Память имеет одно очень утешительное для человека свойство: мы способны забывать. Но стираются из памяти не только травмирующие воспоминания, но и лица самых дорогих людей. Стираются пейзажи — мы не можем вспомнить их в деталях. Блекнут впечатления, ощущения, уходят запахи — мы никак не можем удержать их во всей их свежести и остроте. Что же остается? Остаются все те мгновения, которые мы смогли остановить. Запечатленные в стихах, прозе, картинах, песнях, музыке, они остаются жить, пробуждая в нас воспоминания. Когда мы соприкасаемся с ними в произведениях искусства, они снова и снова тревожат душу, и нередко слезы благодарности и восторга посещают нас.
Я храню в памяти целую галерею дорогих образов. С кем-то из этих людей я провела значительную часть жизни, с кем-то общалась часто, с кем-то — редко. Кто-то всегда помогал мне, заботился обо мне, кому-то помогала я, кто-то просто был рядом. Но все они создали ту неповторимую атмосферу, то неповторимое пространство, те условия жизни, которые стали лучшими для меня. Что же объединяет их?
Я пишу эти строки, а передо мной на столе стоит фотография мозаичного изображения Амвросия Медиоланского из капеллы Сан-Витторе, что в базилике Сан-Амборджио. В светлых одеждах он изображен на зеленом, или, как сказали бы в доспектральные времена, нефритовом, фоне. Его лицо, и одежда, и второй план — все составлено из цветных осколков стекла и камней. Эта мозаика V века очень красива и, как считают, реалистична. В ней не найдешь двух одинаковых камней, но в ее пространстве — единство.
Люди в чем-то подобны мозаике — так сочетаются в нас разные, светлые и темные, качества, черты характера, поступки, мысли и слова. Но удивительно то, что во всех нас — в рабочих и ученых, артистах и учителях, сантехниках, продавцах, врачах, в успешных и не очень менеджерах, в студентах и школьниках, в детях и взрослых — в таких, какие мы есть, втой или иной степени можно разглядеть добро, любовь, сочувствие, сострадание — качества, которые наши «темные камешки» лишь оттеняют и которые, проявившись в нас, сияют и горят сквозь времена подобно электрическим лампочкам на елке в зимнюю ночь. Это теплится в людях образ Божий.
Я благодарна всем, кого я встретила, — и близким, и далеким мне по духу. Порой чувство благодарности посещает нас не тогда, когда человек рядом с нами, а когда его нет — он где-то далеко или уже ушел в вечность. А мы только просыпаемся для благодарности. Тогда важно позвонить. Или помолиться.
Кажется, что вот люди уходят, умирают, и всё — больше нет с ними связи. Но у Бога времени нет. А мы все связаны нитью времени, нанизаны на него, словно бусины. Каждый человек — часть огромной гирлянды, он связан с другими, что-то воспринимает и что-то передает им. И это возможно лишь потому, что во всех нас так или иначе запечатлен Его Образ.
Теперь, когда мне уже немало лет, я понимаю, что в той или иной степени в самых разных людях я всегда видела, а теперь вижу все чаще этот объединяющий нас Образ. Во всей полноте Он воплотился в Христе. Именно Он так привлекателен в людях, именно Его мы всегда ищем в себе и в других. В одних людях Он проступает более очевидно, в других менее. Он и есть та ось, на которой держится вся наша жизнь.
Господь подает всем нам — верующим и неверующим — феерическое разнообразие жизненного пространства, наполняет чувствами, переживаниями, радостью познания, общения, узнавания, причащения друг другу.
Христос пришел, чтобы пробудить к жизни, спасти, вывести душу человека из реки забвения, очистить ее, чтобы образ Божий не покинул человека, но преобразил его. Чтобы мы обозначили свое место в этом мире, увидели его таким, какой он есть, и сделали данную нам благодать Божью хотя бы частично своей.
Автор: Екатерина Гуляева
Фото: из архива ХЦ «Возрождение»