Тема

Первые христиане: Игнатий Антиохийский

Ирина Языкова
Журнал/Архив/Номер 47/Первые христиане: Игнатий Антиохийский

Первые христиане: Игнатий АнтиохийскийМиниатюра из Минология Василия II, византийского манускрипта X века

Евангелие нам оставило бесценное свидетельство жизни и проповеди Иисуса Христа, свидетельство зарождения общины апостолов, ставшей зачатком христианской Церкви. Как жило первое поколение христиан, пробужденное апостольской проповедью, мы знаем из книги Деяний апостолов. А как жили следующие поколения христиан? Известно, что многие из них засвидетельствовали свою веру мученичеством. Об одном из них — Игнатии, епископе города Антиохии — и пойдет речь.

Сегодня Антиохия — это провинциальный небольшой городок на турецко-сирийской границе. Но некогда это был один из крупнейших полисов Римской империи, стоявший на перекрестке Востока и Запада. Антиохия считалась третьим по значимости городом империи после Рима и Александрии, вторым после Иерусалима центром христианской жизни. Как рассказывает книга Деяний апостолов, в Антиохии ученики Иисуса Христа впервые стали называться христианами (см.: Деян 11:19–30). Одним из первых епископов антиохийской общины был Игнатий, прозванный в народе за свою веру Богоносцем.

Игнатий стал епископом Антиохии в начале II века. Традиция считает его вторым после апостола Петра, учеником которого он был. Правда, некоторые источники называют его учителем апостола Павла, другие — апостола Иоанна Богослова. Эти мнения вполне могут оказаться достоверными, потому что и Петр, и Павел проповедовали в Антиохии, а Иоанн Богослов жил в Малой Азии.

Существует легенда, что Игнатий был тем самым ребенком, на которого Христос указал, говоря: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф 18:3). Насколько эта легенда правдоподобна, сказать трудно, но на протяжении всей своей жизни Игнатий старался оправдать высокое звание христианина и свое прозвище Богоносец, став действительно носителем Божественного Духа и образцом для многих христиан.

Более достоверно о жизни Игнатия известно из его посланий, написанных христианам разных церквей. Сохранилось семь подлинных текстов Игнатия, это послания, адресованные общинам Эфеса, Смирны, Филадельфии, Рима, Магнезии, и два частных письма — Траллию и Поликарпу, епископу Смирнскому. Большая часть посланий Игнатия Антиохийского написана именно во время его следования под конвоем в Рим. Эти письма являются завещанием мученика, исповеданием его пламенной веры и пастырским наставлением.

Сохранились также мученические акты, то есть описания казни Игнатия. Такие документы обычно тщательно велись римской администрацией. Правда, тексты дошли до нас только в рукописях IV века. Но поскольку процедура римского правосудия хорошо известна и довольно консервативна, то историческая основа этих актов хорошо просматривается.

Однако самое главное свидетельство — это голос самого Игнатия Антохийского, который звучит в его посланиях. Эти послания позволяют нам увидеть настоящего мужа веры, вдохновенного, героического, не способного на компромиссы, и в то же время человека ясного и глубокого ума, образованного, одаренного, пламенного проповедника. Но главное, что Игнатий был истинным пастырем, исполненным любви к людям.

«Трудность состоит не в том, чтобы любить всех людей, — пишет Игнатий в послании к епископу Смирны, — но чтобы любить каждого человека в отдельности, и прежде всего человека маленького, слабого, любить раба и того, кто нас ранит, задевает, заставляет страдать».

Милосердие и любовь, вера и верность — сквозные темы его писем: «Вера начало, а любовь конец, обе же в соединении суть дела Божьего; все прочее, относящееся к добродетели, от них происходит. Никто исповедующий веру не грешит, и никто стяжавший любовь не ненавидит. Дерево познается по плоду своему: так и те, которые исповедуют себя христианами, обнаружатся по делам своим. Теперь дело не в исповедании только, а в силе веры, если кто пребудет в ней до конца» (из послания к ефесянам).

В правление императора Траяна (98–117) Игнатий Антиохийский был арестован. Под конвоем он отправляется в Рим, где ему предстояли суд и казнь.

Из Антиохии до Рима путь далекий: через всю Малую Азию, затем морем до Апеннинского полуострова и вновь по суше до его центра, где и расположена столица Римской империи. Такое путешествие занимало несколько месяцев. Примерно такой же путь совершил за полвека до Игнатия апостол Павел.

Первые христиане: Игнатий Антиохийский

Современный исследователь Аллен Брент называет следование Игнатия под конвоем в Рим триумфальным шествием веры, потому что оно было самим мучеником превращено в проповедь, свидетельство и прославление Христа. Зная, что его ведут на верную смерть, Игнатий не только не страшится и не унывает, но молится и проповедует, утешая христиан, которые встречают его по дороге. Авторитет Игнатия был столь велик, что церкви тех городов Азии, которые он проходил за время своего пути, выходили ему навстречу во главе с епископами, чтобы засвидетельствовать Богоносцу свое глубокое уважение и услышать от него наставления. В те времена солдаты не препятствовали таким встречам, потому что по римским законам человек еще не считался осужденным и лишенным прав до суда. Это давало относительную свободу Игнатию, и он пользовался ею, чтобы еще и еще раз сказать людям о Христе. И чем ближе к Риму, тем больше возрастает его уверенность, что его ведет Бог, и он говорит, что для него является честью принять мученический венец за Христа.

Римские христиане встретили Игнатия с великой радостью и глубокой скорбью. Некоторые из них надеялись, что Бог чудесным образом спасет своего верного свидетеля, другие возлагали надежду на суд, который может оправдать епископа, известного в народе своими добродетелями. Но Игнатий просит Римскую церковь, как мы читаем в его послании, не предпринимать никаких шагов в свою защиту и не лишать его радости мученичества: «Пусть измелют меня зубы зверей. Я пишу церквам и всем сказываю, что добровольно умираю за Бога, если только вы не воспрепятствуете мне. Умоляю вас: не оказывайте мне неблаговременной любви. Оставьте меня быть пищею зверей и посредством их достигнуть Бога. Я пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтоб я сделался чистым хлебом Христовым».

20 декабря 107 года, в день языческого праздника, Игнатия вывели на арену Колизея, и он обратился к народу с последним словом. Народ замер, ожидая, что он скажет, когда на арену будут выпущены львы. Возможно, кто-то надеялся, что хищники замрут у ног епископа, как было с пророком Даниилом. Этого не случилось. Львы вмиг растерзали мученика. Но физическая смерть Игнатия стала его духовной победой во славу Христа.

«Христианство не в молчаливом убеждении, но в величии дела, особенно когда ненавидит его мир», — писал Игнатий в послании к римлянам, и его слова не были простой риторикой.

Римские христиане погребли Игнатия за стенами города. Это место хорошо известно по сей день. Множество христиан со всего мира приезжает почтить память епископа-мученика, явившего истинный подвиг веры, отстоявшего перед лицом смерти звание христианина и оправдавшего данное ему прозвище — Богоносец.

 

Автор: Ирина Языкова
Фото: wikipedia.org

Работает на Cornerstone