Тема

Оправдание по вере и жизнь во Христе

Сергей Корякин
Журнал/Архив/Номер 47/Оправдание по вере и жизнь во Христе

Оправдание по вере и жизнь во ХристеОправдание по вере — одно из основных учений протестантства. Наравне с девизом Sola Scriptura (только Писанием) слова Sola fide (только верой) стали олицетворением всей Реформации и жизненным принципом каждого протестанта. Лютер утверждал, что доктрина оправдания по вере — важнейшее христианское учение, утверждая которое Церковь созидается, а отвергая — рушится.

К началу Реформации католическая церковь пришла в упадок. Люди не знали основ веры, не имели возможности читать Библию на понятном им языке. Все, что им оставалось, — ходить в церковь, исправно исполнять предписания своих пастырей и усердно каяться. Наживаясь на вере искренних христиан, епископы устраивали продажу индульгенций, за деньги организовывали паломничества и выставляли на поклонение святыни. Простым верующим обещалось, что если они усердно и послушно будут участвовать во всем этом, то обретут мир с Богом для себя и для своих близких.

Поэтому-то учение Лютера об оправдании верой стало революционным. Он настаивал, что не дела, не внешнее благочестие, а наши личные отношения с Христом определяют нашу судьбу. Уверовав в Христа, человек, по слову Писания, «облекается» в Него. Бог уже не видит грехов человека, признавая его праведным. Лютер называл это вмененной праведностью или чуждой праведностью, так как она являлась целиком и полностью даром Божиим и никак не зависела от человеческих усилий. Верующий, однако, не становился праведен сам по себе, он, по словам Лютера, был simul iustus et peccator, то есть одновременно и праведником, и грешником. Его задача была ежедневно и ежечасно полагаться на Божью благодать и позволять вере Христа жить в нем и определять его поступки.

К сожалению, вскоре вышло так, что некоторыми христианами учение Лютера было истолковано превратно. Поскольку в своем учении он противопоставлял оправдание делами закона только вере в Иисуса Христа (см.: Гал 2:16–17), некоторые рассудили, что верующим не пристало исполнять ветхозаветные заповеди. Более того, появились христиане, которые, считая себя уже полностью оправданными, более полагались на «водительство Святого Духа»1, чем на нравственные нормы, данные в Писании. Лютер всячески возражал таким толкованиям и говорил, что вера в Христа и оправдание никак не освобождают человека от исполнения заповедей и благих дел.

Со временем стало ясно, что у этой проблемы есть и другая сторона. Учение Кальвина об избрании подлило масла в огонь. Некоторые решили, что если по вере в Христа они являются предызбранными к вечному спасению, то они не обязаны вести нравственную жизнь. Однако Кальвин опровергал подобное мнение: «Если цель нашего избрания — святая жизнь, оно должно нас более побуждать к размышлениям о святости, нежели к поиску оправданий беспутству»2. По мнению Кальвина, даже веруя в избрание и вечное спасение, человек не получает разрешения грешить и не освобождается от необходимости творить добрые дела во славу Божию.

Лютер и Кальвин показали, что вера в Христа — это не просто разумная уверенность в Его существовании и согласие с основными положениями христианства. Но веру нельзя сводить и лишь к внешним проявлениям. Требуется большее. Бог ожидает от людей жизни, укорененной в общении с Его Сыном и Духом так, чтобы их добрые слова и дела свидетельствовали окружающим о Его присутствии.

С подобной проблемой гораздо раньше столкнулся апостол Павел, когда обращался к верующим в Галатии. Восставая против «дел закона», апостол не отвергал ветхозаветные заповеди, а ссылался лишь на те традиции, соблюдая которые человек мог считаться истинным евреем. В то время таковыми были обрезание, кошерная пища и соблюдение субботы. Павел говорит, что уверовавших в Христа оправдывают не дела закона, но их вера, которая помогает Сыну Божию вселиться в их сердца. Поэтому в греческом тексте послания говорится не об оправдании по вере в Иисуса Христа, а по вере Иисуса Христа, а апостол свидетельствует: «…уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, живу верой [в] Сына Божия…» (Гал 2:20). И в этой жизни уже ничего не значит «ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Гал 5:6).

Оправдание по вере и жизнь во Христе

Таким образом, и Писание, и история дают нам одни и те же ориентиры. Но, к сожалению, мы часто склонны сбиваться с пути. Подчас мы не замечаем, как наша вера становится чем-то обыденным: мы ходим по воскресеньям в церковь, мы стараемся молиться, читать Писание, делать что-то доброе. И сводим все наше христианство к этим делам. При этом молитва и чтение Библии становятся скучными или обременительными обязанностями, о которых мы часто забываем в суете дня. Мы оживляемся лишь по воскресеньям, снова попадая на богослужения и встречая тех, с кем нам приятно общаться. Если мы достаточно честны сами с собой, то замечаем в себе мысли и желания — а то и поступки! — которые никак не совместимы с «верой Иисуса Христа». На людях мы стараемся держать лицо и соответствовать нашим убеждениям, а в кругу близких проявляем нетерпение, раздражение, лень и равнодушие. И тоже оказываемся simul iustus et peccator, но не в лютеровском смысле, а просто грешниками с набором правильных убеждений.

Как быть с этой раздвоенностью? Почему мы вновь и вновь сталкиваемся с ней? Что мы поняли не так?

Один современный писатель и богослов как-то в интервью сказал: «Я считаю, что важнейшая идея Нового Завета состоит не в том, что Он (Христос. — С. К.) пришел, чтобы дать нам Святого Духа и помочь стать такими, как Он… Быть последователем Христа не означает быть таким, как Он, но значит позволить Ему быть Самим Собой в нашей неповторимой индивидуальности… Он на самом деле пришел, чтобы жить в нас»3. Если мы внимательно прочтем послания апостола Павла, то увидим ту же мысль. В его понимании основная тайна христианской жизни сокрыта «во Христе» (Рим 8:1), который в то же самое время таинственным образом живет внутри верующего (см.: Кол 1:27).

Возможно, в этом кроется ответ. Может быть, мы, став христианами, по старой привычке ищем понятных рецептов, чтобы соответствовать новому положению. Оттого-то очень многие путают благочестие с духовностью. Пытаясь жить по заповедям, мы стараемся «вести себя хорошо» и все время мучаемся, когда нам это не удается. Мы хотим подражать примеру Христа, но боимся позволить Ему жить в нас. Мы хотим учиться у Него, но не всегда хотим общаться с Ним.

Оправдание по вере, о котором говорил Павел, а вслед за ним реформаторы, по сути, имеет своей целью не новый статус грешника, а его unio mystica4 (таинственное единство) с жизнью Спасителя. И если мы не усвоили и не прочувствовали это, то именно в этом и кроется наша проблема. И исповедоваться Богу нужно прежде всего в этом, а не в очередной неудавшейся попытке «вести себя хорошо». Тогда мы можем быть уверены, что «мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца наши и помышления наши во Христе Иисусе» (Флп 4:7), и нам удастся преодолеть разрыв между нашей верой и нашими поступками, между «вмененной праведностью» и праведной жизнью.

1 Об этих же верующих см.: Кальвин Ж. Наставления в христианской вере (III, 3, 14).
2 Там же (III, 23, 12).     
3 William Paul Young. A Look Inside the ‘Shack’. URL: https://www.youtube.com/watch?v=MYvjRiun3MA (дата обращения 5 сентября 2014 года).     
4 Кальвин Ж. Наставления в христианской вере (III, 11, 10).

 

Автор: Сергей Корякин


Работает на Cornerstone