Тема

Электронный рай

Андрей Рябенко
Журнал/Архив/Номер 46/Электронный рай

Электронный рай

Около 25 лет тому назад Гарри Каспаров, размышляя о будущем искусственного интеллекта, говорил о том, что если компьютер сможет превзойти в шахматах лучшего из лучших, то это будет означать, что ЭВМ в состоянии сочинять самую лучшую музыку, писать самые лучшие книги. «Не могу в это поверить, — сказал тогда Каспаров. — Если будет создан компьютер с рейтингом 2800, то есть равным моему, я сам сочту своим долгом вызвать его на матч, чтобы защитить человеческую расу»1. Однако после матча с Deep Junior в 2003 году Каспаров поделился мыслью о том, что через несколько лет у человека уже не будет никаких шансов в противостоянии шахматным программам.

«Сейчас рейтинг Эло, самой сильной шахматной программы Houdini, разработанной бельгийцем Робером Ударом, составляет 3306 пунктов. Для сравнения, рейтинг Каспарова — до сих пор никем не превзойденный — на пике составлял 2851 пункт»2.

Это говорит о многом. Уже сейчас машина выполняет многие мыслительные функции лучше и быстрее человека. Множество фантастических романов описывают будущее, в котором роботы берут на себя ключевые функции организации жизнедеятельности. Более того, если вначале человек занимается производством роботов, то затем роботов начинают производить сами же роботы, процесс постоянно усложняется, и человек уже не способен его контролировать. Во избежание нанесения роботами вреда человеку американский научный фантаст Айзек Азимов формулирует знаменитые три закона роботехники:

  1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред. 
  2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые дает человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону. 
  3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому и Второму Законам3.

Судя по рассказам самого Азимова, это законы не смогли уберечь от разного рода дилемм, которые становились причиной серьезных проблем.

Использование роботов, как известно, ведет к удешевлению производства, машины обеспечивают более высокую производительность труда, не требуют выплаты заработной платы и пенсии, соответственно, повышается рентабельность предприятий. Чем сложнее робот, тем большее количество функций сможет выполнить, тем меньший нужен над ним контроль.

В мире роботов человеку уже не нужно работать, можно наконец пожить, что называется, в свое удовольствие. Вот как описывается такой мир в пьесе Карла Чапека «R.U.R»: «Россумские Универсальные Роботы вырастят столько пшеницы, произведут столько тканей, столько всяких товаров, что мы скажем: вещи не имеют больше цены.

Отныне пусть каждый берет, сколько ему угодно. Конец нужде... Мы не можем считаться с тем, что уходит безвозвратно, если взялись переделывать мир от Адама. Адам! Адам! Отныне ты не будешь есть хлеб свой в поте лица, не познаешь ни голода, ни жажды, ни усталости, ни унижения. Ты вернешься в рай, где тебя кормила рука Господня. Будешь свободен и независим, и не будет у тебя другой цели, другого труда, другой заботы, как только совершенствовать самого себя. И станешь ты господином всего творения...»4
Про обустройство рая на земле мы уже где-то слышали, не так ли?

А вот как описывается новый мир роботов в сборнике рассказов «Я, робот» все того же Айзека Азимова: «Было время, когда перед лицом Вселенной человек был одинок и не имел друзей. Теперь у него есть помощники, существа более сильные, более надежные, более эффективные, чем он, и абсолютно ему преданные. Человечество больше не одиноко»5. Один из героев даже говорит, что роботы настолько хороши, что больше заслуживают любви, чем люди: «…люблю роботов. Я люблю их гораздо больше, чем людей. Если бы был создан робот, способный стать общественным деятелем, он был бы самым лучшим из них. По законам роботехники он не мог бы причинять людям зло, был бы чужд тирании, подкупа, глупости или предрассудков»6. Итак, роботы достойны быть правителями мира. В мире Айзека Азимова машинам полностью делегируется функция регулирования мировой экономики, и справляются они с этим блестяще: «Экономика Земли стабильна и останется стабильной, будучи основанной на решениях Машин, которые производят расчеты, дают рекомендации исходя исключительно из соображений пользы для человечества, руководствуясь при этом Первым Законом Роботехники... Население Земли знает, что ему не грозит безработица, перепроизводство, недостаток чего-либо. Нищета, голод — слова из учебников истории…»7 Неудивительно, что в какой-то момент времени машины приходят к осознанию того, что они лучше и совершеннее самого человека, именно поэтому так часто в фантастических романах описывается цивилизационная катастрофа, возникающая вследствие восстания машин.

Если раньше мы подобные произведения рассматривали как далекое и не вполне реальное будущее, то сегодня это уже становится нашим настоящим. По сути, машины уже нас захватили. Нам уже не нужно думать или запоминать, мы доверяем всю нашу информацию жестким дискам и серверам. Мы буквально начинаем жить в электронных устройствах, которые становятся неким продолжением нас самих, вроде протезов, это и наша голова, и наши руки или ноги. Уже сейчас потерю данных с компьютера можно сравнить с внезапно возникшей информационной и коммуникационной инвалидностью: архивы текстов, фотографий, музыки, контактов за многие годы — это серьезная утрата части личности. Человек, который вышел на улицу без смартфона, чувствует себя абсолютно беспомощным и неполноценным.

Футурологи говорят о новом витке социальной эволюции человека, которого можно будет назвать e-homo:

«E-Homo — новый человек ближайшего будущего, новый вид человека, который качественно будет отличаться от нас за счет симбиоза с новой IT-средой. Этот этап цивилизации будет касаться всего человечества и каждого человека — его личности, тела, образа жизни и даже “души”. Внедрение в человека электронных помощников — от “чипов” до нанороботов — приведет к кардинальному реинжинирингу его организма»8.

Человек имеет все больше шансов превратиться в постчеловека — бесполого мутанта без национальной и религиозной принадлежности, абсолютно чуждого семейным ценностям.

Итак, машины медленно, но уверенно берут верх над нами, по крайней мере, мы стали полностью от них зависимыми. Дальнейшее развитие электронных технологий только будет усугублять этот процесс.

Еще со времен Эдемского сада мы так хотели быть как боги, что становимся порабощенными нашими собственными созданиями. Поражает прозорливость фантастов, которые еще век назад предрекали такое будущее. Но еще более прозорлива Библия, которая издревле предупреждала, к чему может привести грех, который порабощает человеческое естество. Эдемское желание стать богом никуда не исчезло, на протяжении истории человек постоянно бросал вызов Вседержителю. Человечество, безусловно, в чем-то выросло, человек облагородился, стал мудрее, благора-зумнее, осмотрительнее и даже в чем-то нравственнее. Но человеческое «я», которое хочет быть хозяином не только жизни, но и всего мира, никуда не делось. Идея построения рая на земле стара как мир, хочется, чтобы все жили счастливо, да еще и вечно. Но, как всегда, приходится за это платить ценой собственной свободы. А это уже больше походит на ад.

1 http://ru.wikipedia.org/wiki/Каспаров_Гарри_Кимович.
2 Там же.
3 Азимов А. Я, робот. — http://tululu.org/read24895/
4 Чапек К. Пьесы — http://lib.ru/SOCFANT/CHAPEK/rur.txt
5 Азимов А. Я, робот. — http://tululu.org/read24895/
6 Там же.
7 Там же.
8 http://centr.skravchenko.ru/index.htm/E-Homo

 

Автор: Андрей Рябенко
Фото: wikipedia.org


Работает на Cornerstone