Детство кончается, и человек входит в новый период своей жизни. Я бы не назвал детство лучшим или счастливейшим временем. Оно — первый этап, за ним следуют другие, и в каждом из них тоже есть свои дары и свое счастье. Тем не менее есть люди, для которых детство — единственный жизненный период, который никогда не проходит. Жизнь как бы останавливается и не осуществляется.
Такая «детская болезнь» — знамение нашего времени. Большинство взрослых испытывают рецидивы «детской болезни»: совершают необдуманные поступки, оправдываются слабостью или незнанием, обвиняют в своих ошибках других людей или строгие законы. Это случается особенно часто, если подросток отказывается взрослеть, не идет дальше по жизни, а прячется от нее внутри себя, проявляя при этом безответственность, эгоизм, потребительство.
Болезнь болезни рознь. Есть болезни роста, а есть болезни застоя. «Детская болезнь» взрослых — из числа последних, самых страшных. Ведь жизнь требует от человека взросления, а вечное детство лишает его будущего, чего-то большего по сравнению с тем, что у него есть теперь, — полноценной жизни.
«Детская болезнь» поражает способность детей и взрослых брать ответственность за свой выбор и свой завтрашний день, а значит, ставит под вопрос будущее цивилизации.
«Они же еще дети», — говорят взрослые в ответ на шалости младших. Эти же слова люди шепчут сквозь слезы и в судах, где слушаются дела о преступлениях «детей».
Быть ребенком стало выгодно. Если правильно воспользоваться своим положением, можно получить максимум заботы и понести минимум ответственности.
Ювенальная юстиция предполагает особо лояльное отношение к несовершеннолетним нарушителям. Вроде бы все верно, детство как возможность лучшего нужно беречь и защищать. Но часто оказывается, что, защищая детство, защищают безответственность и безнаказанность, себялюбие и своеволие, настаивая на невиновности и неподсудности юных нарушителей.
Удивительно, как в нынешних условиях культа свободы легко спрятаться от настоящей свободы. Достаточно напомнить о своем несовершеннолетии, и тогда позволено все, а спросу — никакого.
Воспевая свободу, стоило бы воспитывать в ребенке ответственность, без которой не бывает самостоятельности. Иначе возникает риск новой тирании — тирании свободы. Незрелая внутри, безответственная перед другим, не сдерживаемая никакими принципами свобода становится для человека опасным врагом. Инфантильная свобода капризна, избалованна, болезненно эгоистична, требовательна, неблагодарна.
В современной культуре потребления смысл слов вывернут наизнанку. Свобода сделать правильный выбор подменяется вседозволенностью делать что хочется. Слова Христа «будьте, как дети» превращаются в оправдание безответственности. Жизнь обретает обратную перспективу: никто не хочет расти и взрослеть, все хотят «вернуться в детство», «пожить для себя», удовлетворить свой любой каприз, ни в чем себе не отказывать. Прикрываясь детскостью, наивностью, простотой, люди часто пытаются уйти от ответственности, обойти законы, использовать окружающих, «по-детски» добиться своего.
Инфантилизм — «детская болезнь» замедленного или остановившегося развития. Это наивная жизнь в «здесь и сейчас» без завтрашнего дня. Это жизнь без ответственности за нее. Игры вполне взрослых людей в детство сопровождаются притворством и приспособленчеством. Когда такая игра становится способом жизни, люди не способны признаться в том, что заигрались, застряли в детстве, остановились в развитии.
Вот лишь некоторые симптомы «детской болезни» взрослых.
Зацикленность на себе. «Детская болезнь» взрослых проявляется в обостренном эгоизме. Окружающая нас культура построена на культе собственного «я», но по-настоящему зрелый человек чаще говорит «мы», чем «я». Взрослый чувствует и проявляет ответственность за себя, ближних и дальних. Он готов служить другим, а не вынуждать других служить себе. Напротив, «взрослый ребенок» охотно принимает, но никогда не отдает; ему все что-то должны, он — никому; его мир не гео- или гелио-, а эгоцентричный.
Манипулятивный характер. «Взрослый ребенок» добивается своего не аргументами или трудом, но использованием других. Прогрессирующая «детская болезнь» проявляется в хитрых и «эффективных» решениях на потребу дня, выгоды ради, но постепенно приводит к неспособности принимать важные решения. Если не принято фундаментальное решение о смысле и цели личной жизни, ситуативные решения превращают жизнь в хаос.
Податливость влияниям. Использование других приводит к зависимости от других. Со временем оказывается, что у «взрослого ребенка» нет ничего, что бы он ни выпросил, ни выманил, ни украл у других. Сильный «ребенок» может требовать, слабый — лишь просить. И то и другое — форма зависимости, несамостоятельности.
Увлеченность вещами. Наихудшая форма зависимости — зависимость от вещей. Жизнь без высокой цели и без ценностной основы лишается системы координат, становится игрой вещами. «Взрослый ребенок» жадно хватает вещи, забывая о благодарности. Хуже всего то, что и родители, и друзья, и животные, и растения для таких людей не более чем вещи, которые нужно использовать для себя.
Эти и многие другие проявления «детской болезни» вынуждают поставить неутешительный диагноз человечеству: тысячи лет истории не сделали человека взрослее.
Без Бога человек не может в полной мере стать собой. Согрешившие Адам и Ева не придумали ничего лучшего, чем спрятаться от Бога и сделать себе игрушечные платья из листьев. Все, на что способен человек сам по себе, — детские игры: кража недозволенного, прятки, переодевания, отговорки.
В то же время человек тешит себя своей взрослостью, хочет выглядеть самостоятельным и важным. Когда идеи прогресса триумфально шествовали по миру, многие религиозные философы заговорили о взрослении человечества, которое якобы настолько окрепло, что больше не нуждается в Отце, Его опеке и Его законах.
Сегодня стоит откровенно признать: красивая теория о совершеннолетии человека оказалась не более чем наивной мечтой. «Человек разумный» предпочитает быть «взрослым ребенком», избегая свободы и серьезных решений. Но можно ли подобное «выживание» считать полноценной жизнью?
Бог ожидает от человека свободного и ответственного решения — кем быть, как жить. Перспектива роста открывается в присутствии Бога, через возвращение к Отцу. Библейские послания адресованы детям и отцам, отрокам и юношам. Апостолы учат о «мере полного возраста Христова» (Еф 4:13) и о том, что пора уже становиться учителями (см.: Евр 5:12): «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое» (1 Кор 13:11).
Не отрицая детства, вспоминая его с благодарностью, нужно сказать «да» новым перспективам, вызовам жизни. В конце концов, человек рождается не для того, чтобы баловаться и виновато прятаться от родителей, а чтобы жить — свободно, ответственно, полноценно.
Лишь примирившись с Отцом, можно стать по-настоящему взрослым.
Автор: Михаил Черенков
Фото: из архива ХЦ «Возрождение»