Тема

Человек в тени прогресса

Татьяна Горбачева
Журнал/Архив/Номер 46/Человек в тени прогресса

Человек в тени прогресса

Сколько механических и электронных устройств окружает вас в повседневной жизни? Количество электронной техники, подключающей нас и наши дома к единой сети, растет изо дня в день. Если еще пятьдесят лет назад наличие в доме холодильника, утюга и телевизора было пределом мечтаний советской семьи, то сегодня наши дома оборудованы разнообразной бытовой техникой, каждый из членов семьи пользуется телефоном, компьютером, часто в каждой комнате есть телевизор. Энергетики взывают к умеренности в потреблении электроэнергии, однако рынок предлагает все новые и новые технические изобретения для нашего удобства и комфорта. Все это происходит под знаменем прогресса. Электронные устройства стали «умными» и справляются не только с выполнением нескольких функций, но и с оптимизацией процессов: стиральная машина выбирает нужный режим стирки, навигатор выстраивает наиболее оптимальный маршрут до места назначения, учитывая пробки и индивидуальные настройки оптимизации: кто-то предпочитает экономить бензин, а кто-то — время. Не многие из нас с помощью навигатора отрабатывают устойчивость к диктату техники и едут вразрез с рекомендациями умного устройства, оповещающего: «Вы сошли с маршрута!»

Молодому поколению, живущему среди обилия техники, трудно представить себе жизнь прабабушек и прадедушек, не говоря уже о древних людях, в распоряжении которых были лишь немногие инструменты из дерева, кости и камня. После посещения краеведческих и исторических музеев мы жалеем древних: «Как можно было так жить?» Но почти никогда мы не задаем себе вопроса о связи внутреннего мира человека с условиями его жизни. Обусловлена ли бедность внутреннего мира примитивностью условий жизни, или, может быть, все совсем наоборот? Без достижений современной медицины способность к выживанию у людей была весьма ограниченной, окруженные силами природы, а иногда и агрессивными животными, люди могли полагаться только на понимание законов природы, свои внутренние силы и на взаимопомощь. Это и определяло смысл существования человека, задавало вектор развития внутреннего мира и сплетало ткань жизни.

С высоты достижений технического прогресса такая жизнь кажется примитивной и безынтересной. Тяжелый труд и борьба за выживание малопривлекательны. Сама идеология прогресса и развития формирует представление о том, что именно настоящее является достижением, миром лучшим, что прошлое отстает по всем показателям, а будущее привлекает раскрытием новых возможностей человека и новыми научно-техническими достижениями. Но спросим себя: каким образом развитие науки и техники повлияло на самого человека? Что произошло с человеком в физическом, психическом и нравственном отношении? Можно ли назвать изменения в современном человеке прогрессом и развитием?

Одним из главных мотивов изобретения механизмов является естественное желание человека облегчить себе тяжелый физический труд. «Бедная баба из сил выбивается, столб насекомых над ней колыхается», — писал Некрасов о жизни крестьянок. Несомненно, что сегодня благодаря машинам жизнь стала существенно легче. Сектор работ, требующих тяжелого физического труда, сузился, роботизация производственных процессов сократила потребность в физическом труде даже на тяжелом производстве. С развитием информационных технологий все больше стали требоваться специалисты с навыками управления и коммуникации, то есть с социальными, а не физическими навыками. Развитие транспорта и сферы услуг снизило повседневные физические нагрузки человека. При этом медицинская статистика говорит о снижении общего уровня здоровья населения. Отмечается не только влияние генетических факторов и увеличение выживаемости слабых младенцев, но и меньшая физическая нагрузка на человека в повседневной жизни. Если нет необходимости заниматься физическим трудом, люди ведут пассивный образ жизни. Медики выражают обеспокоенность состоянием здоровья людей и пропагандируют ценность здорового образа жизни, здорового питания, спорта и т. п., потому что естественный образ жизни «цивилизованного» человека не назовешь здоровым. Сегодня человек менее вынослив и менее развит физически, чем люди предыдущих поколений. Ожирение населения — новый и неожиданный вызов медицине в таких промышленно развитых странах, как США и Китай.

Однако изменения коснулись не только физического состояния человека, наблюдаются характерные сдвиги и в личностном развитии. Психологи показали, что психопатологии равиваются не только при травмировании человека в раннем возрасте или при переживании им насилия. Не меньшие последствия имеет и избыточное облегчение условий жизни, тормозящее развитие навыков самостоятельности, вызывающее страх сепарации, сложности самоидентификации и построения личностных границ. Отечественные психологи доктор психологических наук Александр Тхостов и кандидат психологических наук Константин Сурнов, проводящие исследования на кафедре нейро- и патопсихологии МГУ им. М. В. Ломоносова, отмечают, что тенденция к облегчению способов удовлетворения потребностей человека приводит к минимизации собственной деятельности и активности индивидуума. В предельном варианте этого сценария развития человек уходит в исключительно виртуальное проживание собственной жизни, а обслуживающая его среда во многом берет на себя жизненно важные функции.

Анализируя современные тенденции антропологических трендов, главный научный сотрудник совместной научно-исследовательской лаборатории НГУЭУ доктор философских наук Сергей Смирнов отмечает такое массовое явление, как жизненный аутсорсинг, или передача важных жизненных функций сфере коммерческих услуг: «Мы не только доверяем машине быстро и много запоминать, быстро считать, проделывать операции. Мы доверяем машине жить за нас. Мы отдаем машине самих себя, поскольку, переставая делать простые вещи сами, переставая писать и считать, запоминать, мы перестаем быть самими собой. Просто потому, что не формируем себя посредством этих ежедневных простых операций»1. Получается, что, будучи автором и движущей силой прогресса, человек рискует сам стать его жертвой и может регрессировать на духовном и личностном уровне.

Массовая технологизация выявила ряд антропологических проблем. Благополучное существование сделало возможной личную автономию. В результате мы имеем кризис межличностных отношений и крах семейной системы.

Человек в тени прогресса

Технологизированный мир вводит технические критерии по отношению к человеку — метафора машины становится применимой к нему. Индустриальные формы производства требуют от человека безупречной точности, скорости и способности к многочисленному повтору одной операции. Человек выполняет функции механизма. Занятость в индустриальном мире занимает большую часть времени, распределение труда выделяет для человека узкую специализацию. С точки зрения развития общества взаимосвязанность формирует здоровые отношения между людьми, когда каждый может делать то, что у него хорошо получается. Если говорить о развитии человека, то мы наблюдаем ситуацию непропорционального развития одних способностей в ущерб другим. По мере усложнения современного общества специализация становится все у´же, деятельность все более отчуждается от «естественной» жизни человека, смысл ее все сложнее связывать с экзистенцией человека. Экзистенциальный психолог Ирвин Ярлом пишет, что для западного человека «редкость просто быть с самим собой и переживать время, а не убивать его. Нас научили делать несколько вещей одновременно — курить, жевать, слушать, вести машину, смотреть телевизор, читать. Мы ценим машины, экономящие время, и прилагаем эти ценностные критерии для машин к себе. Но что мы можем сделать со временем, которое сэкономили, кроме как найти другие способы убить его?»2 Осознание абсурдности и бессмысленности такого существования служит психологическим основанием различного вида зависимостей, порождая многочисленные иллюзии полноценной жизни.

Бессмысленно отрицать, что на сегодняшний день технический прогресс успешно реализовал задачу облегчения жизни человека. Однако, как заметил еще в прошлом веке Эрих Фромм, он не оправдал ни одного из великих ожиданий: люди не стали ни свободнее, ни счастливее. В результате постоянного переноса фокуса на деятельность вне себя, обращения к жизненному аутсорсингу человек перестал обращаться к внутренним ресурсам, поиску и преодолению, без которых невозможно развитие собственных способностей. В комфортных условиях нет необходимости использовать силу духа — вопрос проще решить технически. Подобно существу, «удовлетворенному всем», из романа Стругацких, человек перестает собственно жить, действовать и совершенствовать свой внутренний мир.

Технический прогресс во многом освободил человека от давления внешних обстоятельств, но свобода обретается не снаружи, а внутри. Если более комфортная среда жизни и отсутствие необходимости бороться за выживание не компенсируются внешними и внутренними усилиями по развитию физических, интеллектуальных и духовно-нравственных аспектов жизни человека, то происходит не прогресс, а деградация человека. Сегодня, при всех наших научно-технических достижениях, как никогда остро встает задача гармоничного развития личности. Прогресс техники требует больших внутренних усилий человека и более ответственного подхода к воспитанию детей. Если раньше развитие происходило за счет вызовов внешней среды, то теперь требует целенаправленных личностных усилий. И лишь при этом условии усиление способностей и возможностей человека за счет технического прогресса будет приносить больше пользы, чем вреда. Современному обществу еще предстоит осознать центральное значение духовности и нравственности для жизни человека.

1 Смирнов Сергей. Аналитики и диагностика антропологических трендов. http://www.antropolog.ru/img/saved/1/doc_d_541_Smirnov_S.A._Analitika_i_diagnostika_antropologicheskih_trendov.pdf
2 Ирвин Ярлом. Экзистенциальная психология. royallib.ru/book/irvin_yalom/ekzistentsialnaya_psihoterapiya.html

 

Автор: Татьяна Горбачева
Фото: из архива ХЦ «Возрождение» (С. Павкин)

Работает на Cornerstone