Тема

Церковь на переходе

Михаил Дубровский
Журнал/Архив/Номер 43/Церковь на переходе

Церковь на переходе

Вот уже несколько месяцев не идет у меня из головы разговор с одним моим добрым знакомым. Мой товарищ поставил вопрос, который зацепил меня и глубиной, и отсутствием на него стандартного ответа. Не поручусь, что я точно воспроизведу фразу, но ее смысл примерно был таким: «Как сделать так, чтобы мой сын воспринял мои ценности, но при этом сам свободно выбирал свой путь в жизни?» Я смотрел на него и думал о том, что я крайне редко встречаю людей, готовых принять на себя ответственность за передачу определенных ценностей хотя бы своим детям и при этом сохраняющих трепетное, благоговейное отношение к свободе и личности ребенка. Мы чаще считаем, что если мы сами правильно поступаем, то ребенок сам все поймет и всему научится. Ну иногда мы еще объясним, что ему можно, а чего нельзя. Самые продвинутые родители объяснят еще и почему эти «можно» и «нельзя» существуют. Но крайне мало (даже среди христиан!) тех, кто готов всерьез принять на себя ответственность за формирование личности ребенка, готов пройти вместе с ним все его кризисы, пережить неудачи и огорчения, порадоваться его успехам… И особенно ярко это проявляется, когда ребенок вступает в подростковый, или, как иногда говорят, переходный, возраст.

Переходный возраст… Сложный период гормональных, психологических и социальных перемен в жизни подростка и его семьи. Происходит не только физиологический переход от детства к юности, фактически он становится биологически взрослым человеком. Подросток взвешивает и оценивает, переосмысливает ценности и убеждения, которые еще вчера казались незыблемыми. Он ставит под сомнение общепринятые нормы поведения и пробует на прочность сложившиеся социальные структуры. Он отделяет себя от семьи, чтобы ощутить свое «я», противопоставляет себя авторитетам, чтобы почувствовать силу своей личности. Не прожив этот период, не испытав борьбы за обретение себя, человек не может стать взрослым, не станет личностью. А значит, не сможет обрести и настоящих отношений с Богом: не став личностью, человек не сможет подняться до предстояния перед Богом лицом к лицу, он будет убегать от лица Божьего в безопасное пространство религиозной морали и «добрых дел».

Но чтобы обрести лицо, стать личностью, сам факт борьбы еще недостаточен — нужна победа. Эту борьбу не выиграть в одиночку: тот, кто прошел этот путь раньше, должен помочь подростку совершить переход, подать руку, указать тропу. Вот почему ритуалы инициации во всех культурах занимали такое важное место. Но сегодня эти ритуалы утрачены — они больше не срабатывают в городской жизни. А современные взрослые — родители, педагоги, служители церкви — часто оказываются слишком слабы, чтобы помочь подростку выиграть столь важную для него битву. Не потому ли среди нас так много взрослых мальчиков, которые так и не стали мужчинами? Не научились принимать на себя ответственность за свои решения, помогать слабым, идти навстречу трудностям? Не потому ли так много женщин бьются в тисках отверженности, вместо того чтобы с достоинством дарить миру свою красоту? Неумение преодолеть период подросткового становления, этот переход к взрослой жизни, зачастую становится проблемой на всю жизнь: не удается создать семью, страшно иметь детей, а карьера вытесняет призвание.

Переход — это очень городской образ. Переходы есть только в городах — за городом они не нужны. Переход — это безопасное пространство: ступая на «зебру» или спускаясь в тоннель, мы уверены, что сможем преодолеть опасную зону, где мчатся автомобили. Привычка пропускать пешеходов, которая вдруг прижилась на наших улицах, говорит о том, что мы постепенно становимся горожанами…

Переходный возраст тоже должен быть безопасным пространством. Безопасным для тех, кто идет по этому переходу: взрослым нужно «притормозить» в своих делах, чтобы увидеть и пропустить тех, кто преодолевает, возможно, самый опасный период своей жизни — период взросления. Они нуждаются в том, чтобы им помогли разобраться с переполняющими их чувствами, научили справляться со своим характером, преодолевать кризисы. Им нужно помочь в выборе жизненного пути и показать, как строить отношения с противоположным полом. Это и есть городская инициация. Она не происходит за один день (как, впрочем, не происходила и раньше: обряд был коротким, но подготовка к нему занимала несколько лет). Но без такой инициации переход не случится: дети не могут стать взрослыми без помощи взрослых… Мы же часто оказываемся слишком заняты, чтобы остановиться и помочь им пройти этот путь. Или мы просто боимся? Не знаем, как это сделать? Быть может, инициация нужна нам самим?

Может ли церковь помочь в этом переходе? Не стоит давать поспешного ответа: статистика говорит о том, что от двух третей до трех четвертей детей, посещавших воскресную школу, в подростковом возрасте оставляют церковь. И дело не только в том, что нет хороших подростковых программ или служителей: программы сами по себе не помогут перейти от веры, унаследованной от родителей (по сути, традиционной религии, еще не веры), к личным отношениям с Христом, равно как и к зрелому отношению с другими людьми, с обстоятельствами. Даже простой перечень вопросов показывает, что мы не можем ограничиться просто объяснением основ вероучения и христианской морали. Нужно пройти с каждым из них через эти трудные месяцы и годы, на практике показывая, как Евангелие Иисуса Христа работает в их жизненных проблемах, дает им силы на борьбу и победу, показывает ориентиры там, где все слишком запутано. Прожить вместе: вместе плакать от неудач и бессилия, обсуждать сложные вопросы, молиться, показывая пример доверия Богу и отношений с Ним, вместе переживать радость победы.

Переход сам по себе не появляется, его надо специально создавать — так же, как специально строят тоннель или рисуют «зебру» на дороге. Подросткам необходимо пространство, которое они будут ощущать «своим», где взрослые существуют «для них». Наш опыт показывает, что одним из лучших решений такого безопасного пространства является лагерь. Опыт жизни в новых условиях, общения с другими людьми, преодоления трудностей, конфликтов, собственных комплексов в атмосфере принятия и помощи — для многих ребят это едва ли не единственная возможность пройти несколько шагов не в одиночку, а опираясь на тех, кто рядом. Лагерь ценен не программой, а самой возможностью поговорить с подростком лицом к лицу, соприкоснуться с его сердцем. И хорошо, если команда, которая проводит и готовит лагерь, понимает это. За наш восьмилетний опыт служения в лагерях мы неоднократно убеждались: для многих подростков эти десять дней — едва ли не единственное время, когда они могут быть самими собой, выйти из привычного кокона, поговорить о том, что их по-настоящему волнует… И как обидно бывает узнавать, что некоторые из этих детей растут во вполне благополучных христианских семьях.

Если мы хотим выиграть битву за будущее (а это именно война, без всякого преувеличения!), нам нужно научиться быть теми, кто помогает детям перейти от детства к юности, преодолеть «переходный возраст». Нам — это прежде всего самим родителям. Ведь никто, кроме нас, не несет ответственности за воспитание наших детей! Но это вызов и церкви в целом: смогут ли наши общины стать «зеброй», тем безопасным пространством, благодаря которому этот переход совершается? Для этого надо совсем немного — просто открыть сердце тем, кому сейчас 10–12 лет. Стать для кого-то из них другом. Разделить с ним ответственность за его будущее. И вместе с ним пройти эту опасную зону.

 

Автор: Михаил Дубровский
Фото: из архива ХЦ «Возрождение»


Работает на Cornerstone