Тема

Встреча — акт сотворчества Бога и человека

Лилия Ратнер
Журнал/Архив/Номер 44/Встреча — акт сотворчества Бога и человека

Встреча — акт сотворчества Бога и человека

Антоний Сурожский сказал, что истинная вера начинается с момента Встречи. Вся Библия — это история Встречи Бога и человека.

Только Встреча с Богом лицом к лицу могла вырвать человека из плена языческих верований. Только Встреча могла родить веру у праотцов израильского народа, и примеров тому — множество. Только Встреча могла побудить Авраама выйти из Ура Халдейского и идти в неизвестность. Она же дала ему силы согласиться на заклание долгожданного сына.

Моисей под влиянием Встречи взял на себя миссию вести израильский народ в Землю обетованную. Все эти сорок лет хождения по пустыне были непрерывной Встречей — общением с Богом: и у Неопалимой Купины, и на горе Синай, и в молитвах о пище и воде для народа. Господь был с Моисеем, говорил с ним.

Нечеловеческая сила Самсона — не что иное, как результат Встречи. Именно она дала ему силу для того, чтобы побороть льва: «И сошел на него Дух Господень, и он растерзал льва как козленка, а в руках у него ничего не было» (Суд 14:6), а также и для победы над филистимлянами. И далее: «...сошел на него Дух Господень, и веревки… сделались, как перегоревший лен, и упали узы его с рук его» (Суд 15:14).

Иов в покаянии говорит Богу: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов 42:5, 6).

Давид, другой великий человек Ветхого Завета, перед самым сражением с Голиафом, еще будучи юным пастухом, снимает с себя доспехи и незащищенным, только с пращой, выходит к Голиафу, говоря: «Ты идешь против меня с мечом, копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа». И в псалмах мы видим то же самое — уже царь Давид уповает на Бога более, чем на человеческую силу: «Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся: они поколебались и пали, а мы встали и стоим прямо» (Пс 19:8–9). И не только в воинских подвигах, но в творческом, певческом даре Давида осуществляется их Встреча. То ли Давид поет Господу, то ли Господь поет в Давиде. Мать Мария Скобцова в своей книге «Жатва Духа» так говорит об этом: «Во имя ли Божие, во славу ли Божию совершает все свои деяния Давид, или им совершает, как орудием, Свои деяния Господь?» Это — тайна, но это есть осуществление замысла Божьего, входящего в творческую силу человека в момент Встречи с Ним.

Именно Встреча дала великим пророкам Ветхого Завета — Исайе, Иеремии, Иезекиилю и другим — дар пророчества, предвидения и силу сказать истину народу.

Все Евангелия, все христианские истины, запечатленные евангелистами, изобилуют сюжетами Встреч. Евангелие от Иоанна — это законченный трактат о человеческом и Божественном сотворчестве, состоявшемся в результате целой цепи Встреч. Вне этих Встреч творческие взаимоотношения Бога и человека просто не существуют. Почти в каждой главе Евангелия от Иоанна есть свидетельства такого сотворчества, явившегося результатом неразрывной связи человека с Богом Сыном и через Него с Богом Отцом.

Вот немного из этих текстов: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня…» (Ин 6:44); «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин 15:4–5); «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод…» (Ин 15:16). Все это цели и результаты Встречи человека с Сыном, а через Него — с Отцом. Именно так задуман наш мир — человек должен вместе с Богом осуществить Его замысел. Господь Сам умеет найти тех, кто ищет Его, Он находит людей в самых неожиданных местах. Поэтому Встреча так абсолютна и так бесспорна. Переживший ее не сомневается в ее истинности.

Вот братья рыбаки Петр и Андрей — Иисус, проходя мимо, бросает: «Следуйте за мной». Они ни минуты не медля оставляют сети и идут за Ним. Вот мытарь Матфей, считающий деньги и поглощенный этим занятием. Услышав «Следуй за мной», он оставляет свой ящик и присоединяется к Учителю.

А вот удивительная история, происшедшая еще с одним мытарем — Закхеем. Закхей привык к тому, что все смотрят на него с отвращением. Но он хочет, жаждет увидеть Иисуса. Он мал ростом и не останавливается перед несолидным поступком — влезает на дерево, на высокую смоковницу, чтобы, прячась в ее листве, увидеть Того, к кому его влечет душа. Усилия Закхея не остаются тщетными. Иисус поднимает голову, и Его взгляд встречается с взглядом Закхея. Закхей поражен: в глазах Иисуса — ни осуждения, ни суровости, только ласка, изумление и свет. Сердце Закхея наполняет неизъяснимый мир и ликование. Все происходит мгновенно, он не успевает произнести слова покаяния. Они и не нужны — Иисус увидел покоренное сердце, этого достаточно. Иисус не боится осуждения из-за того, что Он общается с грешником, со всеми презираемым мытарем. Он зовет его по имени, как старого знакомого. Кажется, что не Закхей, а Сам Иисус искал Встречи. Этого мало. Он говорит: «Слезай скорей, Я буду у тебя в гостях».

Наша греховность — высокое дерево. Господь зовет каждого, кто хочет спрятаться в зарослях обид, сомнений, гордыни. Грешник должен спуститься, и тогда Господь сможет возвысить его до праведности. Эта неожиданная Встреча с незаслуженной любовью рождает в душе грешника подлинное покаяние и горькое сожаление о грехах прошлой жизни. Но и этого мало — ему открыт путь к жизни новой. Когда Господь входит в дом грешника, грех выходит оттуда навсегда.

Величайшая перемена происходит в жизни Закхея (см.: Мф 19:2–8). И мы видим в Евангелии все этапы этой перемены: жажда Встречи, послушание, радость и, наконец, щедрость. Он послушался и поспешно спустился. Как созревший плод упал он к ногам Иисуса. (Вспомним другую смоковницу, бесплодную, которая не смогла дать плода и была сожжена.) Затем он принимает Иисуса в своем доме. И наконец, он свидетельствует, что исцелен от жадности: «Господи! Половину всего, что у меня есть, я отдаю нищим». Это — голос спасенной души. Иисус назвал Закхея сыном Авраама не за кровную принадлежность, а за веру, которую тот явил.

Так совершилась та удивительная Встреча с тем Единственным, Кого мы все ищем, так как человеческих усилий, чтобы спастись, недостаточно. Иисус провозглашает: «...ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк 19:9–10). Старец Зосима в романе Достоевского «Братья Карамазовы» говорит: «Бог взял семена из миров иных и посеял на сей Земле… и взращенное живет лишь чувством соприкосновения мирам иным».

Если Закхея он нашел на смоковнице, то Никодим пришел сам. Никодим, уважаемый учитель, фарисей, тоже пережил прикосновение Истины. Но в отличие от Закхея, которому терять нечего, он бережет свой престиж и приходит к Иисусу ночью. Их беседа знаменательна. «Должно человеку родиться свыше», — говорит Никодиму Иисус.

Самарянку Он находит у колодца. Или она Его находит? Женщина поражена тем, что не встречает в Иисусе, иудее, привычного ей осуждения, напротив, в Его словах понимание и прощение. Ей первой открывается Он как Мессия. Она радостно принимает Его и становится миссионеркой в своем народе.

Как и самарянка, мы в глубине души испытываем неутолимую жажду истины. Мы мечемся от одного колодца к другому, но обычная вода не способна утолить жажду души. Чтобы исцелить ее, недостаточно пассивного ожидания, необходимо жаждать Встречи. Когда человек оказывается перед Христом, наступает конец власти греха. Мы освобождаемся от внутренних оков, от обид, зависти, ревности, ропота, опустошающих жизнь. В глазах Бога каждый из нас значит много, мы дороги Ему. В тот момент, когда мы встречаем Его лицом к лицу, Он возвращает нас на твердую почву истины.

После вознесения сила Его присутствия становится невидимой, но не менее, а, может быть, более ощутимой. Ему нужно было покинуть этот мир, чтобы мы обрели незримое присутствие здесь и навсегда. Благодаря вознесению Он пребывает с нами во все дни до скончания века, так как теперь Он обретает безграничную власть и все наполняет Своим присутствием.

Господь и сегодня дарит нам эти счастливые Встречи. Надо только быть внимательными и не пропустить их. Он может прийти в самый неожиданный момент: на работе, в транспорте, даже во время чтения антирелигиозной брошюрки (как случилось с одним моим другом), иногда Он неожиданно напоминает о Себе при виде рекламного щита или при просмотре телепрограммы. Радость и мир, охватывающие нас в момент Встречи, свидетельствуют, что это Он касается наших сердец среди грохота и суеты современной жизни. Он с нами во все дни до скончания века!

 

Автор: Лилия Ратнер
Фото: из архива ХЦ «Возрождение»


Работает на Cornerstone