Искусство

Эль Греко

Ирина Языкова

Эль ГрекоМоление о чаше, 1605 г.

Эль Греко (1541–1614) — испанский живописец, по происхождению грек, его настоящее имя Доменико Теотокопули. Родился на Крите в семье сборщика налогов. У него рано проявились художественные способности, и уже в молодые годы Доменико давал уроки рисования.

В 1567 году он отправился в Италию учиться живописи у знаменитого Тициана. Работал в Венеции и Риме. Учился у Бассано и Тинторетто. И вскоре Доменико посчитал себя уже мастером, так что однажды заявил, что мог бы написать «Страшный суд» лучше Микеланджело. По преданию, за это его выгнали из Рима. Но, скорее всего, он покинул Италию сам. В Риме он познакомился с испанцами, от которых услышал, что король Испании Филипп II сооружает под Мадридом огромный дворец — Эскориал — и ему нужны художники. В Испании Доменико встретил прекрасный прием. Именно здесь он и получил прозвище Эль Греко.

Эль ГрекоХристос, 1580 - 1585 гг. Действительно Эль Греко поразил испанцев необычностью манеры: вытянутые пропорции фигур, несколько манерные позы и движения, всполохи света, взвинченные складки одежд — все это отличало его живопись от современной ему испанской. Что-то, конечно, Эль Греко заимствовал у своих итальянских учителей, но он умел придать всему своеобразие, утонченность, изысканность и потому создал индивидуальный, ни на кого не похожий стиль. Но этот стиль в полноте раскрылся именно в Испании. Один из биографов художника пишет: «Крит дал Эль Греко жизнь, а Толедо — кисть».

В Мадриде он задержался недолго, Филиппу II не понравилась его картина «Мученичество св. Маврикия», которую он написал для Эскориала. И художник поселяется в Толедо, где основным заказчиком его картин стала церковь. Он много работает для монастырей и храмов, пишет картины в часовни и приюты.

Эль Греко проявил себя как высочайший мастер религиозной живописи. Для Толедского собора написана одна из лучших его картин — «Эсполио» (от лат. ispolias — «грабить»), 1577–1579 годы. Она изображает момент, когда перед казнью солдаты срывают с Христа одежды. В центре картины изображен Христос в ярко-алом хитоне, его атлетическая фигура кажется незыблемой и вместе с тем почти невесомой, вокруг него — беснующаяся толпа, рвущаяся к нему в порыве дикой страсти, но она, словно волна, разбивается о скалу. Красное пятно хитона, составляющее центр композиции, символизирует тему мученичества.

Эль ГрекоСнитие риз, 1577 - 1579 гг.

Во всех произведениях Эль Греко искренне и глубоко выражает свое чувство веры. И это видно не только в сюжетах, они вполне традиционны для эпохи, но и в самой трепетной ткани его живописи, которая, кажется, вибрирует от дуновения Духа. И он всегда сопереживает изображаемому герою — будь то Христос в Гефсимании или мученик, идущий на казнь, вдохновенный апостол или жалкий нищий. Художник тонко умел передать внутреннее состояние персонажей, выразить их душевные движения. В картинах Эль Греко всегда особая среда, в которой грань между землей и небом как бы стирается, неожиданные ракурсы и вытянутые пропорции фигур и предметов создают ощущение их иноприродности, люди словно возникают изнутри движущихся световых потоков, пульсирующих и исчезающих в глубине фона. Особое звучание у Эль Греко имеет колорит, сотканный из рефлексов, игры контрастирующих цветов, ярко вспыхивающих или призрачно мерцающих.

Эль Греко был очень одарен мистически, при этом мистика не входила в противоречие с разумом, художник имел склонность к наукам, увлекался математикой. Он обладал острым и ироничным умом, глубокой проницательностью. И это отразилось в его портретах. В своих героях Эль Греко выявляет эмоциональную заостренность и психологическую выразительность. Его герои — ученые монахи, князья церкви, благородные гранды, в одном из них исследователи видят портрет Сервантеса, автора знаменитого «рыцаря печального образа». Даже святых Эль Греко пишет с такой степенью достоверности и точностью психологической характеристики, что они воспринимаются как портреты, будто он пишет не людей, живших задолго до него, а своих современников. Таково знаменитое полотно «Апостолы Петр и Павел» (Эрмитаж). Довольно большое по размеру (122 х 105 см), оно написано в 1587–1592 годы и считается одним из самых значительных произведений Эль Греко. Его выразительность в том, что образы двух апостолов передаются художником с предельно материальной убедительностью, а их психологические типы настолько глубоки и правдивы, что картина воспринимается как портрет.

Эль ГрекоПортрет старика (предполож. автопортрет), 1600 г.

Перед нами два очень разных человека: мягкий и даже кроткий, но искренний и импульсивный апостол Петр и волевой философ-мыслитель и страстный проповедник Павел. Смугло-бледные удлиненные аскетические лица выступают на золотисто-коричневом фоне, различны цвета плащей — оливково-золотистый у Петра и темно-красный у Павла. Петр держит ключи, Павел рукой опирается на книгу. Ключи и книга (Евангелие) — символы их призвания. При этом руки апостолов образуют своеобразный узор, и хотя жесты их не связаны между собой, кажется, что они находятся в каком-то внутреннем диалоге. Апостолы смотрят в разные стороны, но видно, что они объединены общим внутренним переживанием. Некоторые исследователи считают, что Эль Греко посвятил свое полотно конкретному эпизоду из жизни христианской Церкви. Имеется в виду встреча апостолов в Антиохии и их конфликт, описанный апостолом Павлом в Послании к Галатам. Возможно, это так. Однако, скорее всего, художнику хотелось показать, сколь различны были ученики Христовы и как велика была сила Святого Духа, созидавшего Церковь из столь непростого человеческого материала.

Существует легенда, что Эль Греко искал для этой картины типажи в клинике для душевнобольных, которая была расположена недалеко от его дома. Каждый день в течение продолжительного времени художник приходил в сад, где гуляли больные, и делал зарисовки. Как известно, у людей психически неуравновешенных бывают очень выразительные лица, потому что они не в силах прятать свою боль за маской благополучия. Конечно, на лицах апостолов мы не видим никаких признаков душевного расстройства, напротив, они предельно цельны и собранны, устремлены к Богу, но в них есть неотмирность, обнаженность души.

Эль ГрекоАпостолы Петр и Павел, 1592 г.

Многие отмечают черты портретного сходства Павла с самим Эль Греко. Возможно, это и так. Хотя в психологической характеристике Петра также можно увидеть близость автору, но не во внешнем, а во внутреннем складе эмоциональной и тонко организованной души. Видимо, оба апостола очень личностно воспринимались художником. Вообще тема апостолов проходит через всю его жизнь, в последние свои годы он напишет целый апостольский цикл.

Эль Греко высоко ценили современники. У него была масса почитателей, но не было учеников и последователей. После смерти Эль Греко постепенно забыли. Заново его открыли в начале ХХ века, когда искусство научилось ценить неординарность выразительных средств и индивидуальный почерк, свободу мысли и духа. К тому же искренность веры и духовная мощь Эль Греко стали для новой эпохи, терявшей свои духовные основания, мощным свидетельством того, что христианское искусство может быть столь глубоким и вдохновенным.

 

 

 

 

Автор: Ирина Языкова
Фото: wikipaintings.org


Работает на Cornerstone