Искусство

Ханс Мемлинг. Человек молящийся

Ирина Языкова
Журнал/Архив/Номер 44/Ханс Мемлинг. Человек молящийся

Ханс Мемлинг.  Человек молящийсяПортрет молодого человека, 1485–1490 гг.

XV век — эпоха Возрождения в Европе, время гуманизма, творческих дерзновений и поиска новых путей. Итальянские художники Кватроченто (так именовались 1400-е годы) осваивали в своих картинах земное пространство, прославляли человека как венец творения. Поэтому в искусстве этого времени мы видим расцвет жанра портрета. Искусство, прежде бывшее окном в невидимый мир, становится окном в мир земной, а также зеркалом, в котором человек рассматривает самого себя. Причем идеальный образ человека, который преобладал в средневековом искусстве, теперь вытесняется стремлением показать человека таким, каков он есть. Художник пытается показать не только внешний облик, но и характер модели, в которой при внешнем благообразии нередко видны сдерживаемые страсти, скрытые пороки, тайные желания.

Художники Северного Возрождения стремились не уступать итальянцам в творческих поисках, они также увлекались изображением мира земного во всем его многообразии. Но в отличие от итальянских мастеров они не так радикально порывают с прошлым. Например, многие нидерландские мастера изображают человека не тогда, когда он позирует перед публикой, а когда находится в состоянии молитвы. На этих портретах открывается иной образ — образ души в общении с Богом. В этом особенно преуспел Ханс Мемлинг.

Об этом художнике известно не так много, хотя он стяжал мировую славу. Родился Ханс Мемлинг в 30-х годах XV столетия в Германии, в Зелигенштадте близ Франкфурта-на-Майне. Возможно, родовое имя его семья получила от близлежащей деревушки Мёмлинген. Учился сначала в Кельне, в его творчестве прослеживается влияние Стефана Лохнера, одного из наиболее утонченных немецких художников. Но жизнь и творчество художник связал с Нидерландами, куда переехал около 1460 года.

Предполагают, что в Брюсселе Мемлинг поступил в мастерскую Рогира ван дер Вейдена, самого крупного нидерландского живописца того времени. И, хотя документальных свидетельств об этом не сохранилось, влияние этого мастера хорошо видно: Мемлинг часто повторяет композиционные приемы ван дер Вейдена. Но при этом он находит свой художественный язык и свою манеру.

В 1465 году Мемлинг поселяется в Брюгге и получает гражданство. Здесь он становится членом гильдии Святого Луки. В Брюгге находятся многие его работы.

Сохранилась романтическая легенда о Мемлинге: будто он солдатом воевал в армии Карла Смелого, был ранен в сражении при Нанси (1477) и попал на лечение в госпиталь Св. Иоанна в Брюгге. Вылечившись, он в благодарность написал для госпиталя несколько картин и решил уже не покидать город. Действительно, Мемлинг писал картины для госпиталя, но к военным действиям отношения не имел. Возможно, как богатый горожанин он жертвовал определенные суммы Максимилиану I, воевавшему с королем Франции. Но не более.

Известно, что Ханс Мемлинг жил на Синт-Йорисстрат в квартале живописцев. Был женат на Анне Фалькенаре и имел троих сыновей: Яна, Корнелиса, Николаса. Умер 11 августа 1494 года, похоронен на кладбище церкви Св. Гислена.

Мемлинг был весьма работоспособен и получил широкую известность далеко за пределами Брюгге. Его заказчики жили в Англии, Франции, Италии. Среди них были Портинари, Медичи и другие влиятельные люди той эпохи.

Ханс Мемлинг.  Человек молящийсяТоммазо Рортинари с женой, 1470 г.

Например, знаменитый триптих «Страшный суд» (1466–1473) был выполнен художником для управляющего брюггским филиалом банка Медичи Якопо Тани. В этом шедевре проявились характерные черты североевропейской живописи XV века: монументализм и внимание к деталям, световые эффекты и изящество письма масляными красками, которые были в то время еще большим новшеством. Тема картины вполне средневековая, но отношение к человеку уже гуманистическое. Показывая низвержение грешников в ад, Мемлинг избегает грубого натурализма в изображении их мучений. Он сочувственно передает обреченность, ужас, боль в чертах лиц персонажей. А сцены рая можно назвать вершиной мастерства Мемлинга, в них он достигает особой духовной высоты. Тут мы не видим ни садов, ни цветов, а просто вереница обнаженных людей с очень выразительными лицами подходит к воротам рая, их встречают ангелы и дают новые одежды. Можно сказать, что Мемлинг воплотил один из наиболее прекрасных и глубоких образов рая.

На створках этого триптиха можно видеть изображения донаторов (заказчиков) в молитвенном предстоянии. Такие же изображения встречаются и в других произведениях Мемлинга. Включая реальных людей в пространство картины, на которой изображен священный сюжет, художник стремился показать, как тесно соприкасаются священное и профанное, небесное и земное, божественное и человеческое. Стоит только отрешиться от суеты, встать перед Богом и открыть свое сердце, и человек тут же оказывается в духовной реальности. Он способен не только созерцать образы ада и рая, но и переживать встречу с Богом.

В одной из картин он изобразил и себя выглядывающим из-за колонны, словно он неожиданно оказался свидетелем чуда.

Мемлинг написал немало портретов. Большей частью это изображения брюггских горожан, людей самых разных — мужчин и женщин, богатых и бедных, но все они благочестивы, честны, искренни, в каждом ощущается духовная глубина. Именно это и ценит художник в своих моделях. Это он и пытается передать в портретах.

Интересно, что и персонажи Священной истории имеют у Мемлинга черты сходства с гражданами Брюгге. И те и другие равно просты и в то же время очень одухотворены.

Здесь нужно вспомнить, что Северное Возрождение имело одним из своих оснований духовное движение, получившее название «новое благочестие» (лат. Devotio moderna). Это движение мирян, охватившее в конце XIV — начале XV века Нидерланды и ряд других северных стран. Оно было направлено на обновление религиозной жизни, на возвращение к простоте веры, к духу раннего христианства. Движение ставило целью возродить живую связь человека с живым Богом. Классическим примером «нового благочестия» является книга Фомы Кемпийского «О подражании Христу» (лат. Imitatio Christi).

К концу XV века в Нидерландах Мемлинг мог уже видеть плоды «нового благочестия». В отличие от Италии, где гуманизм приводил к обмирщению жизни, здесь духовная жизнь становилась, напротив, более напряженной. Но она обретала новые черты: вера становилась более личным делом, молитва — более индивидуальной. И это духовное напряжение хорошо просматривается в портретах, написанных Мемлингом. Изображая человека в молитве, художник хотел показать его таким, каков он есть на самом деле, а не таким, каким он хотел бы казаться или каким видят его другие, и даже не таким, каким он мнит себя. Ибо только перед Богом человек обретает самого себя.

 

Автор: Ирина Языкова
Фото: wikipaintings.org

Работает на Cornerstone