Тема

Социальные сети — средство или...

Всеволод Погасий
Журнал/Архив/Номер 46/Социальные сети — средство или...

Социальные сети — средство или...

Социальные сети появились в интернет-пространстве в середине 90-х годов прошлого века. В 1995 году Рэнди Конрад создал для поиска знакомых и одноклассников сеть Classmates.com, ее российский аналог «Одноклассники.ру» появился в 2006-м. Затем сеть стала многофунциональной платформой для разного рода личной и тематической коммуникации (LinkedIn, MySpace, Facebook — 2003–2004 годы).

В 2005 году Тим О’Рейли своей статьей «What Is Web 2.0» («Что такое Web 2.0») фиксирует идеологический переворот, концептуально описывая социальную сеть как одну из центральных частей современного интернет-пространства.

Чтобы понять, что собой представляет явление соцсетей, необходимо исследовать их предназначение. Интернет-технологии создали среду, способную решить проблему общения, дать простор для творчества, помочь найти единомышленников, старых и новых знакомых. По сути, сеть призвана служить удовлетворению некоторых базовых потребностей человека: в социальной принадлежности, в одобрении и любви, в познании, в самоактуализации и творчестве1. Проанализируем само понятие потребностей.

Психология характеризует потребности как внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо; оно является внутренним возбудителем активности2. Иначе говоря, человек остро переживает нехватку чего-либо как фактор, угрожающий его равновесному и конструктивному состоянию. И пытается за счет внешних источников этот фактор устранить, или восполнить свою потребность.

Библия по-своему раскрывает понятие потребности. С точки зрения Священного Писания, потребность заложена в человека Богом, она раскрывает его предназначение, призывает к исполнению Божьей воли. В Книге Бытия «Бог благословил их (людей), и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле»3. Другими словами, Бог призвал человека к творчеству, к акту наделения творения смыслом. Центр человеческого желания лежал вне самого человека. А сам он становился источником Божественной любви и силы для творения.

Грехопадение изменило структуру человеческого бытия: отныне человек был лишен жизненной силы Творца и стал нуждаться в помощи. Выживание стало его главной потребностью. Страх перед небытием заставил человека использовать творение и самоутверждаться за счет других людей.

По мере становления человечества под влиянием христианских ценностей, а позже и гуманизма потребности принимали разрешенные культурой и религией формы, вводились в правовое поле, сублимировались. Но неизменным оставалось их эгоцентричное основание. Человек всегда оставался сосредоточенным и замкнутым на себе. Он выживал и продолжает выживать.
Как же реализуются некоторые его потребности в соцсетях?

Потребность в общении — одна из базовых человеческих потребностей. Преградой к общению часто становилось расстояние. Для преодоления пространственных ограничений люди изобрели почту, радио, телеграф, телефон и интернет. На сегодня социальные сети лучше всего преодолевают трудности передачи информации на неограниченные расстояния. Кроме того, они позволяют находить для общения незнакомых ранее собеседников, создавать тематические группы, делиться с ними разнообразным содержанием (контентом). Связь стала мобильной и доступной.

С другой стороны, социальные сети обнажили проблемные стороны виртуального общения. Чтобы разобраться в них, необходимо развести два понятия — «коммуникация» и «общение». В идеале общение адресует нас к полному любви взаимному личностному проникновению. Коммуникация — необходимое средство передачи информации, вне которого невозможно общение. Таким образом, сама по себе коммуникация не самодостаточна. Она — процесс и возможна лишь как часть некоторой большей системы. Так, например, деловые взаимоотношения подразумевают различные виды коммуникации, каждый из которых отвечает своей собственной цели. Или социальные взаимодействия, где коммуникация возможна в рамках общепринятых социальных семантических кодов.

Вне ценностного измерения отношений коммуникация становится плоской, бессодержательной. Коммуникация бессмысленна ради себя самой. Многие задают вопрос: возможны ли отношения лишь в виртуальном пространстве? Понятие отношений включает в себя широкий спектр: от деловых и дипломатических до близких и интимных. Но в любом случае онтология таких отношений принадлежит реальности, так как субъекты отношений — живые люди. В виртуальном пространстве происходит лишь коммуникация как средство этих отношений. Кроме того, в этом пространстве множество псевдоперсональных «сущностей» — пользовательских профилей с выдуманными характеристиками.

В социальных сетях объект отношений часто теряет онтологическую ценность. То есть внутренний мир человека «на том конце провода» перестает нас волновать. Важным становится коммуникативный процесс. Его обеспечивает множество сетевых опций, таких как «делиться фотографиями», «лайки», «гифки», «статусы», «посты», «смайлы». Самым наглядным образом эта проблема видна в сетевой функции «дружить». Дружба во всех языках и разных эпохах подразу-мевала взаимные самоотверженные отношения. Они измерялись самой жизнью тех, кто заключал дружеский завет. В сетях понятие дружбы сведено к кругу лиц, выделенному из общего количества пользователей с целью кулуарного общения. Происходит девальвация понятия, что приводит к смысловой трансформации (или деформации) человеческих взаимоотношений. Взаимосвязь объектов и процессов отношений очевидна: если обесценивается дружба, становится мелким, незначительным и объект дружбы, и наоборот.

Одно из явлений соцсети можно назвать синдромом поезда. Как известно, пассажир, едущий в купе, охотно изольет душу неизвестному попутчику. Создавая в соцсети свой профиль, человек сам решает, каким ему предстать перед другими пользователями. Что-то о себе он «выкладывает», что-то — утаивает или приукрашивает. Он создает свой круг общения и выступает в нем под вымышленным именем. Это явление весьма распространено в сети. Атмосфера всеобщего инкогнито дает возможность человеку делать доступными для обитателей сети факты своей биографии, свои чувства, мысли, страсти и страхи. Получается своеобразная псевдоисповедь. «Псевдо-», потому что, избирая такой способ исповеди, человек снимает с себя ответственность за изменения в своей жизни и как бы исключает само понятие экзистенциальной подотчетности (высшему началу, идеалу, Богу).

Общение же подразумевает взаимную ответственность, то есть труд души, постоянное преодоление себя. Структура общения в соцсетях снимает остроту этой ответственности, способствует утверждению эгоцентризма.

Потребность в самореализации. Терапевтическая психология поощряет человека рассказывать окружающим о своих жизненных достижениях, хотя наилучший вариант — это признание пользы деятельности человека другими людьми. Виртуальная среда социальных сетей — место, где можно заявить о своих успехах в жизни, в работе, в хобби, но в данном случае очевидна проблема мнимой или надуманной самореализации. В виртуальном мире человек получает возможность быть тем, кем в реальности он стать лишь мечтал. Причем количество виртуальных образов, которые примеряет на себя человек, неограниченно. В различных соцсетях один и тот же индивид может реализовывать различные вируально-социальные роли. Точнее, надевать маски. Социальные роли подразумевают ответственность — маска не утруждает себя этим. Происходит как бы удвоение реальности: в виртуальном мире проигрываются те же процессы, что и в обычной жизни. Люди знакомятся, общаются, флиртуют, женятся и выходят замуж, воспитывают виртуальных детей и т. д.4. Среда, которая создавалась как вспомогательное средство реальной жизни, стала для многих микроклиматом для роста душевной лени и социального бессилия.

Потребность оставить после себя след. Желание оставить потомство, изобрести, открыть или создать что-либо значимое в мире человеческой культуры — по сути, проявление острого стремления преодолеть смерть. Нежелания мириться с ней. Социальные сети открывают возможности для такого творчества. В этом смысле создатели социальных сетей уже надолго увековечили себя в них. Но, как и в случае с общением, эта потребность имеет в сетях свое специфическое проявление. Например, появился такой феномен, как мертвые аккаунты, профили уже умерших людей, которые продолжают существовать в соцстях. Некоторые из них становятся мемориальными форумами, где общаются те, для кого умерший был значимым человеком. Но я хотел описать другое явление. Соцсети предоставляют возможность человеку перенести в них отражение своей реальной жизни. Становятся как бы зеркалом, удваивающим существование. Например, в Instagram некоторые люди не просто делятся фотографиями о местах и событиях своей жизни, но выкладывают туда практически все свои повседневные действия: пробуждение, утренний туалет, завтрак и т. д., перенося в виртуальный мир атрибуты своего существования. Популярность, приходящая в результате, с лихвой восполняет потребность такого человека в уважении и значимости (известности). Функциональные возможности соцсетей позволяют сделать известным (очевидным) происходящее в жизни человека без особого труда. В то время как положительная популярность невозможна без самоотверженности и подвига.

Подведем итог. Соцсеть, как любое средство, вооружает человека, позволяет ему в конечном счете выполнить свое предназначение. Но человеческое бытие полно искажений и извращений отчасти потому, что средства и цели меняются местами. Средство становится средой со своими закономерностями и правилами. Человек, помещая себя в эту среду, сам подчиняется ее законам, становится зависимым от нее. Не востребована воля, отпадает необходимость в ответственности. Виртуальное бытие не требует от человека труда души и подвига духа. Приходит леность. Расцветают нарциссизм и эгоизм.

Почему происходит взаимозамена средства и цели? Может, ответ на этот вопрос кроется в самом человеческом существе, в его истории? Ведь она началась с момента, когда человек, призванный в общение с Богом, захотел автономно совершать свое бытие. Творение само стало творцом без Бога. Тогда и проявилась закономерность: созданное человеком подчиняло его себе. Оно пробуждало в нем страсть, ревность, зависть и в конечном счете поглощало его насилием и злом.

Какой вызов бросают социальные сети христианам? Прежде всего это вызов ответственности и подотчетности в реальном мире. Вызов любить реальных людей, совершая труд души и духовный подвиг. Христианам требуется трезвость в отношении к соцсетям как к средству, которому есть свое место и время.

1Диаграмма иерархии человеческих потребностей: по Маслоу А. Пирамида потребностей.
2Материал из «Википедии» — свободной энциклопедии.
3Быт 1:28.
4См., напр.: http://www.wed4you.ru или http://www.krasulya.ru/sex-love/100-virtual-svadba.html

 

Автор: Всеволод Погасий
Фото: из архива ХЦ «Возрождение»

Работает на Cornerstone