Кто из нас не хотел бы оказаться в победившей команде? Вкус победы ощутить хочет каждый. Я не встречал, пожалуй, никого, кто предпочел бы триумфу поражение. Мы по натуре стремимся побеждать. Тренер Университета Алабамы Пол Брайант по прозвищу Медведь как-то сказал: «Выигрыш дорого тебе обходится, но и награда велика». Его тезка, апостол Павел, сказал: «Я... стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп 3:13–14).
Какое сражение в истории человечества можно назвать величайшим? Какая победа далась самой большой ценой? Кто одержал ее, и каковы были трофеи? Величайшая из битв в истории человечества — битва добра со злом. Она произошла на Голгофе, на холме, неподалеку от стен Иерусалима. Победу одержал Иисус Христос — ценой Своей крови. Наградой Ему было спасение душ человеческих.
Иисус три года жизни провел с апостолами, с двенадцатью избранными Им людьми. Вместе с ними Он исходил множество дорог, плыл по бурным водам, учил их, в том числе Он говорил им: «… Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет» (Мф 20:18–19).
Иисус приоткрыл для них завесу будущего, но они не разумели, они и представить себе не могли, что Тот, Кого они почитали царем, может быть отдан в руки простых смертных на поругание. Они считали Его другом и звали Его учителем. Они верили в то, что Он и есть тот самый обещанный Мессия, недаром Он проповедовал спасение и грядущее Царство.
Пасха в Иерусалиме была днем памяти, самым святым днем для иудеев. В этот праздник они вспоминали победу, освобождение от долгой жизни в рабстве, от египетского плена. Иудеи времен Иисуса не понимали одного: они заменили узы египетского рабства религиозными обрядами, получив еще и римское правление.
Иисус был послан с небес, чтобы страдания народа Божьего стали Его страданиями и чтобы провозглашать, что грядущее царство — это Царство Божие, а не государство в том виде, каким обычно его представляют себе люди. Он проповедовал не религию, а личные отношения с Богом, близость, которой Сам Господь хотел от людей. Они не смогли увидеть, что закон Божий открывал грех человеческий. Им не нравилось считать себя грешниками. Гордость и религиозные традиции закрыли им верное понимание закона, разумение простой истины: все они грешники, нуждающиеся в прощении. Они продолжали пытаться жить по закону и отказывались верить в то, что Иисус пришел исполнить закон (см.: Мф 5:17), очистить их ценой своей крови.
Многим ходившим с Иисусом нравились в основном чудеса, которые Он творил. Им нравились слова о мире и любви. Но, продолжая приносить жертвы, они отвергали идею о том, что Мессии придется пострадать за всех. Они проглядели, что все эти жертвоприношения указывали лишь на Крест Христов. Библия говорит: «…это есть тень будущего, а тело — во Христе» (Кол 2:17). Но, когда Христос говорил о своей смерти и о грядущих страданиях, многие отворачивались от Него, не желая признавать, что все мы грешны и что каждому надо покаяться в своих грехах и уверовать во Христа.
По мере того как приближалась Пасха в тот год, «все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти» (Мф 27:1). Надвигавшаяся буря омрачила городское торжество. В Иерусалим на самый главный религиозный праздник отовсюду стекались люди. Это было время воспоминаний, провозглашения того, что сей есть народ Божий. Вместо этого собралась толпа, потребовавшая крови Сына Божия — Того, Кто пришел освободить их от рабства греха и закона, который они не могли исполнить.
Никто из свидетелей крестных страданий и смерти Христа не посмел бы подумать, что царивший там хаос предвещает победу. Действительно, как могла бы обернуться триумфом такая трагедия, когда Христа не просто казнили, а издевались над Ним, унижали Его? Чтобы найти верный ответ на этот вопрос, надо обратиться к Книге книг, к Библии.
Иисус добровольно принял смерть на кресте, чтобы отождествить Себя со всеми, кто ищет правды. Вы не из их числа? Вы слышали, что Иисус сказал на кресте? Мы все были там — и вы, и я. Да, разумеется, мы еще не родились к тому моменту, но наши грехи были там. Проблема не в тех, кто непосредственно участвовал в его страданиях и казни, — солдатах, разбойниках, иудейских начальниках, прохожих. Наши грехи пригвоздили Его к кресту.
Никто не мог бы заставить Господа Иисуса идти на крест, если бы Он Сам не хотел пойти. Он Сам пожертвовал жизнью ради грехов всего мира. Он страдал и умер добровольно, позволив нашим грехам пригвоздить Его к кресту.
Писание говорит нам, что мы обречены быть навеки оторванными от Бога, ибо грех отделяет человека от Господа. За грехом неумолимо должно идти наказание: «...душа согрешающая, та умрет» (Иез 18:4). В 18-й главе Книги Иезекииля пророк указывает на то, что это «слово Господне» (Иез 18:1) для народа, и снова повторяет это в 20-м стихе. Но Господь Иисус сказал: «Я умру вместо них. Я возьму на Себя их осуждение. Я возьму на себя их смерть. Я пойду на крест». Именно это Господь сделал для нас с вами. Две тысячи лет назад Господь пригласил падший и погрязший во грехах мир к подножию Креста. Там Он предал наши с вами грехи пламени, и они сгорели дотла.
Когда Иисус умирал на кресте, в небесах шла невидимая нам битва вселенских масштабов. И в конце концов Христос восторжествовал над злом, смертью и адом, даровав нам самую большую надежду — надежду на вечное прощение.
Хотя Крест — отталкивающая реальность, он и привлекает к себе. В нем есть нечто невыразимо притягательное. Однажды побывав у подножия голгофского Креста, меняешься на всю жизнь. Крест показывает нам грех в самом неприглядном виде, но он же показывает нам, сколь велика любовь Божия: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин 15:13).
Автор: Билли Грэма (статья является отрывком из книги Билли Грэма The Reason for My Hope: Salvation. Используется с разрешения издательства)
Фото: из архива ХЦ «Возрождение»