Что нужно для того, чтобы быть настоящим христианином? Служить Богу, исполнить некий долг, вести праведную жизнь, придерживаться определенных правил? Что бы мы ни захотели дать Богу, этого будет недостаточно для того, чтобы быть христианином. Потому что Он ждет самого человека.
Конечно, прежде всего, чтобы стать христианином, необходимо «родиться свыше», — это то, о чем говорил Христос Никодиму.
После рождения свыше человек должен быть нацелен не на достижение праведной жизни и исполнение правил, а на обнаружение Жизни, на постоянную связь с Ней, и тогда, как естественное следствие, проявится праведная жизнь. Когда верующий ограничивается соблюдением обрядов, пытается жить предельно правильно, его усилия, какими бы они ни были, не могут сделать его настоящим христианином. И чем больше человек старается выполнить все правила, тем труднее ему это сделать. В итоге такого христианина постигнет разочарование, поэтому взамен того многого, что он делает (отдает свое время на посещение церкви; прилагает усилия, исполняя обряды; живет нравственной жизнью, отказываясь от всего того, что не соответствует критериям нравственности), он не получит ничего, даже ожидаемой помощи в исполнении правил. Иногда складывается еще более сложная ситуация — когда человек осознает, что настоящее христианство не инструкция и не только обряд, но он не может научиться любить, даже если очень этого хочет. И не потому, что Господь не хочет дать человеку желаемое, а потому, что человек не способен принять Его дар.
Избирая путь исполнения обрядов и схем, верующий избирает путь одиночества. Неизбежно концентрируясь на себе, на своем «я», он стремиться достигать неких высот и совершенствоваться. Когда эго является субъектом действия, и я все решаю сам: что мне сделать для Господа, когда выделить Ему время, то я с неизбежностью останусь в точке замерзания. Схематические рациональные представления человека вряд ли могут охватить всю его личность, его общение с Богом, связь с Ним, вовлеченность в Его Жизнь. Хотя путь вокруг эго тупиковый, избравший его человек все равно будет получать помощь от Бога, потому что он имеет новую жизнь и потому что Господь милосерд. Такой подход приводит к «христианству понарошку», притом что человек искренне устремлен к «христианству всерьез».
Понятие христианства, безусловно, включает в себя вопросы этики и нравственной жизни. Но христианство как жизнь во Христе больше всего этого, и оно есть переход от состояния смертности человека в состояние жизни через общение, единство и непрекращающуюся связь с Господом. Быть христианином означает участвовать в жизни Христовой и прежде всего в общении Троицы. Жизнь по любви всегда предполагает нечто большее, чем мы можем сделать при помощи предписаний, инструкций и правил. Находясь в отношениях любви, мы обо всем этом не размышляем. Когда в общение с Христом вовлечена вся личность человека, он не контролирует несовершенным разумом пределы этого общения.
Между понятиями «быть вовлеченным в христианство» и «быть христианином» есть разница. В первом случае человек остается в рамках ограниченной рациональности и выполнения правил этики, нравственной жизни, во втором — он переходит на уровень онтологии, когда его личность, рациональность, способность понимать преображаются Господом, расширяются и обогащаются. Этот скачок даже трудно назвать новой ступенью духовного роста, потому что мы говорим о принципиально новом состоянии. Жизни не бывает много или мало, она просто есть.
Что происходит, когда человек становится настоящим христианином? Христос избавляет его от смерти, и вследствие этого он обретает жизнь. Человек отдает Богу всего себя, а Бог принимает его и вводит обратно в жизнь, Своим Дыханием восстанавливая его природу. И человек предстает пред Ним неискаженным и живым, способным утверждаться, укореняться в жизни Христовой. Христос — сама жизнь, без Него мы, как во времена Ветхого Завета, выполняем инструкции, прошедшие через наши несовершенные разум и волю и потому связывающие нас. По Гёте, «сущее не делится на раум без остатка».
Часто пропасть между Богом и человеком видится не онтологически, а с помощью этики и психологии, как и общение между Творцом и творением понималось и понимается лишь как повиновение Божьим заповедям. Но, когда мы не любим, это значит, что мы только научены христианству и у нас может получится только христианство понарошку. Ведь если все то, что мы знаем, не затрагивает всей глубины нашей личности, тогда разум пытается контролировать все процессы, выбирая ограниченный путь, потому что не знает всего, что знает Господь о нас и об этом мире. По этой же причине проблематична императивная этика, а нарративная этика, где показаны жизненные процессы, характеры, отношения, Сама Личность Христа, живительна.
Иисус дает нам не схему, инструкцию или правила поведения, Иисус нам дает Самого Себя и от нас хочет получить не просто выполнение обрядов, правил, не жизнь по схеме, а нас самих. Быть христианином всерьез означает изменение самой сути человека, состоящего в общении с Христом, и уже следствием этой общности будет его праведная жизнь. Быть христианином значит проходить жизненный путь вместе с Христом: «Таким образом, познать Бога, как Он знает Себя, не означает вникнуть в механику божественного самосознания, но означает войти по благодати в сыновство, которое сообщается нам взаимоотношениями любви Отца, Сына и Духа, взаимоотношениями, которые позволяют каждому из этих Лиц являть Себя в высшей степени инаковым, будучи при этом в высшей степени единым с другими Лицами»1. Такая онтология личностности мыслится не как сознание, но как взаимоотношения. Действие Духа Святого созидает не отдельных «индивидуальных святых», но событие общения, преобразующее всякое существо в родственное и имеющее общение2.
Интересно, что Иоанн в отличие от синоптиков не описывает евхаристию, Тайную Вечерю, но подробно рассказывает об омовении ног. Возможно, евангелист стремился показать нам суть Вечери как взаимодействие любви. В историческом контексте жертвенная трапеза символизировала соединение с Божеством и союз между участниками трапезы, связанными единой жизнью. Кровь жертвы в Ветхом Завете означала жизнь, право распоряжаться которой принадлежит только Богу. Кровь Иисуса Христа соединяет нас в общении с Триединым Богом, где Сам Господь дает нам Себя и принимает нас. Сам Господь является Жертвой, Он объединяет Церковь, отдавая Себя, Свою плоть и кровь, самого Себя. Жизнь всегда трактуется как отношения, общение и участие, а не как просто познание. После грехопадения произошел трагический разрыв с Богом. Синонимы «грехопадения» — «разделение», «разрыв»: «Грех вошел в мир как идолопоклонство, то есть как общение с одним только тварным миром»3. Когда человек исполняет только обряды или выполняет правила, не вовлекаясь в личностное общение с Богом и не отдавая Ему себя, он остается на уровне общения только с тварным миром. Для осознания себя сыном Бога и обретения Отца, для общения с Ним личностность является единственной возможностью, и как неизбежность приходит христианство по-настоящему.
1 Афанасий Великий. Contra Arian, 1. 20-21 (P. 26, 54–57).
2 См.: Зизиулас Иоанн. Общение и инаковость: Новые очерки о личности и церкви. — М.: ББИ, 2012. — С. 7.
3 Там же. С. 295.
Автор: Ирина Апатова
Фото: из архива ХЦ «Возрождение»