Тема

Еще раз о трудных страницах Библии…

Мария Каинова
Журнал/Архив/Номер 45/Еще раз о трудных страницах Библии…

Еще раз о трудных страницах Библии…

Считается, что первые века христианской эры были самыми плодовитыми в том, что касается всяких ересей, лжеучений и богословских разногласий. Это неудивительно, ведь в этот период формировался библейский канон и закладывались основы вероучений, на которых будет стоять христианская церковь в течение многих последующих столетий. И все же даже на фоне множества различных отклонений особо выделялась ересь Маркиона, которого святой Поликарп прозвал первенцем Сатаны. По убеждению Маркиона, различие между учением о благодати, спасении и любви, которым пронизаны проповеди Христа, и образом ветхозаветного Бога, грозного и воинственного, не может объясняться не чем иным, как существованием разных начал и разных Богов. Бог, создавший этот греховный мир, полный страдания и несправедливости, Бог жестокий и кровавый, наказывающий людей вплоть до истребления целых народов, по мнению Маркиона, никак не мог быть тем Небесным Отцом, о котором проповедовал Иисус. Так возникает его учение о Совершенном Боге Отце, с одной стороны, и подверженном страстям и злом Демиурге — с другой. Церковь отвергла Маркиона и его учение, но удалось ли ей до конца разрешить его сомнения? Известный историк церкви Лев Карсавин говорит о том, что в основе заблуждений Маркиона лежало его желание преодолеть «противоречия закона и благодати, справедливости и любви, необходимости и свободы, добра и зла», которые он находил в Священном Писании (Лев Карсавин, «Святые отцы и учители Церкви»). А всегда ли нам удается преодолеть эти кажущиеся противоречия? Легко ли христианину XXI века объяснять себе и окружающим, как события, которые любой современный историк охарактеризовал бы как геноцид, могут согласовываться с миролюбивым учением Иисуса Христа?

Есть вопросы, которые мы предпочитаем обходить стороной, есть библейские истории, о которых нам не хочется лишний раз упоминать. К таким эпизодам относится завоевание евреями Ханаана и уничтожение семи ханаанских народов (см.: Нав 12– 15). Согласно Ветхому Завету, Бог повелел евреям не прогонять и не покорять эти народы, но подвергнуть их полному уничтожению, чтобы не осталось «в живых ни одной души» (Втор 20:16): «Когда введет тебя Господь, Бог твой, в землю, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, и изгонит от лица твоего многочисленные народы, Хеттеев, Гергесеев, Аморреев, Хананеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, семь народов, которые многочисленнее и сильнее тебя, и предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их, тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их» (Втор 7:1–2). Это требование кажется чудовищным как с точки зрения христианской и общечеловеческой морали, так и с точки зрения тех уроков, которые из него можно извлечь, ведь в его свете, казалось бы, можно оправдать и жестокость крестовых походов, и зверства инквизиции. И все же у священных войн Ветхого Завета есть своя логика, которая позволяет нам понять, что эти события, с одной стороны, не настолько уж идут вразрез с основами библейского учения, а с другой — ни в коем случае не санкционируют жестокое и бесчеловечное поведение в отношениях между отдельными людьми или нациями.

В Священном Писании есть много случаев, когда воздаянием за совершенный грех становится уничтожение целых народов, — достаточно вспомнить всемирный потоп. Мы признаем за Богом это право и не ставим под вопрос нравственность подобных решений. Чаще всего орудием кары становятся либо природные катаклизмы, либо эпидемии и болезни среди людей. Войны тоже входят в этот перечень, но завоеватель обычно не освобождается от вины за содеянное, он является лишь слепым орудием в руках Бога, и рано или поздно ему приходится расплачиваться за свою жестокость. В случае с Иисусом Навином Бог поручает евреям вполне осознанно сыграть роль палачей. О жителях Ханаана в Библии говорится, что они «приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам; проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам ханаанским» (Пс 105:37–38). Также и археологические раскопки подтверждают множественное жертвоприношение детей, что указывает на то, что в Ханаане был распространен один из самых жестоких культов Древнего Востока. Кроме того, население Ханаана — и мужчины, и женщины — крайне широко практиковало ритуальную проституцию самого разного свойства. Помимо собственно вины палестинских народов крайне остро вставал также вопрос о возможной культурной ассимиляции евреев, которая неизбежно произошла бы, если бы они поселились бок о бок с местным населением. Евреям же было предназначено стать «святым народом», что означало жить согласно Кодексу святости и быть «отделенными», «обособленными», то есть не осквернять себя какими-либо отношениями с язычниками. Таким образом, судьба ханаанских народов была предрешена. Конечно же, современному читателю Библии было бы значительно проще, если бы палестинцы погибли в результате землетрясения или эпидемии, и тем не менее, несмотря на то что Господь принимал самое активное участие в этой войне, опрокидывая стены Иерихона и посыпая врагов камнями с неба (см.: Нав 10:11), Он все же посчитал важным поручить это дело Своему народу.

Роль, которую евреям предстоит сыграть в этом случае, Бог облекает в форму ритуала. Они не простые захватчики, позарившиеся на добычу, не гордая нация, преследующая свои политические амбиции, не воинствующее племя, дающее волю жестокому нраву. Они должны быть дланью Господней, которая вершит волю Всевышнего. Только в этом случае война и убийство не осквернит их души. Поэтому Бог предает народы Ханаана заклятию. Заклятие в Ветхом Завете — это вид ритуала, согласно которому все заклятое полностью посвящается и предается в руки Господа. Заклятию могут быть подвергнуты не только язычники, поэтому нельзя его приравнивать к геноциду — в нескольких случаях о заклятии говорится применительно к евреям (см.: Втор 13:12–18, Суд 19–21). Нарушение закона о заклятии карается крайне жестоко: Иисус Навин потерпел поражение в битве только из-за того, что один из его людей тайно взял из заклятого, царь Саул поплатился за такое же преступление своим троном. Таким образом, хотя нам и трудно закрыть глаза на то, что убийство все равно остается убийством, все же сам характер ритуала заклятия меняет мотивацию воина — он не ищет для себя эгоистичной пользы, корысти, не движим жаждой крови, но выполняет высшую волю.

Остается лишь вопрос, зачем Господу понадобилось участие евреев, почему Он не справился Своими силами. Ответить на этот вопрос можно, обратив внимание на то, как об этих событиях говорится в других книгах Ветхого Завета, то есть каким уроком они послужили для избранного народа. Во-первых, события эти должны были навеки стать напоминанием о том, что сила человека — это всего лишь сила Господа и любая победа человеческая в этом мире вершится лишь волей Бога: «Берегись, чтобы ты не забыл Господа, Бога твоего… чтобы ты не сказал в сердце твоем: “моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие”, но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство, дабы исполнить, как ныне, завет Свой…» (Втор 8:11, 17–18). Во-вторых, эти события были свидетельством того, что даже для милосердного и всепрощающего Бога может наступить момент кровавой жатвы, когда его терпение кончается и Он наказывает тех, чье зло и преступления против человечности переполняют всякую меру.

Боюсь, что для многих эта тема так и останется до конца не разрешенной. И все же мы не вправе просто вычеркнуть ее из Священного Писания, уверяя себя, что она попала туда по ошибке. Священные войны сыграли определенную роль в истории избранного народа. Нам же важно сделать для себя некоторые выводы. Во-первых, необходимо понять, что сам по себе формат священной вой­ны остался в древнем прошлом, он не применим к настоящему и не может служить оправданием каких-либо военных действий, вершимых в течение последних двух тысяч лет, будь то геноциды языческих народов, крестовые походы или религиозные войны. Связано это с теми отличительными признаками священной войны, о которых говорилось выше: с определенным историческим контекстом, ритуальным характером самих военных действий, непосредственной волей Бога и наличием такой личности, как Иисус Навин, наследовавший многие пророческие функции от самого Моисея.

Одновременно с этим в книге Иисуса Навина есть уроки, которыми именно сегодня не стоит пренебрегать. С приходом Христа политическая и физическая карта мира перестала играть столь важную роль, и многие вопросы, которые раньше вставали на уровне стран и континентов, теперь порой более актуальны в контексте отдельной церковной общины или даже конкретной личности. Как уже было сказано, с заселением Палестины перед Иисусом Навином остро вставала проблема самоидентичности еврейского народа, и Господь на нее ответил однозначно: не общаться, не вступать в союзы, отделиться во избежание потери своей национальной и религиозной уникальности. Сегодня мы живем в обществе, где преобладают самые различные культурные влияния — от атеистов до неоязычников и сатанистов. Нам постоянно напоминают, что необходимо понимать и принимать чужие взгляды, быть терпимыми и уважать чужие ценности. Но где та грань, за которой результатом терпимости становится потеря себя? Опыт заселения Ханаана показывает, насколько велика опасность культурной ассимиляции, как трудно быть «другим», отстаивать свое право на иную нравственную позицию, на иной образ жизни, на иную судьбу. Если мы не можем физически забаррикадироваться от окружающего мира, как это сделали евреи, придя в Палестину, то, по крайней мере, мы в состоянии построить внутреннюю крепость, которая защищала бы границы того особого Царства, гражданами которого мы являемся, и охраняла бы те ценности, которыми мы живем и которые, собственно, и делают нас христианами.

 

Автор: Мария Каинова
Фото: из архива ХЦ «Возрождение»

Работает на Cornerstone