Собор Санта-Мария-дель-Фьори во Флоренции
«Муж проницательнейшего ума, одаренный удивительным мастерством и изобретательностью» — так Брунеллески называют в одном из документов флорентийской синьории, датируемом 1421 годом. Многие современники именуют его славой Флоренции.
Кто же такой Филиппо Брунеллески? Он родился во Флоренции в 1377 году в семье нотариуса Брунеллески ди Липпо и должен был наследовать дело своего отца. Он получил лучшее по тому времени образование: изучал латинский язык, штудировал античных авторов. Но, выучившись, Филиппо отказался быть нотариусом и пошел в ученики к золотых дел мастеру, проходил практику у ювелира в Пистойе, открыл свое дело. Учился рисованию, гравированию, скульптуре и живописи. Интересовался оптикой. Но более всего его привлекали машины и механизмы, целыми днями он возился с колесиками, шестеренками, гирями и ходовыми механизмами. Уже в молодые годы изготовлял часы и будильники. Филиппо изучал промышленные и военные машины, приобрел значительные познания в математике, обучаясь у самого Паоло Тосканелли, известного флорентийского ученого — математика, астронома, географа. Обо всем этом нам сообщает Вазари, биограф итальянских художников Возрождения, он называет Брунеллески изобретателем технических новинок, так восхищавших флорентийцев.
Личность Филиппо Брунеллески поражала воображение современников. Казалось, он мог делать все: писал стихи, оформлял спектакли, сочинял и разыгрывал пьесы, оправлял драгоценные камни, делал часовые механизмы и музыкальные инструменты, занимался оптикой, кораблестроением, ирригационными работами, был военным и гражданским инженером, архитектором, скульптором. Брунеллески был одарен научным умом, острой интуицией и художественными талантами. Во многом он предвосхищает Леонардо, универсального гения Ренессанса.
Брунеллески впервые серьезно заявил о себе в 1401 году, когда богатые флорентийцы собрали деньги на украшение бронзовых дверей баптистерия и был объявлен конкурс. Из представленных на суд жюри работ выбрали два рельефа, исполненные молодыми, в то время еще никому не известными художниками Лоренцо Гиберти и Филиппо Брунеллески. Члены комиссии не решились отдать пальму первенства ни одному из них. И им было предложено работать вместе над украшением дверей. Но Брунеллески это не устраивало, он отказался от предложения, и заказ полностью перешел к Гиберти. Много позже Микеланджело с восхищением назовет его двери вратами рая.
Собор Санта-Мария-дель-Фьори во Флоренции
Час славы Брунеллески настал через несколько лет, его триумфом стал купол флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьори.
Строительство собора было начато еще в 1296 году. Флоренция была крупным экономическим и культурным центром Европы, городом банкиров и купцов, торговавших шерстью и шелком. И магистрат города собрал значительную сумму на строительство собора, купол которого должен был стать самым большим в мире. Его диаметр составлял 45 метров, работы предстояло вести на 55-метровой высоте. Перекрыть такой купол было крайне сложно. К тому же смерть архитектора Арнольфо ди Камбио приостановила работы почти на тридцать лет.
В 1418 году отцы города объявили конкурс на проект купола. Победителя ждала щедрая награда: 200 золотых флоринов и вечная слава в придачу. Было предложено немало проектов, причем самых невероятных. Так, один из участников конкурса предложил подпереть купол огромной колонной в центре храма. Другой хотел соорудить купол из «губчатого камня» (пористой вулканической породы), чтобы уменьшить его давление на стены. Третий предложил насыпать в соборе 55-метровую земляную насыпь. А если подмешать в землю монет, утверждал он, можно сэкономить на демонтажных работах, потому что, как только купол будет завершен, жадные до денег горожане в два счета счистят земляной каркас.
В конкурсе принял участие и Филиппо Брунеллески, который тогда еще был известен как ювелир. До этого времени он не занимался архитектурой, но знание механики очень пригодилось ему в этой работе.
Прежде чем приступить к возведению купола, Брунеллески начертил его план на мокром песке отмели реки Арно, протекающей во Флоренции. Это был чертеж в натуральную величину. По мысли Брунеллески, купол должен был состоять из двух концентрических оболочек: внутренней, видимой изнутри собора, и внешней, более широкой и высокой. Чтобы справиться с распором — давлением, действующим на купол в горизонтальном направлении под влиянием его веса, отчего он мог дать трещину или обрушиться, Брунеллески придумал скрепить стены натяжными кольцами из камня, железа и древесины, наподобие обручей на бочке.
Трудность возведения купола заключалась не только в огромных размерах, но и в необходимости возвести его без лесов на высоком восьмиугольном барабане с относительно небольшой толщиной стен. Брунеллески изобрел специальные механизмы для подъема наверх материалов. Все его усилия были направлены на максимальное облегчение веса купола и уменьшение сил распора, действующих на стены барабана. Сконструированное им подъемное устройство могло поднимать и опускать грузы весом до одной тонны, особое устройство позволяло направлять канаты с грузом в разные части платформы. Деревянные лекала, использовавшиеся для контроля наклона граней купола в местах, где выводились ребра, были передвигающимися вверх по мере роста кладки. Противолежащие ребра соединялись свободно висящим шнуром, по которому скользил вниз длинный шнур с грузом. Груз должен был совпадать с отмеченным на полу центром.
Реконструкция подъемных машин Филиппо Брунеллески
Проект Брунеллески был принят попечителями собора, но вот беда: он был вынужден работать бок о бок со своим старым соперником Лоренцо Гиберти, которому когда-то уступил бронзовые двери флорентийского баптистерия. В тот раз победителем вышел Гиберти. К началу строительства купола Гиберти был самым прославленным мастером во Флоренции и пользовался покровительством влиятельных вельмож. Брунеллески сумел доказать свое превосходство: к концу строительства город только и говорил, что о гении флорентийского изобретателя.
Колоссальная стройка, вокруг которой в течение 16 лет вращалась жизнь всего города, принесла славу не только Брунеллески, но и Флоренции. Купол собора Санта-Мария-дель-Фьори — одно из самых грандиозных и совершенных архитектурных сооружений эпохи Возрождения. Силуэт купола изменил панораму города, придал ей новые, ренессансные очертания, создав яркую композиционную доминанту.
После возведения купола Брунеллески фактически занимает положение главного архитектора Флоренции. Он почти не строит для частных лиц, выполняя преимущественно церковные и общественные заказы. Современники и ближайшие потомки превозносили Филиппо Брунеллески как инженера и изобретателя, блистательно завершившего более чем полуторавековую эпопею строительства собора, как писали, «при помощи машин». Сам купол называли моделью «небесной машины» — неба.
Машины вообще, можно сказать, были страстью Брунеллески. Речь идет не только о построенных при строительстве купола подъемниках. Он постоянно изобретал различные механизмы для самых невероятных целей. Например, он сконструировал поразившую флорентийцев сложнейшую конструкцию неба для мистерии в церкви Санта-Феличе, с которого к Деве Марии слетал архангел Гавриил с божественной вестью, окруженный многочисленными ангелами. Известно как минимум три церковных представления, поставленных в его декорациях, по его режиссерскому замыслу и снабженных механизмами, — «Вознесение» в церкви Санта-Мария- дель-Кармине и «Благовещение» в церквах Сантиссима-Аннунциата и Сан-Феличе-ин-Пъяцца.
Его техническая мысль, казалось, не знала границ. Он первый создал перспективную конструкцию с единой точкой схода линий, иначе говоря, решив ту задачу, над которой ломало себе голову не одно поколение средневековых ученых. Он был выдающимся военным инженером, строившим фортификации в Пизе и Лукке, и консультировал строителей в Ферраре, Мантуе и Римини.
Портрет Филиппо Брунеллески. Неизв. автор. XVI в.
Брунеллески построил корабль для перевозки мраморных блоков с судовым подъемным устройством, прообразом подъемного крана, это было первое изобретение, удостоверенное патентом, выданным во Флоренции в 1421 году. В записной тетради внука Лоренцо Гиберти Буонаккорсо Гиберти (1451—1516) сохранились зарисовки изобретений Брунеллески, свидетельствующие об исключительной изобретательности его ума.
Умер Брунеллески в 1446 году и похоронен во Флорентийском соборе, купол которого его прославил. Эпитафия гласит: «Насколько зодчий Филиппо был доблестен в искусстве Дедала, свидетельствуют как удивительный купол его знаменитейшего храма, так и многие машины, изобретенные его божественным гением».
Слава флорентийского изобретателя вышла далеко за пределы Флоренции и даже достигла России. Восторженное упоминание о Брунеллески мы находим в записках суздальского епископа Авраамия, известных под названием «Исхождение Авраамия Суздальского» и составленных во время путешествия русского посольства на Ферраро-Флорентийский собор в 1437—1440 годах. Авраамий, оказавшийся в составе русской делегации на соборе, оставил описание мистерий, поставленных Брунеллески. Сами по себе театральные представления на религиозные темы были диковинкой для русских и вызывали большой интерес. А тут еще производимые при помощи хитроумных механизмов эффекты. Авраамий описывает их как чудеса: ангел летал под сводами собора, Спаситель возносился под купол, святые сходили с небес и проч. Это сочинение пользовалось на Руси большой популярностью, его читали и переписывали, немало списков находят в монастырских библиотеках. Так что на Руси тоже о Брунеллески узнали прежде всего как об искусном изобретателе.
Автор: Ирина Языкова
Фото: wikipedia.org