, имя Бога дает возможность приоткрыть тайну Его сущности, насколько может позволить нам это сделать человеческий язык. Русский синодальный перевод следует греческому тексту, где утверждается абсолютное бытие Бога, здесь используется слово «Сущий», то есть «Бытийствующий». Бог выступает как само бытие или как его реальная основа. Смысл можно передать приблизительно так: «Я существую таким образом, что другие не существуют вообще» или «Только Я существую по-настоящему». Это значит, что мы даже и сказать ничего о Нем не можем, всякое слово будет ограничивать его сущность.

Итак, есть только Бог, а больше ничего нет, но только по Его милости и любви что-то все-таки есть, потому что Он позволил этому быть, дал начало и жизнь.

Но мир — это бледная тень Его славы и величия (это предчувствовал уже Платон). А вот среди теней есть микроскопические призраки, которым дано было очень много, но они возомнили себя богами, посчитали, что Сущий им не указ. Многие из них мир теней приняли за подлинный мир. И Сущий от вечности благоволит этим маленьким призракам и даже участвует в их судьбе. Мало того что Бог всегда готов выслушать самого маленького человека на земле, Он еще и явился в этот мир в виде маленького человека, чтобы спасти маленького человека. Правда, маленький человек может успеть весьма немало нагрешить.

Встреча с Богом — это самое уникальное событие в истории мироздания, это потрясающая возможность для всякого человека увидеть Того, Кто вдохнул в него дыхание жизни. Мы счастливчики, раз у нас есть такой Бог, которому небезразлична ни одна душа.

Во что превратились наши встречи с Богом? Не в какую-то религиозную заезженность, повседневность, цикличность? Или мы с Богом давно уже, что называется, на ты?

А может, у нас не было еще ни одной настоящей встречи, а все была только религиозная мишура?

Встреча с Богом точно состоится, вопрос только, в каком качестве Он будет перед тобой предстоять — в качестве личного Спасителя и Друга или грозного Судьи…

 

Автор: Андрей Рябенко
Фото: из архива ХЦ «Возрождение»

Работает на Cornerstone