Что наиболее примечательное содержала эпоха, не так давно канувшая в Лету? Естественно, ответов на этот вопрос может быть уйма. И они будут весьма разнообразны. Думается, что среди старшего поколения не только в нашей стране отыщется и такая категория людей, которые скажут: «Очень отрадно сознавать то, что мне довелось жить в эпоху, когда жили и творили такие личности, как Александр Солженицын, Дмитрий Лихачев, Андрей Сахаров, Билли Грэм, Александр Мень, Антоний Сурожский».
Митрополит Антоний Сурожский (Андрей Борисович Блум) с давних пор известен верующим практически всех христианских конфессий. Его книгу «Школа молитвы» на свой страх и риск стремились раздобыть и прочесть христиане разных церквей в Советском Союзе. В ней автор трактовал молитву как встречу с Богом, диалог с Богом, как благоговейное предстояние перед Богом. Радиобеседы Антония на евангельские темы о радостной встрече ищущих душ со Спасителем Христом, транслируемые Би-Би-Си, регулярно собирали у радиоприемников заинтересованных слушателей в самых отдаленных уголках нашей огромной страны.
В апреле 1991 года небольшая группа евангельских верующих из Тамбова смогла впервые побывать за границей, в Англии. После осмотра главных лондонских достопримечательностей мы вдруг оказались на территории православного храма. Неброский фасад серо-коричневого здания, скромно украшенный белыми колоннами, торчащие из-за деревьев приземистые хозяйственные постройки внутри маленького дворика. Когда наши друзья, местные пасторы, сказали, что здесь несет служение и проживает в церковной сторожке Антоний Сурожский, мы очень удивились и обрадовались.
Полдень. Время будничное. На территории храма ни души. Стучимся в одну пристройку, в другую — тихо. Мы замерли, прислушиваясь к каждому шороху.
Дверь открылась неожиданно, почти без шума. Мы увидели невысокого старца в простой серой рясе. Аккуратная седая борода, высокое чело и темные зоркие глаза придавали его лицу поистине апостольский облик.
— Вы ко мне? — спросил священнослужитель, окинув нашу группу спокойным пристальным взглядом. — Милости прошу, пожалуйста, проходите в храм…
Упругой поступью он двинулся по входному коридору, приглашая за собой гостей. Это и был Антоний Сурожский.
Мы не могли заметить на лице настоятеля храма даже тень недоумения, когда сказали о себе, что мы члены церкви евангельских христиан-баптистов. Антоний строго придерживался истинно христианского принципа: не спрашивай у посетителя, какой он веры и какой национальности, а служи ему чем можешь.
Антоний Сурожский — человек необычной судьбы. Выходец из старинной семьи дипломатов с русскими корнями по линии матери, он много путешествовал с родителями по странам Востока. В тридцатые годы семья переместилась в Европу. Антоний закончил медицинский факультет Парижского университета и долгое время работал врачом.
Разными путями приходят люди к встрече с Христом. Антоний пережил встречу с Иисусом через знакомство с Евангелием. Этому судьбоносному моменту предшествовал большой период мучительных поисков Истины.
— После выезда из Персии наша жизнь сложилась вполне комфортабельно, и я испугался такого счастья, — рассказывал Антоний. — Когда жизнь была сплошной борьбой, самозащитой или попыткой уцелеть, в ней была какая-то цель. Если жизнь бессмысленна, то не стоит и жить. И я себе дал зарок: если в течение года я не найду смысла жизни, я покончу жизнь самоубийством, потому что я не согласен жить для бессмысленного, бесцельного счастья. Однажды, когда я находился в летнем лагере молодежной организации скаутов, наш руководитель пригласил христианского проповедника для беседы. Им оказался Сергей Булгаков, я тогда даже и не знал, что это знаменитый богослов. Он говорил о евангельских добродетелях: терпении, кротости, смирении. Но я был тогда очень горд, самоуверен, меня так и подмывало опровергнуть проповедника.
Придя домой, я попросил у мамы Евангелие и решил прочитать самое короткое, от Марка. И тут со мной случилось то, что бывает иногда на улице, когда идешь — и вдруг повернешься, потому что чувствуешь, что кто-то на тебя смотрит сзади. Я читал Евангелие медленно, и между началом первой и началом третьей главы я вдруг почувствовал, что по ту сторону стола стоит Христос. Я остановился и посмотрел. Когда я смотрел прямо перед собой на место, где вроде бы никого не было, я сознавал, что тут стоит Христос, несомненно. Если Христос живой стоит тут, значит, это Воскресший Христос, и значит, все, что о Нем говорят верующие, правда. И мне остается только принять Правду Божью, и тогда жизнь обретает смысл. Нельзя жить ни для чего другого, как для того, чтобы поделиться с другими тем же чудом, которое мне открылось. Ведь есть тысячи людей, которые об этом ничего не знают. На следующее утро я вышел из дома с преображенным сердцем. Я думал о том, как Бог любит человека. Бог так нас умеет любить, что готов с нами разделить все без остатка, лишь бы спасти душу от вечной гибели… Та встреча с Богом во время чтения Евангелия не только изменила мое мировоззрение, но и зажгла веру, определила жизненный путь…
Митрополит Антоний Сурожский (фото ИТАР-ТАСС)
— Как долго служите вы здесь, в лондонской церкви? — спросили мы, осматривая храм.
— На здешнем приходе я уже сорок два года, приехал из Франции как христианский лектор. Но Господь так распорядился моей судьбой, что я стал настоятелем лондонского храма.
— Члены вашей общины — в основном русские эмигранты?
— Мне приходится духовно окормлять уже пятое поколение русской эмиграции. Есть и коренные англичане. Общая численность — полторы тысячи человек. Богослужение мы проводим на двух языках — русском и английском. Церковное здание приобрели в 1956 году. Были большие финансовые трудности, но количество жертвователей резко возросло в связи с одним чудесным явлением. Один прихожанин неожиданно увидел на потолке храма свои руки. Они были покрыты ранами и язвами. Прихожанин сразу вспомнил концлагерь, изнурительные работы, неизлечимую болезнь рук, грозившую ампутацией. Господь исцелил его, руки стали совершенно здоровыми. И вот теперь Бог вновь напомнил ему о былом. «Я избавил тебя от болезни, что же сделал ты для Меня?» — так понял Божье знамение этот человек.
— Как вы считаете, люди приходят к Богу только под влиянием каких-то тяжелых обстоятельств, жизненных невзгод, тяжелых потрясений?
— Чем больше скорбь, тем ближе Бог, — так говорили на Руси. Житейские передряги, болезни, потеря близких, вне сомнения, подталкивают человека к поиску Вечного Бога, пробуждают жажду встречи с Ним. Но эти факторы не единственные. «Почему у ваших прихожан такие просветленные лица после службы?» — донимал меня вопросами один атеист. «А вы приходите вместе с ними в храм, слушайте проповедь, молитесь, и тогда сами узнаете». «Ничего не понимаю, что со мной произошло, но мне стало очень хорошо. Чувствую, что Бог прикоснулся и ко мне. Прямо небо спустилось в душу», — признался этот человек впоследствии.
Став полукругом возле дверей алтаря, мы попросили разрешения спеть во славу Божью.
— Да, пожалуйста, — сказал Антоний.
Под сводами храма в исполнении нашей певческой группы прозвучал псалом «Как любящий Отец милует сынов своих…».
Благоговейно выслушав протестантское песнопение, Антоний помолчал немного, как будто припоминая что-то, и сказал:
— Из моей духовной биографии нельзя вычеркнуть имя одного баптиста. Мы с ним никогда лично не встречались. Но я повстречался с его книгами. И они вызвали у меня большой интерес. Это профессор Владимир Филимонович Марцинковский. «Сущность христианства», «Наука и религия» — эти его работы глубоко запали в душу. Он ведь тоже трудился на ниве христианского просвещения. И я многому научился от Марцинковского, читая его труды.
— А вы продолжаете сейчас писать духовные книги? Они в России очень востребованы.
— Материала накопилось очень много, но для обработки требуется много времени, а его катастрофически не хватает. Кроме непосредственных пастырских забот мне приходится писать постоянно немало писем, до двух тысяч в год.
Проповеди, статьи и беседы Антония Сурожского — это продолжение его жизни. Жизни, отданной служению Богу и людям. Тогда, в свои 77 лет, он выглядел бодрым, подтянутым и вдохновенным. Его по праву можно отнести к тем мужам веры, о которых псалмопевец Давид сказал, что «они и в старости плодовиты, сочны и свежи, чтобы возвещать, что праведен Господь…» (Пс 91:15–16).
«Антоний Блум — очень современный человек в лучшем смысле этих слов, потому что он не уклонился от того, чтобы с полной внутренней честностью перечувствовать и продумать опыт нашего времени, — писал известный ученый член-корреспондент Академии наук Сергей Аверинцев. — Он никогда не поддается соблазну уйти из реальности. Но, будучи нашим современником, он одновременно современник святых древних времен, ибо духовные вопросы стоят для него с той же жгучей серьезностью, с какой стояли для них»*.
Простые рабочие, стар и млад, домохозяйки и высокообразованные интеллектуалы шли на духовные беседы к пастырю. Оно понятно, ведь встреча с мудрым человеком, разговор с ним сродни путешествию к горным вершинам. Тут слышен голос вечности, оттого на душе становится легко и спокойно. Такие подвижники Евангелия, как Антоний Сурожский, видят свое призвание в том, чтобы готовить ищущим душам самую наиважнейшую и спасительную встречу — встречу с Живым и Истинным Богом.
Несмотря на изобилие вокруг различных вещей, культов и кумиров душа подсознательно тоскует об этой встрече. Есть рассказ об одном старом крестьянине, который после богослужения еще долгое время оставался внутри церкви, не сходя со своего места. И, когда у него спросили, что он сейчас делает здесь, тот ответил: «Я смотрю на Бога, а Бог смотрит на меня — и мы оба очень счастливы».
Вся наша жизнь на земле есть ожидание встречи. Одни встречи оставляют глубокие зарубки на сердце, другие же улетучиваются, не оставив следа. Не прошли ли мы мимо главной Встречи, которая повернет нас от бессмысленных суетных дел к полноценному бытию? Встреча с Иисусом откроет нам подлинный праздник жизни. По слову апостола Павла, «Он недалеко от каждого из нас… мы... им живем, движемся и существуем» (Деян 17:27–28). А Он разве не предвкушает радость встречи? Господь и все воинства небесные радостно ликуют о том, «кто был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк 15:24).
* Аверинцев С. С. Предисловие к статье Е. Майданович «Без записок» // Новый мир, №1, 1991. С. 213.
Автор: Владимир Попов
Фото: из архива ХЦ «Возрождение», ИТАР-ТАСС