Тема

Дети в Новом Завете

Андрей Черняк
Журнал/Архив/Номер 43/Дети в Новом Завете

Дети в Новом Завете

В священных текстах Ветхого Завета основными действующими лицами были мужчины. В редких случаях в центре внимания оказываются женщины. Дети же никогда не принимаются в расчет. Христос разрушает такую картину мира. При этом педагогика Христа как всегда парадоксальна.

Однажды ученики поспорили о том, кто из них главнее. Тогда Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них. Согласно существовавшим тогда в Иудее стереотипам, большего внимания заслуживал тот, кто имел больший вес в обществе. Ребенок же — существо, по ветхозаветным представлениям, незначительное. Христос прибегает к парадоксальному высказыванию — ребенок для Него важнее, чем взрослый. Понятно, что в действительности для Христа нет более или менее значительных людей, и возраст тут ни при чем. Это педагогический прием, который Христос использует, говоря ученикам: от лицеприятия нужно категорически отказаться. И если вы сможете отнестись к этому ребенку так, как относитесь ко Мне, вашему Учителю, тогда вы и Меня можете принять по-настоящему, а приняв Меня, можете выйти на правильные отношения с Отцом Небесным (см.: Мф 18:1–3).

Есть много поводов для разделения, самовозвышения, всегда есть повод унизить других. И отношение Иисуса к детям здесь ключевой момент. Считать ребенка «еще не человеком» нельзя, он уже человек, и поэтому отношение к нему со стороны взрослого должно быть безусловно уважительным.

Иисус говорит о принадлежности детей Царству Небесному, Царству Божьему (см.: Мф 19:13–15). Принадлежать Царству Божьему — значит признавать Царем Бога. При крещении мы исповедуем Иисуса Царем и Богом, провозглашая тем самым, что у нас есть лишь один Царь — Бог. Но главная «взрослая» проблема состоит в том, что место у нас в сердце уже занято другим царем — нашим «я», и мы не хотим уступить это место Богу. У ребенка пяти-шести лет, на которого указал Иисус, такой проблемы нет. Он вырос в иудейской семье и не думал о себе высоко. Он не имел власти, позволяя старшим властвовать над собой. Его значительность возникнет позже, когда он вырастет и станет взрослым. Все это согласуется с заповедями Моисея. Пятая заповедь не случайно оказывается между заповедями об отношении к Богу и заповедями об отношении к человеку, потому что через отношения с родителями Бог показывает некую модель отношений с Отцом Небесным.

Взрослые привыкли властвовать над детьми, над своими «половинками»-супругами, над всеми, до кого они смогли дотянуться. Дети на эту власть пока еще не очень сильно претендуют, они еще не окаменели в своей всевластности и гораздо больше, чем взрослые, открыты Царству Божьему. Это — первое соображение, почему ребенок ближе Царству Божьему, чем взрослый. Напомню, что в евангельском тексте речь идет не о современных детях, которые нами уже «испорчены» и вокруг которых «вертится» вся вселенная начиная с родителей. Но и в наших детях можно разглядеть образ Божий и понять, что их испорченность, к сотворению которой мы в немалой степени причастны, еще не окончательная. 

Второе соображение. Большинство христиан считает, что Царство Небесное ожидает их лишь после смерти, а вся жизнь понимается как подготовка к смерти и к будущей жизни. Иисус категорически возражает: «Не спрашивайте, где Царство, здесь или там или когда оно будет, потому что Царство Божие внутрь вас есть» (см.: Лк 17:20–21). Господь предлагает подчиняться Богу не после смерти, уже здесь и сейчас: Царство Божье — это то, что делает нашу жизнь полноценной. Евангелие — это радостная весть не о том, что будет «по смерти», а о сиюсекундном моменте. Об этом «здесь и сейчас» писали величайшие христианские писатели, а в последние годы замечательно говорил митрополит Антоний Сурожский: жизнь не в прошлом и не в будущем, жизнь — это то, что мы сию секунду совершаем, не ради будущего и не потому, что в прошлом так делали, а именно здесь и сейчас. Бог присутствует в этом мире не в будущем, когда Он придет, и не в прошлом, когда Он был на Тайной Вечере, хотя Он и там, и там, но для нас Он здесь и сейчас. Это и есть наше соединение с Ним, наше христианство: «не я живу, но Христос во мне».

Замечательно то, что дети как раз и способны к этому. А мы, взрослые, все время их переделываем, чтобы они жили будущим: «Вот ты вырастешь, тогда ты будешь…» Это откладывание жизни «на потом» приводит к затяжному инфантилизму, к отказу от принятия решений, от ответственности. В Ветхом Завете педагогика была построена по-другому. Да, конечно, дети готовились к взрослой жизни, устремленность в будущее детям тоже прививалась, но при этом жизнь была устроена так, что дети с самого раннего возраста с неизбежностью включались в реальную хозяйственную жизнь дома, в трудовую жизнь. Им поручались какие-то участки деятельности, а значит, на них очень рано сваливалась ноша ответственности, более или менее посильная для них, и с каждым годом эта ноша все росла, и поэтому дети действительно «врастали» во взрослость. Сегодня же это одна сплошная учеба и одни сплошные игрушки. Даже с точки зрения подготовки к взрослости мы их портим гораздо больше, чем им помогаем.

И все же у детей, слава Богу, нет еще возможности планировать, рассчитывать (это все «взрослые штучки»), и они живут именно здесь и сейчас. Этому можно у них поучиться. Конечно, взрослые должны быть «мудры, как змеи», конечно, им нужно планировать, им нужно рассчитывать, потому что они не просто граждане Царства Божьего, но соработники в этом Царстве. Сознательное соработничество требует взрослости, поэтому есть путь становления: растут когнитивные способности, способности рассуждать логически, способности принимать ответственные решения. У взрослости есть свои особенности. Но Господь говорит, что если свою взрослость мы воспримем как право на власть, как обожествление собственных планов на будущее, то даже не приблизимся к Царству.

Дети в Новом Завете

Третье соображение. На чем основано принятие власти другого, власти Бога как Царя? Подчинение человека царям, императорам и прочим владыкам, как правило, обеспечивается страхом. У нормального, не испорченного еще ребенка не так. Ребенок осознает свое бессилие, немощность, то, что он не способен управлять событиями по причине присущей ему физической слабости. Ребенок гораздо более способен к доверию, чем взрослый, который даже Богу склонен повиноваться скорее из страха или из корыстных ожиданий «будущих благ». Ребенок — существо доверчивое, а доверие — основа основ в отношениях с Богом. Люди призваны к тому, чтобы принимать Бога как Царя, просто доверяя тому, что Он благ, даже если у них еще нет собственного опыта благости Божьей. Не опыт — критерий истины, а Слово Божье, которое говорит, что Бог благ. Доверять или проверять — взрослый выбор. Ребенок еще не может по-настоящему проверить, и слава Богу, что не может, он склонен воспринимать то, что ему говорят, с доверием. Это нормальный путь восприятия.

Сегодняшние школьники никому и ничему не доверяют, их трудно учить, потому что они все воспринимают в штыки или по меньшей мере с сомнением: «Подлинно ли это так?» Они перестают доверять, и это главная проблема духовной работы с детьми в наше время. Стоит вспомнить о главном ветхозаветном принципе воспитания: ответ на любой вопрос ребенка начинается с воспоминания о чудных делах Божьих. Такой подход поможет избежать того разнобоя в ответах, который и приводит к недоверию.

Детство — особая стадия становления человеческой личности, характеризующаяся определенной незрелостью физических и душевных способностей человека в сочетании с недостигнутой пока способностью к принятию ответственных решений. Эту стадию можно рассматривать как путь роста, совершающийся в условиях развития отношений с Богом и другими людьми, и время подготовки к последующей взрослой жизни. Задача взрослых — помочь ребенку пройти этот путь, воспитать его, уважая его, опираясь в воспитании на познание благости Божьей, Его любви, засвидетельствованной в Слове Божьем и явленной в Его чудных делах. Вместе с тем детству присущи определенные достоинства, часто теряющиеся впоследствии: доверчивость, согласие на главенство другого, способность жить здесь и сейчас, качества, определяющие принадлежность человека Царству Божьему. Поэтому вторая задача взрослых — помогать детям сохранить эти качества и одновременно самим заново учиться им у детей. Тот факт, что Иисус Христос освятил Своим детством этот возраст, означает, что полноценная христианская жизнь доступна детям, что дети не будущие граждане Царства Небесного, а самые что ни на есть полноценные, и в каком-то смысле более полноценные граждане Царства Небесного, чем взрослые.

 

Автор: Андрей Черняк
Фото: из архива ХЦ «Возрождение»


Работает на Cornerstone