Тема

Время кайрос – здесь и сейчас

Андрей Рябенко
Журнал/Архив/Номер 43/Время кайрос – здесь и сейчас

Время кайрос – здесь и сейчас

История — это разворачивание земных событий во времени. Каждый из нас так или иначе имеет отношение к истории. Николай Бердяев писал: «Человек есть в высочайшей степени историческое существо. Человек находится в историческом, и историческое находится в человеке. Между человеком и “историческим” существует такое глубокое, такое таинственное в своей первооснове сращение, такая конкретная взаимность, что разрыв их невозможен. Нельзя выделить человека из истории, нельзя взять его абстрактно, и нельзя выделить историю из человека, нельзя историю рассматривать вне человека и нечеловечески. И нельзя рассматривать человека вне глубочайшей духовной реальности истории»1.

Парадоксально, но даже бездействие масс — это тоже действие. С молчаливого согласия большинства совершаются глобальные мировые процессы. И я — невольный участник этих процессов.

Как мы ощущаем время, в котором живем? Чувствуем ли полноту ответственности за каждый его миг?

Пауль Тиллих обращается к греческой терминологии, чтобы глубже понять рассматриваемый предмет. Есть формальное время, механическая длительность, которое обозначается термином «хронос», а есть «подлинное время», благоприятное, исполненное содержания и смысла, которое, в свою очередь, обозначается термином «кайрос».

По мысли Тиллиха, кайрос — это момент полноты времени, когда Вечное врывается во временное. Любое такое вмешательство мы называем чудом или откровением, это нечто такое, что выпадает из цепи причинно-следственной связи. Это когда Бог к нам обращается, и нужно внимать таким моментам.

«Кайрос в его уникальном и универсальном смысле есть, для христианской веры, воплощение Иисуса Христа»2, — делает важное уточнение Тиллих. Это самое конкретное и непосредственное вмешательство Бога в историю.

В чем-то созвучен Тиллиху другой мыслитель, Карл Барт, который акцентирует внимание на моменте воскресения Христа. Это настолько уникальное событие в истории, настолько «кайросное», что он его даже отказывается называть историческим. Этот момент хорошо отмечает Кристер Р. Сайрсинг в предисловии к русскому изданию  бартовского «Послания к Римлянам»: «Откровение Божье — математическая точка, не занимающая никакого определенного “места” в пространстве. Откровение Божье не историческое событие в череде прочих событий мировой истории, но неисторическое явление, кладущее истории начало и конец. Оно совершается во времени, которое превыше всякого времени, в месте, не имеющем локализации в пространстве. Это “невозможная возможность”»3.

Создается впечатление, что мы сейчас живем в ситуации безвременья. Церковные «консерваторы» видят подлинные свершения в прошлом (явление Христа, деяния апостолов, труды и подвижничество отцов церкви, Вселенские соборы), «революционеры» ожидают их в будущем (Второе пришествие Христа, Апокалипсис, Тысячелетнее царство). Похоже, что мы не знаем, что делать с настоящим. Нет никаких свершений, и даже нет желания их совершать, Бог будто бы перестал являть миру Свои откровения, а человечество исчерпало все ресурсы для подвигов. Нас поглотила голая обыденность, которая делает церковь беспомощной перед вызовами современности.

Понимание христианами времени как кайроса может сослужить отличную службу. Оно открывает нам отличные возможности, вдохновляет и призывает к ответственности. Конечно, не мы делаем обычное время временем кайрос, это прерогатива Бога, но мы можем жить, предвкушая и ощущая его. Призывая Имя Божье, призывая Его к действию и сами активно вовлекаясь в действие, мы уже делаем время в каком-то смысле более «настоящим», мы даем место чуду. Мы наполняем время содержанием и смыслом.

Тиллих писал: «Для того, кто осознает динамический творческий характер жизни, время насыщено напряжениями, чревато возможностями, оно обладает качественным характером и преисполнено смысла. Не все возможно во всякое время, не все истинно во всякое время и не все требуется во всякое время. В разные времена мир находится во власти различных космических сил, но Господь владычествует над всеми в исполненное драматизма время между Воскресением и Вторым пришествием, — в “настоящее время”, которое по своей сути отлично от любого другого времени в прошлом. В этом драматическом сознании истории коренится идея кайроса»4.

Время кайрос – здесь и сейчас Здесь необходимо перманентное ощущение кризиса. Можно сказать, что христианин должен всегда жить дыханием кризиса. Здесь Вечное судит временное и нас вместе с ним. Вся наша жизнь — это постоянный вызов, непрекращающаяся борьба жизни и смерти. Ощущение кайроса — это актуализация Вечного здесь и сейчас, это момент истины. Это не заезженные отвлеченные слова, это жизнь в гуще событий или, вернее, в гуще сражения. Это постоянный риск, хождение по краю пропасти. Это завоевание новых территорий, иногда это, на наш взгляд, лишь жалкие миллиметры, но и они дорогого стоят. Иногда приходится и отступать, но только лишь для того, чтобы, собравшись с силами, вновь идти на поле брани.

«Сознание кайроса зависит от внутренней причастности судьбе и предназначению времени. Его можно найти в чаяниях масс; оно может проясниться и обрести очертания в маленьких кружках, где осознается интеллектуальная и духовная тревога; оно может обрести силу в пророческом слове; но его нельзя продемонстрировать и навязать; оно подлинно и свободно, ибо само является судьбой и благодатью»5.

Нужно делать время подлинным здесь и сейчас, ценить каждое его мгновение.

Апостол Павел в Послании к Ефесянам сказал такие слова: «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы» (Ефес 5:16). Если обратиться к греческому оригиналу, то словосочетание «дорожа временем» можно перевести как «выкупая кайрос» или «используя всякую возможность кайроса».

Итак, кайрос не в далеком прошлом и не в неведомом будущем. Бог наделил нас правом наполнять время смыслом, хотя мы часто делаем его бессмысленным.

Кайрос — богочеловеческий процесс. Только Богу ведомо, какое событие станет решающим, но Бог обычно действует через людей. Божья воля и мое желание внимать Его голосу должны в какой-то определенной точке совпасть, это когда я окажусь в нужное время в нужном месте. Пусть это не будут славные подвиги или великие исторические свершения, не в масштабе дело, часто великим переменам предшествует череда малых событий.

Кайрос здесь и сейчас — это трепетное и глубоко небезразличное отношение ко всему, что происходит в окружающем нас мире, и постоянная готовность быть орудием в руках Божьих.

1 Бердяев Н. А. Смысл истории. — М., 1990. С. 14 .
2 Тиллих Пауль. Избранное: Теология культуры. — М., 1995, IV.
3 Барт Карл. Послание к Римлянам. — М., 2005.
4 Тиллих Пауль. Избранное: Теология культуры. — М., 1995, I.
5 Там же, V.

 

Автор: Андрей Рябенко
Фото: из архива ХЦ «Возрождение»

Работает на Cornerstone