Тема

Чтобы оставаться вместе

Ирина Оскольская
Журнал/Архив/Номер 46/Чтобы оставаться вместе

Чтобы оставаться вместе

— Мам, привет! Да у меня все в порядке. Ты-то как? Как там у вас? Бабушка опять чудит? Ох, ну ты же понимаешь, она не со зла, это болезнь такая, многие говорят. Потерпи немного, скоро лето, уже почти дóжили. Отдохнешь. Может, с ней посидят, ты сможешь съездить. Ну хочешь, я приеду, посижу с бабушкой? Да, конечно. Может быть, и в деревню к тебе сможем выбраться. Что я тебя буду уговаривать — разговоры одни! Держись, весна уже, немножко. Может, увидимся.

Сколько раз в неделю мы звонили друг другу! Вдруг возникал вопрос: «Слушай, а какое пособие ты посоветуешь для обучения чтению?» Хотелось рассказать, поделиться: «А Лиза сегодня тут такое учудила!», «У нас в саду, представляешь, подснежники расцвели!», «А ты знаешь, кого я встретила сегодня?» И так много-много раз. Когда у меня бывала минутка свободного времени, чаще всего по пути куда-то, я звонила, мы разговаривали. Мы давно жили в разных городах, но телефонная связь легко преодолевала расстояния. Я понимала, что у нас разные пути, но мы могли продолжать присутствовать в жизни друг друга.

А еще был скайп, и мы могли видеть друг друга. Конечно, изображение несовершенно, качество связи хромало. Но маленькая Лизка лезла в экран, наверное, думая, что так сможет достать бабушку, а та показывала, какого попугая из мозаики выложил ей ученик (или ученица?). И это было прекрасно.

Каждый день в фейсбуке я вижу сообщения Лиды Мониава: «Мальчику (девочке) четыре года (год, пять, тринадцать, пятнадцать), состояние критическое, он (она) умирает. Порадовать ребенка могла бы… Кто может купить и принести?» И тут же несутся отклики людей, готовых помочь и подарить, может быть, последнюю радость. У многих в памяти останется история, как благодаря фейсбуку умирающий молодой человек смог пообщаться со знаменитыми музыкантами, которых очень любил слушать. Они позвонили ему, говорили с ним, вместе спели песню. На глазах миллионов пользователей творилось маленькое, но великое чудо. И Господь был посреди нас.

Разобщение стало следствием грехопадения — отпадения не только человека от Бога, но человека от человека тоже. Телефон и интернет помогают преодолевать расстояния между людьми, дают возможность почти что живого общения с близкими. Да, их можно использовать для разного, но это вопрос личного выбора. Как всё и всегда.

В сетях можно встретиться и с чужим горем, с чужой бедой. Не с абстрактной «судьбой человечества», а с конкретным большим горем маленького человека. И не просто встретиться, посмотреть-поглазеть, но и попытаться помочь деньгами, советом, молитвенным вздохом. Здесь ищут родителей брошенным детям, собирают деньги на лечение больным. Здесь помогают купить необходимое домашнее оборудование для специального ухода за тяжелобольными, оборудование, которое позволяет находиться детям дома, рядом с мамой и папой, братьями и сестрами, а не в кафельном пространстве реанимационного бокса. И все это — дела милосердия Христова.

Как известно, русский религиозный философ Владимир Соловьев рассматривал прогресс как признак приближения конца света. И прочно связывал его с царствованием антихриста. В конце XIX — начале XX века всевозможные машины зачастую воспринимались чуть ли не с мистическим трепетом. С тех пор очень сильно изменились и механизмы, и технологии, они не стали проще, а наоборот, значительно усложнились. Но события XX века заставили людей вспомнить о личной ответственности. Понять, что сами машины не имеют отношения к этике, но только человек, создающий и использующий их, совершает нравственные или безнравственные поступки. И несет за это ответственность. Если я стараюсь жить так, как ожидает от меня Господь, то и все, что есть в моей жизни, буду использовать во славу Его. И особенно радоваться тем удивительным открытиям и технологиям, которые позволяют нам оставаться вместе.

Уже после маминой смерти я внезапно вспомнила про несколько снятых на фотоаппарат видеокусочков нашей прогулки в Елагином парке в последний мамин приезд к нам, прошлым летом. Там нет мамы, только голос ее за кадром, солнце и оглушительное пение птиц. И я рада, что это есть.

 

Автор: Ирина Оскольская
Фото: из архива ХЦ «Возрождение»

Работает на Cornerstone