Тема

От иллюзии к реальности

Сергей Корякин
Журнал/Архив/Номер 46/От иллюзии к реальности

От иллюзии к реальности

Многие из нас помнят фильм «Матрица», вышедший на экраны больше десяти лет назад. Большинство голливудских блокбастеров быстро устаревает, и лишь немногие хочется пересматривать снова и снова. Но «Матрица» по праву заслужила культовый статус. Фильм породил множество сайтов, статей и книг, обсуждающих философские и религиозные темы, затронутые в нем, и время показало, что эти идеи не устарели, но приобрели лишь большую актуальность.

Об основной идее зритель узнает из диалога двух главных героев, Нео и Морфеуса. В ходе беседы Нео дают понять, что мир, в котором он живет и который воспринимает всеми пятью чувствами, — всего лишь одна большая иллюзия. На самом деле люди захвачены машинами и заключены ими в своеобразные коконы, в которых пребывают в бессознательном состоянии. Сознание этих людей моделируется компьютерной программой, создающей в их воображении ощущение реальности. Это и есть Матрица, «целый мирок, надвинутый на глаза, чтобы не знать правду». Людям кажется, что они едят, пьют, ходят на работу, болеют, умирают. Перед их глазами протекает обыкновенная человеческая жизнь. В действительности же люди — рабы машин, которые используют их тела как живые батарейки, в качестве источника энергии. По словам Морфеуса, все началось с создания искусственного интеллекта. Машины создавались для того, чтобы помочь человечеству выжить, но ирония состоит в том, что теперь они выращивают людей и используют их для собственного выживания.

Казалось бы, какое отношение эта фантастика имеет к нашей действительности? Мы ведь знаем, что человек стоит над делами рук своих. На протяжении всей истории люди создали много удивительных изобретений, которые облегчили работу и позволили человеку сделать то, о чем раньше он не мог и мечтать. Машины сократили для человека пространство и время, дали ему новые силы для освоения природы.

Однако не стоит быть столь оптимистичными, оценивая результаты научно-технического прогресса. Вместе с огромными преимуществами, принесенными машинами и новыми технологиями в жизнь человека, пришли и новые опасности. Например, расщепление атома, с одной стороны, дало нам экономичный источник электроэнергии, с другой — ядерное оружие. Развитие промышленности, облегчив труд, обеспечило людей изобилием различных материальных благ и в то же время привело к загрязнению окружающей среды и нещадной эксплуатации природных ресурсов. Компьютерные технологии помогли человечеству произвести и усвоить гораздо большее количество информации, чем раньше, но в то же время создали отдельный виртуальный мир, который с легкостью может заменить настоящий. Одним словом, машины стали как благословением, так и проклятием для человеческого рода.

В повседневной жизни эту динамику легко заметить на примере телевидения и интернета. С помощью телевизора можно быстро узнать последние новости, с помощью компьютера — купить необходимые товары, играть, знакомиться и общаться с другими людьми. Все доступно, быстро, и главное, это можно делать не выходя из дома и не расходуя силы. Как удобно: вместо того чтобы встретиться и поговорить с другом, можно перекинуться с ним парой слов в чате; вместо того чтобы провести время с близкими, можно комментировать новости и события в своей сетевой френдленте; вместо того чтобы сходить в театр, на выставку или на концерт, можно смотреть фильмы по телевизору или видеоролики на YouTube. Некоторые люди даже не замечают, как большая часть их жизни переместилась в эту искусственную реальность. Живое общение, книги, реальные впечатления заменились суррогатом.

В вышеупомянутом диалоге Морфеус, возглавляющий группу освободившихся от диктата машин людей, ставит перед Нео выбор: либо оставаться в нынешнем положении (существовать в иллюзорном мире), либо обрести полноценную жизнь и вместе с повстанцами бороться за освобождение других. Нео выбирает свободу. Его достают из кокона, отключают от него все трубки, соединяющие его тело с огромной системой, питающей мир машин. В реальности он никогда не пользовался своим телом, поэтому слаб и не может ходить, глаза его не привыкли видеть. Проходит немало времени, пока он приходит в себя. Тем не менее он ни минуты больше не сомневается, что сделал правильный выбор: лучше жить в реальности, чем в иллюзии.

Однако так думают не все из тех, кто получил свободу. Один из отрицательных героев, Сайфер, мечтает вернуться обратно в мир иллюзий, чтобы забыть о реальности со всеми ее тяготами и борьбой. Решая предать своих товарищей, он заключает сделку с врагом. На встрече с агентом Матрицы в обстановке роскошного ужина Сайфер говорит: «Занятно. Я знаю, он (кусок мяса. — С. К.) не настоящий, и, когда я положу его в рот, вкус внушит мне Матрица. Знаете, что я решил за те десять лет, что свободен?.. Счастье в неведении… Я хочу все забыть. Все. Понимаете? Хочу стать богатым и знаменитым. Скажем, актером».

Слова Сайфера открывают ужасающую правду. Несмотря на то что человечество не ценит никакую добродетель так высоко, как свободу, люди постоянно, и часто неосознанно, порабощают сами себя. Специалисты утверждают, что в человеке формируется зависимость от цифровых источников информации и развлечения, так что люди перестают самостоятельно мыслить, критически воспринимать и оценивать действительность. Кроме того, с помощью современных технологий люди постоянно искушаемы жить не своей жизнью, думать не своими мыслями, переживать не свои чувства.

Машины формируют новое сознание. Человек не читает, а просматривает информацию, не размышляя над деталями. От этого он «поверхностно относится к жизни — последствиям, фактам, результатам». Для большинства нынешней молодежи художественная литература уступила свою воспитательную роль компьютерным играм: «Из-за отсутствия императивов морали… в играх из-за присутствующей безусловной безнаказанности у человека формируется характер — он становится трусливым, жестоким, вороватым». И наконец, примитивность сюжетов как многих компьютерных игр, так и множества современных кинофильмов формирует в людях безответственность, инфантилизм и пассивное отношение к жизни. Информация, почерпнутая через телевидение и интернет, творит в нас человека, живущего на поверхности жизни и неспособного к саморефлексии.

По словам Морфеуса, благодаря машинам люди «с рождения — в тюрьме, которой не почуешь и не коснешься. В темнице для разума». В этом основная идея фильма во многом схожа с христианским учением, которое неоднократно обращается к теме свободы. Человек призван стать свободным от поработивших его греховных страстей, которые искажают его жизненные ориентиры: он ищет смысл жизни в материальных вещах и обманывается, пытаясь через них найти удовлетворение. По словам богослова Павла Евдокимова, душа ищет абсолюта в идолах и удовлетворяет жажду в миражах. Отчасти поэтому машины, способные создать альтернативную, иллюзорную реальность, становятся хорошим подспорьем для врага рода человеческого, стремящегося поработить людей.

К сожалению, фантастический сюжет «Матрицы» сегодня актуален как никогда. Использование машин и различных технологий каждый день ставит человека перед выбором, потому что зло не в них, а в том, как мы с ними обращаемся: используем ли мы их в помощь себе, или позволяем им управлять нашей жизнью, тем самым отдавая себя в руки лукавого. Апостол Павел говорит: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор 6:12). Поэтому, возможно, многим из нас надо, подобно Нео, распознать опасность и стать на путь освобождения, чтобы обрести потерянную реальность и исполнить свое истинное предназначение в настоящем.

 

Автор: Сергей Корякин
Фото: из архива ХЦ «Возрождение»


Работает на Cornerstone