Тема

Зачем идти «узким путем»

Татьяна Горбачева
Журнал/Архив/Номер 47/Зачем идти «узким путем»

Зачем идти «узким путем»

Несколько лет тому назад на уроке по творческому преподаванию Библии студентам предложили проиграть ситуацию из жизни ранних христиан. За основу был взят отрывок из седьмой главы книги Деяний о Стефане, принимающем мученическую смерть за проповедь Иисуса Христа. Студенты прочитали сюжет, и ведущая предложила им воспроизвести ситуацию преследования христиан за веру и действия закона, запрещающего их собрания. Из соображений секретности студенты перешли в одну из внутренних комнат, стали говорить и петь вполголоса, чтобы их не услышали снаружи. Вдруг к ним в комнату ворвались крепкие ребята, поставили всех лицом к стене и стали задавать вопросы о цели их собрания. Хотя сцена была игровая и «бойцы» были студентами-старшекурсниками, атмосфера накалилась. «Бойцы» требовали признать собрание христианским и угрожали последователям Христа, а нехристиан обещали отпустить по домам. В этот момент младшие студенты пережили сложность выбора, стоявшего перед первыми христианами, когда за исповедание своей веры можно было серьезно поплатиться. Потом на обсуждении многие ребята говорили, что до этого урока не осознавали последствий, к которым порой может привести следование за Христом, и опасностей, угрожавших жизни и служению апостолов.

Сегодня для христиан рассуждения о страданиях и «узком пути» звучат несовременно. Мы привыкли к рекламе успеха, комфорта, технологических новшеств, улучшающих качество жизни. Вся она направлена на то, чтобы стимулировать наше желание жить лучше и легче. Поэтому, читая Евангелие, мы удивляемся тому, что Иисус подчеркивает, насколько сложным будет путь Его учеников: «… тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф 7:14). Нагорная проповедь и учение в притчах, непонятные даже апостолам, оттолкнули от Него немало слушавших. В некоторых случаях Иисус обращался непосредственно к учениками: «Не хотите ли вы уйти?» Если сравнить Его действия с предвыборной агитацией, то надо признать, что у Иисуса была необычная стратегия «рекламы» христианства. Создается впечатление, что Он специально пугает людей, спрашивая каждого, насколько серьезно его намерение следовать за Ним.

Первоначальный порыв человека, решившего следовать за Христом, бывает очень эмоциональным, идеалистичным и радикальным. Переполняющая человека любовь к Спасителю бывает очень сильной, нерасчетливой и не предполагающей испытаний жизнью и временем. Подобно молодоженам, клянущимся быть верными друг другу «и в богатстве, и в бедности», люди обещают Богу полное посвящение служению и отказ от прошлой жизни. Нельзя сказать, чтобы эти клятвы были неискренними. Как и новобрачные, новообращенные не думают, что их жизненный сценарий может сложиться не самым лучшим образом.

Евангелие описывает первый порыв Петра, ученика Иисуса и Его апостола. Мы видим, что Петр радостно принимает Иисуса как Мессию, оставляет свое ремесло и следует за Учителем (см.: Лк 5:6–9), потом он смело шагает по воде навстречу Иисусу (см.: Мф 14:29) и первым исповедует Его Сыном Божиим (см.: Ин 6:67–69). Когда же перед арестом Иисус предсказывает будущее малодушие учеников, Петр клянется Ему в верности: «Я душу мою положу за Тебя». Иисус отвечает ему: «…душу твою за Меня положишь? Истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от меня трижды» (Ин 13:38). Дальнейшее повествование подтверждает правоту Иисуса и несостоятельность Петра. Хотя Петр и следует за толпой, но, будучи спрошен, он отрицает, что знаком с Иисусом. Когда же кричит петух, Петр вспоминает слова Иисуса, плачет и уходит внутренне сокрушенным. Он разочарован, потому что поддался искушению, и открылась его духовная нищета.

Когда мы переживаем подобные моменты, перед нами встает вопрос: доверить ли Богу свою жизнь, или продолжить свой собственный путь? У нас лишь два возможных пути: путь смирения и путь гордости. Однако эго настолько сильно в человеке, что мы не всегда осознаем, что этот выбор существует. Возможность выбора становится более очевидной в моменты кризисов и падений. Господь предлагает нам более на наш взгляд рискованный путь — довериться Ему, а не своему опыту. Это путь самоотречения и страдания.

Можно ли гарантировать, что обретение духовного опыта позволит нам в дальнейшем проходить испытания с легкостью? Очевидно, что гарантировать духовный иммунитет нельзя, как нельзя заранее предсказать, что именно послужит испытанием для человека. Проводя молодежные походы и служения, я наблюдала ситуации, когда яркие и, казалось бы, очевидные лидеры пасуют перед трудностями и неожиданно проявляют себя те молодые люди, которые поначалу не выделялись. Именно в сложной ситуации особенно ярко виден характер человека.

Можно ли настолько укрепиться духовно, чтобы «устоять в день злый»? В Евангелии духовный рост иногда описан с помощью метафоры восхождения или обретения большей силы, власти и могущества. Проводя нас через испытания, Господь постепенно развивает в нас стойкость. Мы начинаем все больше доверять Ему и смиряться перед Ним. В христианском понимании духовный рост — это путь возрастающего смирения, когда обращение к Богу наполняет жизнь человека смыслом, целями и дарами свыше. Именно посредством такого «узкого пути» происходит рост «из веры в веру, из славы в славу» (2 Кор 2:18).

Одна из притч Иисуса Христа объясняет, почему так высока цена следования за Христом: «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет...» (Ин 12:24). Метафоры посева и урожая точно описывают духовный путь человека. Апостол Павел, используя те же образы, рассуждает о воскресении: «сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе…» (1 Кор 15:42–43). Усилия человека на его земном пути оказываются семенем будущей жизни. Человек земной не может принадлежать вечности: «…плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления» (1 Кор 15:50). В перспективе вечности изменяется наше понимание смерти и ее назначения. Апостол поясняет: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою» (1 Кор 15:51, 52). Согласно православному взгляду, именно в этом и заключен смысл творения и жизни человека. Как говорит один из отцов Церкви Максим Исповедник, «Бог создал нас для того, чтобы мы стали причастниками Божеского естества, для того, чтобы мы вошли в вечность, для того, чтобы мы уподобились Ему, будучи обожены благодатью, которая производит все существующее и призывает к существованию все, что не существовало». Перспектива вечности на протяжении многих веков давала людям силу проходить различные испытания, помогала преодолевать трудности. Утрата этой перспективы приводит человека к погружению в земную реальность, он не имеет точки опоры в кризисные моменты. «Если тебе не за что умереть, тебе незачем жить», — гласит римская пословица. Эта духовная высота теряется в современном мире потребления, потому что люди не находят ответа на вопрос о смысле жизни. И экзистенциальный вакуум порождает эпидемию депрессии и разнообразных зависимостей.

Одна из наиболее известных христианских книг на эту тему называется «Цена ученичества», ее автор Дитрих Бонхёффер — молодой лютеранский пастор и богослов, живший в Германии и казненный режимом Гитлера. В этой книге нашли отражение его взгляды и проповеди, резко критиковавшие либеральное христианство, исповедовавшее дешевую благодать. Ученичество для него есть прямое следование за Иисусом, в котором нет возможности избежать крестных страданий. «Когда Бог призывает человека, то предлагает ему прийти и умереть», — писал Бонхёффер. Иисус приглашал учеников участвовать в Его служении и разделить с Ним все стороны праведной жизни — славу и почет, но также разочарование и отверженность: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел...Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» (Ин 15:13, 20). То же самое мы находим и в других евангелиях — от Матфея (см.: 10:24) и от Луки (см.: 6:40): «Ученик не выше учителя». Бонхёффер был страстно убежден, что ученичество включает в себя смерть — смерть для себя, для своего комфорта, для своих желаний и, если будет необходимо, даже смерть физическую. Путь умирания для себя Бонхёффер видел в смерти естественных человеческих отношений, успеха, любви к деньгам, плоти. Он проповедовал, что своеволие человека должно быть сокрушено и подчинено Христу — ничто не должно стоять между Ним и человеком: «В наших сердцах есть место только для одного всепоглощающего посвящения, и мы можем прилепиться только к одному Господу».

Биографы Бонхёффера пишут о его удивительной близости с Богом: во время своего тюремного заточения и пребывания в концлагере он был светом для других. Один из заключенных, сосед Бонхёффера, писал о нем так: «Полностью спокойная и нормальная, находящаяся в совершенном покое его душа сияла во тьме нашей тюрьмы. Он учился полностью отдавать себя в руки Божьи, серьезно относясь как к своим страданиям, так и к страданиям Бога в этом мире». Дитрих Бонхёффер был повешен гитлеровцами 9 апреля 1945 года, это произошло за две недели до самоубийства Гитлера и за три недели до окончания войны. И сегодня слова Бонхёффера звучат актуально, высота его призыва вызывает восторг, но мы сомневаемся: не слишком ли радикальная у него позиция? Ведь сегодня, когда христиан не преследуют, может быть, нет необходимости в такой «фанатичной» вере? В чем смысл страдания «ради Бога»? В поисках ответов на эти вопросы мы снова и снова ищем Бога, укрепляемся Его словом и Духом, дарующими нам стойкость, веру, радость и надежду на Его милость.

 

Автор: Татьяна Горбачева
Фото: ИТАР-ТАСС, из архива ХЦ «Возрождение»


Работает на Cornerstone