Тема

От боязни Иного до единства с Отцом

Ирина Апатова
Журнал/Архив/Номер 44/От боязни Иного до единства с Отцом

От боязни Иного до единства с Отцом

Встреча с Богом — это всегда встреча с Иным, Инаковым, Неизвестным, который в конечном итоге оказывается для нас самым близким — Отцом. К признанию сыновства мы приходим через узнавание себя, Отца и того, что сделало нас такими отличными от Отца. Мы познаем, что разделены с Отцом через вхождение греха в этот мир.

Суть же греха состоит в том, что мы боимся Иного. Мы хотим принимать во внимание только один мир — тварный, не признавая существования мира иного, где нас ждет Отец.

Максим Исповедник в своих богословских трудах определял различие как благо, а разделение как зло, вошедшее в мир, ведущее его к распаду и в конце концов к смерти. Отвергая все иное, не похожее на нас, превращая различие в разделение, мы умираем.

Человек больше не считает себя сыном, а Бога не хочет видеть Отцом. Но в Евангелии от Иоанна Господь Иисус молит Небесного Отца «да будут все едино», Он молит о восстановлении общения Отца с сыновьями, чтобы люди могли опять сказать Богу: «Отче!»

Жизнь всегда трактуется как отношения и общение. Отношения сына и Отца начинаются со встречи, открываются как диалог, утверждаются как общение. Единством во Христе восстанавливается потерянная связь с Отцом и общение с Ним.

Почему, собственно, встает вопрос о необходимости этой Встречи? Когда после грехопадения Бог из Отца стал Иным, обнажить себя, предстать перед Ним лицом к лицу таким, какой ты есть, стало страшно. Страх встречи с Иным препятствует началу диалога с Богом. Но этот диалог призван помочь нам пройти путь от полной отчужденности до осознания своего сыновства и далее — к восстановлению подлинно родственных отношений с Отцом.

Диалог с Богом — это не просто разговор или молитва, а нечто большее — состояние, вхождение в жизнь, в жизнь и личностную связь, это отношения с Самим Источником жизни. И это также прощание со смертью, разрыв с состоянием смерти, что почему-то особенно трудно и страшно для человека.

Обращение к Богу во имя Христа (см.: Ин 17) означает прежде всего вхождение в присутствие Господа, осуществление единения с Троицей, где наше сыновство познается, обретается и утверждается в общении с Триединым Богом. И тот, кто входит в диалог с Отцом, уже не может быть одиноким или оставленным.

Диалог — это еще и прозрение, изменение сути человека, решившегося на этот диалог с Иным. Человек призван пройти этот путь с Богом — от боязни Иного до единства с Отцом.

 

Автор: Ирина Апатова
Фото: из архива ХЦ «Возрождение»

Работает на Cornerstone