Тема

О понятии "Толерантность"

Евгения Погасий
Журнал/Архив/Номер 45/О понятии "Толерантность"

О понятии "Толерантность"

Понятие «толерантность» в последнее время одно из самых обсуждаемых и исследуемых. Но в настоящее время нельзя говорить о толерантности как об окончательно сформировавшемся и единообразно понимаемом термине.

Этимология термина восходит к латинскому глаголу tolero («нести, терпеть»), который применялся в тех случаях, когда необходимо было нести в руках какую-либо вещь, прилагая терпение, усилия и страдая при этом1, и ассоциировался с такими понятиями, как «боль», «зло» и т. п. В XVI веке к этому добавляются и другие значения: «позволение», «сдержанность». С этого времени толерантность трактовалась и как уступка в вопросе о религиозной свободе — разрешение со стороны государства и официальной церкви отправления иных религиозных культов. Веротерпимость является исторически первой и доминирующей формой проявления толерантности. Осмысление проблемы толерантности как свободы совести верующего было характерно как для деятелей Реформации (Мартин Лютер и его последователи), так и для гуманистов (Эразм Роттердамский, Томас Мор). В период конфессионального соперничества ради утверждения в обществе толерантности предлагалось забыть о догматических разногласиях и помнить об идентичности христианской моральной доктрины, основу которой составляет любовь к ближнему, милосердие, праведная жизнь (Себастьян Кастеллион, Яков Бёме, Мишель де Лопиталь и другие). Отказ от насилия как от неприемлемого средства приобщения человека к вере и акцент на искренности убеждений, которая возможна только при условии добровольного вступления в общину верующих, — вот два основных аргумента в пользу толерантности, которые сохранялись и в XVII (Бенедикт Спиноза, Джон Локк и другие), и в XVIII веках (Пьер Бейль, Вольтер, Дени Дидро, Готхольд Лессинг и другие). Третьим аргументом, обусловленным общей традицией всей социальной философии XVI–ХVIII веков, была защита сильного централизованного государства. Отсюда неизбежность трактовки толерантности с точки зрения политического утилитаризма как средства избежания большего зла — социальной нестабильности, а также всевозможные ограничения сферы действия данного принципа (Мишель Монтень, Джон Локк, Жан-Жак Руссо). Особая роль в теоретическом осмыслении и практическом воплощении принципа толерантности принадлежит эпохе Просвещения, провозгласившей свободу совести и слова. Благодаря просветителям, в особенности французским, понятие «толерантность» прочно вошло в политический словарь.

В XIX веке проблема толерантности получила дальнейшую разработку в либеральной философии. В ней толерантность понималась как выражение внешней и внутренней свободы, как способность к продуманному выбору между альтернативными точками зрения и способами поведения. Многообразие опыта и мнений философы-либералы считали непременным условием все более полного постижения истины, общественного прогресса2.

В русском языке слово «толерантность» является сравнительно недавним заимствованием. Оно не зафиксировано в Толковом словаре живого великорусского языка Даля, а Словарь Брокгауза и Ефрона сводит толерантность в основном к веротерпимости3. В словаре под редакцией Ушакова в 1935 году впервые зафиксировано прилагательное «толерантный» («терпимый») — «способный, умеющий терпеть что-нибудь чужое, мириться с чужим мнением, характером и т. п.»)4. «Толерантность» (в значении «терпимость», «снисходительность») впервые встречается в 1950 году в академическом Словаре современного русского литературного языка с пометкой «устаревшее» и в некоторых изданиях Словаря иностранных слов5.

Сейчас можно говорить об определенном расширении и/или модификации значения данного термина. Современные словари дают различные варианты его интерпретации. Приведем некоторые из них:

  • терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению6;
  • терпимость к иного рода взглядам... признак уверенности в себе и сознание надежности своих собственных позиций7;
  • воздержание от употребления силы для предотвращения отклонений во мнениях, верованиях, поведении другого человека или группы людей8;
  • качество, выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия9;
  • непременное требование в отношениях всех участников общественной жизни, осознающих необходимость упорядоченных цивилизованных отношений10;
  • установка либерального принятия моделей поведения, убеждений и ценностей других и способность выносить стресс без особого вреда11.

Обрисовать лексическое поле помогают также синонимы. В новом Словаре русских синонимов современными синонимами слова «толерантность» названы «терпение», «мягкость», «снисхождение», «снисходительность», «терпимость»12.

Наиболее близко «толерантности» в русском языке понятие «терпимость», но при всей семантической близости понятий отождествлять их нельзя. По мнению Михаила Семашко, понятие «терпимость» содержит в себе пассивное принятие окружающей реальности, непротивление ей, способность подставить вторую щеку13. Терпимость в русском менталитете традиционно оценивается на бытийном уровне в основном неодобрительно, поскольку преимущественно означает терпение к плохому. А толерантность имеет более сильные семантические связи с глаголом «примириться», «терпимо отнестись к чему-либо; прекратить состояние ссоры, вражды с кем-либо»14. Толерантность — это терпение к другому, иному, не такому, как ты. С понятием «толерантность» соотносится не только понятие «терпимость», но и другие понятия, в частности «миролюбие», «сострадание», «сочувствие», «согласие», также выражающие идею преодоления конфликта.

О понятии "Толерантность"

Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО дает такое определение толерантности: «…ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех… быть различными… обеспечении устойчивой гармонии между ними, уважении к разнообразию… готовности к пониманию и сотрудничеству с различными людьми»15. А характеристика определения толерантности в преамбуле Устава ООН звучит следующим образом: «… проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи». Здесь лексема не только получает действенную, социально активную окраску, но и рассматривается как условие успешной социализации, заключающееся в умении жить в гармонии как с самим собой, так и с миром.

Однако этот краткий обзор зафиксированных в словарях значений понятия «толерантность» выглядит очень целостно и не фиксирует всех сложностей применения его в речи. Понятие само по себе нейтрально и приобретает положительную или отрицательную окраску только в контексте ситуации. Очень ярко это видно на примере применения термина «толерантность» в медицине: с одной стороны, это «способность организма переносить воздействие определенного лекарственного вещества без развития соответствующего терапевтического или токсического эффекта»16, то есть в одном случае речь может идти об отсутствии реакции организма на лекарство, которое могло бы спасти жизнь, а в другом — о способности организма принимать пересаженные органы. Таким образом, в различных ситуациях способность не реагировать на инородное воздействие может оказать как положительное, так и отрицательное влияние на организм.

Вопрос в том, какое «иное» необходимо принять, какие последствия это будет иметь и что в данной ситуации является приоритетом. А главное: кто или что определяет этот приоритет? В современном обществе, где у каждого своя истина, трудно, а порой и невозможно найти общий знаменатель. То, что для одного — непреложная истина, для другого будет проявлением бездушия или фанатизма. Зачастую интолерантным называют человека, не желающего поступаться своими жизненными принципами или даже просто здравым смыслом. Абсурдная, с моей точки зрения, ситуация сложилась в ряде стран, когда руководитель компании не может отказать в работе человеку с нетрадиционной сексуальной ориентацией даже тогда, когда приходится выбирать между ним и более ценным работником, и это тоже трактуется как реализация принципов толерантности. Как говорится, с водой выплескивают и ребенка.

И здесь даже нельзя говорить о неправильном применении термина, мол, не о толерантности надо говорить, а о терпимости как о «терпении к плохому» (выбору, например, о котором шла речь выше), так как само понятие плохого размыто. Таким образом, провозглашается не преодоление конфликта, выход к «иному» уровню отношений, а соглашательство, безразличие, пассивность.

1 Погодина А. А. Толерантность: термин, позиция, смысл, программа. История: научно-методическая газета 2002 № 4. — М.: «Первое сентября». 2002. С. 4
2 Новая философская энциклопедия: В 4 тт. / Под ред. В. С. Стёпина. — М.: Мысль, 2001.
3 Словарь Брокгауза и Ефрона, 1890–1907.
4 Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М., 1996.
5 Словарь иностранных слов. — М., 1982.
6 Российский энциклопедический словарь. — М., 2001.
7 Бачинин В. А. Философия: энциклопедический словарь. — СПб, 2005.
8 Словари русского языка: http://slovari.ru
9 Баранов Г. В. Философия: словарь понятий. — Омск, 2003.
10 Политическая энциклопедия. — М., 1999.
11 Большой толковый психологический словарь: В 2 тт. — М., 2003.
12 Новый словарь русских синонимов 2008–2012. Synonyms Dictionary http://jeck.ru/tools/
13 Семашко M. A. Развитие термина «толерантность» в гуманитарных науках // Электронный научно-педагогический журнал, 2007.
14 Малый академический словарь, т. 3: 424.
15 См. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc.shtml
16 http://vocabulary.ru/dictionary/29/word/tolerantnost

 

Автор: Евгения Погасий
Фото: ИТАР-ТАСС, из архива ХЦ «Возрождение»

Работает на Cornerstone