Тема

Разговор в пути

Татьяна Горбачева
Журнал/Архив/Номер 44/Разговор в пути

Разговор в пути

Любой путь к вере берет свое начало от соприкосновения с вечностью, Божьим величием и красотой. Происходит это по-разному: одни люди ищут смысл жизни, увлекаются то одним, то другим, пока, наконец, не разочаровываются во всем; другие проходят полосу неудач и достигают дна, а иные неожиданно сталкиваются с необъяснимым. Убежденность в истинности иной реальности, обретенную человеком без рациональных доводов и доказательств, верующие называют откровением. Откровение затрагивает глубинные чувства человека, дает ему увидеть иную реальность и смыслы, и это глобально изменяет его картину мира, привычки и поведение. Когда сердце встречается с Богом, душа находит покой в покаянии. Вот как описывает это переживание поэт Зинаида Миркина:

 

«И наконец-то все замолкло.
Как будто то, что вкривь да вкось,
Блуждало где-то долго-долго,
Внезапно в сердце собралось.
И стало сердце вновь единым,
Как над деревьями закат.
И все нашлось в его глубинах,
Как будто не было утрат».

 

Опыт соприкосновения с Богом доступен не всем — не все его замечают и не все, пережившие его, становятся верующими. Что происходит во время этой встречи? Что позволяет некоторым людям радикально изменить свой образ жизни и пережить возрождение?

На страницах Библии мы читаем о встрече с Богом, происходившей в разные исторические времена с разными людьми в разных странах. Бог открылся Аврааму, когда он любовался ночным небом; Моисею — когда тот пас овец; пророку Самуилу — когда он отходил ко сну и услышал свое имя в тишине ночи; апостолу Павлу — на дороге по пути в Дамаск, где он планировал жестоко расправиться с христианами. Эти встречи рождали в библейских героях веру, открывали иную картину действительности, давали силу изменять ситуацию и судьбы людей. Замечательная история из Евангелия от Луки (24:13–35) — одно из наиболее живых повествований Нового Завета, описывающих, что происходит в сердце человека во время встречи с Богом. Это история, описывающая, как два ученика Иисуса шли из Иерусалима в небольшое поселение Эммаус. Евангелист не только подробно описывает события, произошедшие после смерти Христа, но и раскрывает внутреннее состояние учеников на их пути к обретению личной веры.

Итак, спустя три дня после распятия Иисуса два Его ученика возвращались из Иерусалима домой. Они не входили в число двенадцати апостолов, имя одного нам известно — Клеопа, о другом ничего не известно. Происшествие, приключившееся с ними по дороге в Эммаус, описано необычайно ясно и живо. И это дает ученым основание предположить, что либо сам евангелист был непосредственным участником этого события, либо записал его со слов Клеопы. Об этих учениках оставлено мало сведений: они были с Иисусом во время Его чудесного служения и разделяли убеждение многих, что именно Он и есть долгожданный Мессия и Спаситель Израиля. Лука описывает и их глубокое разочарование — Учитель, тот, кого они почитали Божиим Помазанником, умер как простой человек, более того, был позорно распят, и их чаяния и надежды разрушились.

К ним присоединяется прохожий. Он идет рядом, но они не замечают его. Он прислушивается к их разговору, задает вопросы. Они делятся с ним своими мыслями. В их изложении истории последних дней слышится борьба страха и надежды. Все то, что они говорят, верно, но сути происходящего они не видят. Прохожий удивляется их неверию: «...о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!» и задает им вопрос: «Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» Он указывает им известные слова пророчеств о том, что Мессии надлежало пострадать, потому что «Он пришел исполнить закон». Постепенно прохожий развеивает их сомнения и воодушевляет верить. Его слова помогают им разобраться в ситуации, рождают интерес, дают уверенность в Божьем провидении. Теперь они знают основания веры, понимают, как Бог являл людям Свою милость через Учителя. Однако этого недостаточно.

В Эммаусе ученики приглашают прохожего разделить с ними ужин, но он собирается следовать дальше. Он словно хочет убедиться, что их приглашение не случайно. Ученики удерживают его, уговаривают остаться. Прохожий входит в дом и садится за трапезу. Только когда он, благословляя пищу, преломляет хлеб, ученики узнают в нем Иисуса. Наверное, было что-то особенное в Его благословении, что позволило им понять, Кто разделяет с ними трапезу. Если бы они не пригласили Его в дом, их жизнь не наполнилась бы радостью и они не пережили бы встречи с Воскресшим. Именно в момент преломления хлеба Бог дает им откровение Иисуса. Интересно, что явление воскресшего Христа происходит во время собрания учеников вокруг трапезы, когда Он разделяет хлеб и вино.

Явив Себя ученикам, Иисус исчезает: «…Он стал невидим для них» (Лк 24:31). Тогда они ясно осознают реальность Его воскресения и смысл спасения. Они вспоминают, что сердца их горели, когда Он «отверзал» им смысл Писаний. Теперь все их сомнения рассеялись, и они сами убедились, что Он — Спаситель. Переполнявшие чувства побуждают их вернуться в Иерусалим и поделиться радостью с другими учениками. По их возвращении одиннадцать апостолов сообщают им, что знают о воскресении от Петра. Когда Клеопа с товарищем рассказывают, что произошло с ними на дороге в Эммаус, Иисус является им всем, и апостолы сами становятся свидетелями Его воскресения. Он остается с ними для общения, толкования Писаний и трапезы.

Эта библейская история многое открывает нам о встрече людей с Богом. Во-первых, вера требует Божественного откровения. Веры в Иисуса воскресшего не было среди Его последователей, даже тех, кто был свидетелем Его распятия и смерти. Свидетельство женщин о Его воскресении показалось апостолам «пустым» и недостоверным. Вера возникла только после явления им воскресшего Иисуса, после их личного соприкосновения с Ним и свидетельства. Иными словами, их вера родилась через Божественное откровение. Так было и с Фомой, и с Петром (см.: Лк 24:34), и с учениками, шедшими в Эммаус. Они не узнали Его вначале, но Бог открыл им глаза во время общей трапезы с Иисусом. Человек не может «дойти» до веры в Бога сам, вера приходит только через действие Святого Духа и откровение.

Клайв Стейплз Льюис в своей книге «Просто христианство» поясняет: «Что касается познания Бога, то здесь инициатива исходит от Него. Если Он не откроет вам Себя, вы не сможете сделать абсолютно ничего, чтобы найти Его. Так оно и бывает: одним Он открывается в большей степени, чем другим, не потому, что у Него есть любимчики, а потому, что для Него невозможно открыть Себя человеку, чей разум и характер не находятся в соответствующем состоянии. Солнечный свет не может в пыльном зеркале отразиться так же ярко, как отражается он в чистом».
Однако путь к познанию Бога все же зависит от желания и поиска человека. Бог призывает человека: «Ищи лица Моего». История, рассказанная Лукой, говорит о заинтересованности учеников. Иисус мог уйти, и ученики, зная смысл пророчеств, остались бы без богоявления. Но они «удержали» Его, настоятельно пригласив к трапезе. Бог не совершает насилия над волей человека, Он обращается к нам и ждет, когда мы пригласим Его в дом нашего сердца.

Разговор в пути

Во-вторых, Иисус раскрыл ученикам смысл пророчеств Ветхого Завета. В свете жизни и жертвы Иисуса эти знакомые ученикам слова обрели иное звучание. Лука подчеркивает, что пророчества исполнились в жизни Иисуса, несмотря на их расхождение с мессианскими ожиданиями избавления Израиля. Иисус показывает, что недостаточно знать слова пророков, необходимо понимать их сердцем и принимать верою. Истинное понимание раскрывается при реализации Божьей воли в силе Духа Святого. Вера в Иисуса появляется не от знания Писания и не в результате соблюдения обрядов, ее отверзает личная встреча с Ним.

В-третьих, эта история на дороге, ведущей в Эммаус, очень динамична. В ней употреблено девять глаголов, связанных с движением. Двое учеников «шли» (24:13), Иисус «приблизившись, пошел» (24:15), они «подошли» к селению Эммаус (24:28), Иисус «показывал им вид, что хочет идти далее», Он «вошел и остался» (24:28–29), Он «стал невидим» (24:31), и они «встав в тот же час, возвратились» (24:33). Встреча Иисуса с учениками происходит во время движения. И это живое движение обогащается размышлением о Божьей воле, постижением смысла спасения, толкованием Писания, общением с Иисусом и свидетельством другим людям о воскресшем Господе. И это прообраз миссионерского служения, совершаемого «в дороге», в каждодневных буднях, когда благодаря апостолам Весть о спасении разнеслась по миру.

 

Автор: Татьяна Горбачева
Фото: из архива ХЦ «Возрождение»


Работает на Cornerstone