Тема

Терпи ближнего своего?

Татьяна Горбачева
Журнал/Архив/Номер 45/Терпи ближнего своего?

Терпи ближнего своего?

Не любое сочетание букв становится словом. Придумать новое слово и ввести его в употребление — задача сложная, потому что в новом слове раскрывается или новый смысл, или новое явление. Тем не менее языки постоянно обогащаются новыми словами, в большинстве своем заимствованными из других языков. Сегодня, когда взаимодействие культур стало ближе и теснее, введение в употребление нового понятия или слова стало настолько частым явлением, что не всегда задумываешься о том, откуда это слово приходит и зачем появляется в языке.

Около двух-трех десятилетий назад в мире стало популярным слово «толерантность», заимствованное из европейской философии и политики. Оно использовалось при описании принципа построения государственности, объединяющей людей разных обычаев, национальностей, вероисповедания и культур. Этот принцип дает гражданам определенные права вне зависимости от их различий. Макс Вебер в классическом труде «Протестантская этика и дух капитализма» замечает, что введение толерантности в государственную практику было обусловлено в первую очередь выгодой того или иного государя или государства. В ситуации разрушительных религиозных войн введение толерантности позволяло торговать или вести деятельность вне пространства религиозных противоречий и разногласий. Следовательно, понятие толерантности в его политическом смысле породили именно государственные интересы безопасности, и в результате был сформулирован призыв к гражданам подавлять в себе побуждения к конфликтам, вызванные разностью понимания, воспитания и характера и др.

Что означает слово «толерантность»? Прямой перевод — «терпимость», но он не раскрывает всего смысла латинского термина. Да и спектр понимания, что такое терпимость, довольно широк. Владислав Лекторский, главный редактор журнала «Вопросы философии», приводит четыре подхода к пониманию толерантности:

  1. толерантность как безразличие к существованию различных взглядов и практик, так как последние рассматриваются в качестве неважных перед лицом актуальных проблем общества;
  2. толерантность как невозможность взаимопонимания, но уважение к другому, которого я вместе с тем не могу понимать и с которым не могу взаимодействовать из-за разности в религиозных, метафизических взглядах, специфических ценностей той или иной культуры, значимых для деятельности человека и для развития общества;
  3. толерантность как снисхождение к слабости другого человека, сочетающееся с некоторой долей презрения к нему. Например, я вынужден терпеть взгляды, несостоятельность которых я понимаю и могу показать, но не желаю вступать в бессмысленную критическую дискуссию с таким человеком;
  4. толерантность как расширение собственного опыта и критический диалог, уважение к чужой позиции и готовность к взаимному изменению позиций, возможные в результате критического диалога. Такое понимание наиболее близко к пониманию толерантности в научном мышлении и требует от личности зрелости, способности к рефлексии и умения вести диалог с другим человеком*.

Наиболее распространенным пониманием толерантности является, к сожалению, не последнее, а первое, подразумевающее эгоизм и безразличие человека к миру и человеку: «После меня хоть потоп», «Своя рубашка ближе к телу» и «Ты имеешь право делать с собой все, что считаешь правильным». Взяв в руки флаг толерантности, некоторые лобби пропагандируют свои интересы, весьма нетерпимо относясь при этом к критике в свой адрес и мнению других людей.

Таким образом, применение принципа толерантности очень остро ставит вопрос о границах прав человека по отношению к ближнему и обществу. Принцип о равенстве прав человека вне зависимости от убеждений, национальности и т. д. представляется правильным, соответствующим высоким идеалам демократического устройства общества. Но как его реализовать на практике?

На моей памяти — яркий конфликт в общежитии Московского института управления, когда российские студенты вышли с протестом против тех иностранцев, которые на общей кухне готовили национальные блюда, распространяющие резкие и, мягко говоря, непривычные для местных запахи, проникавшие с кухни в коридоры и жилые комнаты. Ситуация накалилась до предела, администрация вела переговоры. «Повстанцы» были готовы идти на уступки администрации, но жестко требовали запретить готовить селедку «нетрадиционным» способом. Толерантность с обеих сторон была в дефиците.

Конфликты разных национальностей и культур — явление не новое, с ним сталкивались и в древние времена. Библейскому пониманию чуждо понятие толерантности, вместо этого звучат призывы принимать других, относиться к ним с добротой и милостью. Основная заповедь Декалога напрямую соединяет любовь к Богу с любовью к ближнему. Особым образом подчеркивается отношение к наиболее уязвимым и нуждающимся: «Не обижай наемника, бедного и нищего, из братьев твоих или из пришельцев твоих, которые в земле твоей, в жилищах твоих… Не суди превратно пришельца, сироту; и у вдовы не бери одежды в залог… Когда будешь жать на поле твоем, и забудешь сноп на поле, то не возвращайся взять его; пусть он остается пришельцу, сироте и вдове, чтобы Господь, Бог твой, благословил тебя во всех делах рук твоих» (Вт 24:14–19). Интересно, что это призыв к милости по отношению не только к людям других национальностей, но и к бедным и нищим, вдовам и сиротам. Гостеприимство и милостыня были наивысшими добродетелями иудейской культуры. Эти ценности переданы новозаветному учению. Апостол Павел пишет об условии, которое выразили апостолы, благословляя его на проповедь язычникам: «…увидевши, что мне вверено благовестие для необрезанных… и узнавши о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам [идти] к язычникам, а им к обрезанным, только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности» (Гал 2:7–10). История показывает, что сострадание и помощь обделенным всегда отличали деятельность истинных христианских общин.

Терпи ближнего своего?

Библейским примером милостивого отношения к человеку служит и притча Иисуса о добром самарянине, который протянул руку помощи ограбленному и избитому человеку: «Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился, и подошед перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе» (Лк 10:33–35). Можем ли мы назвать самарянина толерантным к ближнему?

Истинно библейское представление о принципах жизни в обществе направлено на единство, сближение людей, участие в их жизни, пробуждение сострадания, жертвенности и любви. Наивысшую форму все эти принципы принимают в заповедях Нагорной проповеди: «Вы слышали, что сказано: “люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего”. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф 5:43–45).

Бог призывает нас принимать людей, любить их, благотворить им, активно участвовать в их жизни. Любовь не всегда означает похвалу, иногда она включает и обличение, и наставление в праведности. Такого смысла нет в понятии толерантности, самая глубокая трактовка этого термина включает в себя уважение к другому и невмешательство в его личные дела. Толерантность по умолчанию предлагает людям воспитанное и вежливое безразличие к жизни других. Важные вопросы о том, что происходит вокруг нас, неприлично задавать, надо ограничиться разговором о погоде и последних телевизионных новостях. Иначе могут произойти столкновения и неприятности. Согласно представлениям о толерантности, свои мнения надо оставить в личном пространстве, уж тем более вопросы веры и убеждений. На фоне такой толерантности наличие убеждений, следование им и проповедь становятся неприличными и фанатичными. Именно по этой причине религиозное сообщество не способно принять лоббируемое истолкование понятия толерантности как безразличия и безнаказанности. Вера активна, она не терпит холодного равнодушия.

И если когда-то идеал межличностных отношений был выражен в заповеди Христа «Возлюби ближнего своего», то сегодня общество заменяет его на новый — «Терпи ближнего своего» ради того, чтобы настали мир и безопасность. Эта новая заповедь постепенно вытесняет старую, традиционную и тем самым лишает людские отношения самого главного — любви. Риторика, основанная на подмене понятий, давно известном логическом приеме, приводит к искажению представлений не только об истине и лжи, но и о множестве сопряженных с этим понятий, которые теряют первоначальный смысл и искажаются. Традиционные понятия «семья», «честь», «уважение», «любовь», «завет», «верность», «жертвенность» высмеиваются как нелепые и несуществующие. Это еще не обман, но фальшь, которую вносят люди, движимые своими интересами. Есть такой медицинский анекдот: из соображений медицинской этики диагноз «умер» пациенту был заменен на «в дальнейшем лечении не нуждается». Так было всегда, но сегодня есть очень много желающих внести свою лепту в переосмысление понятий, и каждый продвигает свои цели и ценности. В этой многоголосице теряются голоса тех, кто пытается заявить о нравственных понятиях и категориях, — слышно только самых громких. Но является ли громкость способом, позволяющим установить истину?

*Лекторский В. А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. 1997. № 11. С. 46–54.

 

Автор: Татьяна Горбачева
Фото: из архива ХЦ «Возрождение»


Работает на Cornerstone