Тема

Трагедия зла и дорога свободы

Андрей Суздальцев
Журнал/Архив/Номер 41/Трагедия зла и дорога свободы

Трагедия зла и дорога свободы

Мне меньше всего хотелось бы теоретизировать по поводу греха и свободы во Христе. Хотя бы потому, что после многих лет посещения церкви и десятков и сотен прочитанных богословских книг я был достаточно хорошо теоретически оснащен к тому времени, когда неожиданно вошел в труднейший период своей жизни и почувствовал себя, несмотря на все накопленные знания, совершенно беспомощным в тех нелегких событиях и обстоятельствах, в которых оказался. В перечень моих невозвратных утрат тогда входили здоровье, родители, собственная семья и та церковная община, которую я посещал многие годы. Я испытал, как мне тогда казалось, незаслуженную боль и невероятное непонимание со стороны некогда близких людей.

Тем не менее со мной рядом в то время были новые друзья с неожиданно сильным духовным опытом, о котором они не просто рассуждали, но — и это самое главное! — этот опыт работал в их жизни, причем в самых непростых обстоятельствах. Больше всего меня к тому моменту занимал один вопрос. Ведь я покаялся перед Богом, признал все свои ошибки и весь тот вред, который я годами наносил окружающим меня людям. Я сделал это чистосердечно и был уверен, что Бог простил мне мои заблуждения, и теперь начнется новая, безмятежная и радостная полоса моей жизни. Однако этого не происходило. Трудности и проблемы продолжали расти и множиться.

Я оказался в тупике. Мне казалось, что, несмотря на покаяние, я нахожусь в плену своей прошлой греховной жизни, что я так и не могу выбраться из сферы ее притяжения. Мне было плохо и страшно. Порой опускались руки. Неужели мое искреннее раскаяние ни к чему не привело?

И вот однажды по дороге к метро я поделился своим отчаянным недоумением с одним из моих новых друзей. «Если Бог меня простил, то почему вокруг меня столько проблем, почему Он их не убрал? Или Он меня не простил?» — спрашивал я. «Бог простил тебя, — сказал мне мой друг. — Но у каждого твоего действия, совершенного в прошлом, есть последствия в настоящем. Эти результаты наших ошибок могут быть самыми серьезными. И Бог не будет их устранять. Но Он сделает так, что у тебя будет достаточно сил, чтобы их преодолеть. Он даст тебе силы на это. Потому что ты покаялся и впустил Его в себя. Теперь ты свободен от последствий своей неправильной жизни, они не имеют над тобой власти, хотя и не исчезли из твоей жизни».

Меня словно озарил свет. Тогда, по дороге к метро, я понял простую и важную вещь: не снимая с меня ответственности за причиненное людям зло, Бог тем не менее дает мне возможность не быть заложником своего греха в настоящем. Его сила всегда придет мне на помощь, если, опираясь на честность и веру, я буду действовать. Я продолжал жить и решать свои проблемы. И у меня действительно хватило сил преодолеть все тяжелые ситуации и обстоятельства в своей новой жизни. Постепенно туман рассеялся, я все чаще видел солнце и все чаще ему радовался.

Свобода от власти греха не волшебная палочка, я в этом не раз убеждался. Скорее это образ жизни, основанный на трезвой вере и честности, и он не всегда легок. И тем не менее как раз внутри такой жизни и происходит самое настоящее чудо освобождения.

Власть греха знали почти все религии мира. Они могли называть это другими словами — рок, судьба, фатум, но суть сводилась к тому, что в мире действуют непреложные законы, предопределяющие твою жизнь и твою смерть, и они создают обстоятельства, из которых ты бессилен выбраться. Мир находится во власти детерминированности (причинности) и Судьбы. И если тебе, как герою Софокла царю Эдипу, предсказано судьбой, что ты будешь страдать и бедствовать, то, как бы ты ни крутился, как бы ни пускал в ход молитвы и свой острый человеческий ум, все равно все сбудется, все равно ты не уйдешь от силы зла (греха), своего и общечеловеческого. Родители Эдипа, чтобы не свершилась судьба, по которой он должен был убить отца и жениться на матери, отдают младенца пастуху, чтобы тот отнес его в лес и убил. Казалось бы, этой жестокой мерой они полностью застраховались от будущих зол. Но вступает в силу детерминизм мира и предначертанность: младенец выживает, становится взрослым, встречает на дороге путешественника, затевает с ним ссору и убивает его. Позже он разгадывает загадку страшного Сфинкса, и в благодарность за это жители Фив выбирают его царем и отдают ему в жены царицу. И вот убитый незнакомец оказывается не кем иным, как отцом Эдипа, а царица — его матерью. Несчастный ослепляет себя и уходит скитаться по дорогам.

Что же это за сила, обрекающая человека на боль и страдания? Или, может быть, это предрассудок? Нет, не предрассудок. Такая сила в мире действительно есть. Как сказал мне мой друг по дороге к метро, у моих ошибок есть последствия. Совершая эгоистические действия, я умножаю свои ошибки, потому что мир устроен по духовному закону, который говорит о том, что эгоистические действия несут боль, блокируют меня от Источника радости и жизни.

Причем мое эго продолжает их множить и плодить. Они складываются, плюсуются, превращаются в грозную силу последствий, которая и ведет меня во все более болезненные и тяжелые обстоятельства. Собственно говоря, сила греха (сила эгоистических ошибок) их, эти обстоятельства, и плодит. И подобно царю Эдипу мне не уйти от последствий неправильных действий других людей и своих собственных. И сила их велика.

Настолько велика, что мне с ней не справиться. У меня просто нет таких ресурсов. Это и есть та сила мирового зла, которая обитает не где-то на стороне, а в ближайшем окружении и, более того, внутри меня самого. У меня против этой силы нет «ни одной козырной карты на руках». Знаете почему?

Потому что эта сила и есть сила моего эгоистического «я», с которым я себя отождествляю не теоретически, а практически. А мое эгоистическое «я» для того, чтобы жить, должно питаться, ему, как и всякому существу, нужна пища. А пища его состоит из страха, вины и обиды. Оно так устроено. Или, если уж быть последовательным и честным, мне нужно сказать: я так устроен, что мне для того, чтобы жить, необходимо испытывать страх, обиду и чувство изматывающей (хоть и не всегда осознаваемой) вины. Почему — мне? Да потому, что я отождествляю себя со своей эгоистической личностью, со своими недостатками, грехами. Мне не уйти от самого себя.

Причем есть такие невероятно духовные люди, которые говорят, что они ничего не боятся и ни на кого не обижаются. Если это так, то они безгрешны. Но в реальности, думаю, все обстоит немного по-другому — скорее всего, они просто еще ни разу пристально не заглядывали внутрь себя.

Итак, наше эгоистическое «я» — источник наших бед. И опирается оно на конечные вещи — накопить денег, купить машину, получить продвижение по службе, найти спутницу жизни. А конечные эти вещи сами по себе хороши, но, оставаясь конечными, они замыкают нас самих в конечном мире, в котором грех царствует именно в силу того, что он по своей природе предназначен царствовать и распространяться в конечном, детерминированном мире, в котором он образует замкнутый круг причин и следствий, сила которого и приводит Эдипа к невероятным страданиям.

И вот здесь я хочу сказать, возможно, самое главное. Для того чтобы разорвать этот замкнутый круг злой судьбы, круг греха, необходимо присутствие Бесконечного. Как сказал один великий физик, проблему нельзя решить исходя из возможностей той системы, в которой она находится, надо подняться над этой системой, перейти на более высокий уровень. Только тогда проблема решается.

Одним из первых, кто разорвал круг власти зла, круг обреченности, был Иов. Находясь на самом дне страдания, он не переставал взывать к Богу, к Иному, к Бесконечному. И Бог ему ответил. В тот же миг путы зла были разорваны. Иов освободился от них прежде всего внутренне. Он пережил сопричастность Бесконечному, превосходящему все земные законы, упраздняющему их великую силу.

Но это был единичный случай. Далеко не все могли выйти из-под власти зла, почти никому это не удавалось.

И вот в Иудею приходит Иисус. И проживает Свою земную жизнь, опираясь не на Свое тождество с иллюзорной эгоистической личностью, как это делает большинство людей, а исключительно и целиком на Бесконечное, на Отца. Его любовь столь велика, что оказывается больше, чем муки ада, больше, чем страх Креста. И она ведет Его до конца. Мне трудно понять безмерное, трудно проникнуть в те удивительные и страшные события, через которые прошел Сын Человеческий. Но мне возможно понять то, что Иисус оказался неподвластным законам зла, они не имели силы над тем Бесконечным, которое и было содержанием всей Его жизни. «Ничего не творю от Себя», — сказал Он, показывая Свое полное согласие с волей Отца, полное слияние со свободой в Духе. И эту свободу и тождество с Безмерным Он пронес сквозь смерть, и та оказалась над Ним не властна, оказалась слабее Безмерного и Неизреченного. Иисус из Назарета, осужденный своими на смерть как богохульник, преодолел смерть.

Но, прежде чем «уйти к Отцу», Он сказал, что любой из нас, если захочет, может быть приобщен к Его удивительной жизни. И в этом приобщении он получит те необходимые силы, которые превысят силы зла, обступающего нас внутри и снаружи. Он дал нам понять, что, становясь причастниками Его жизни, мы разделяем силу и власть этой жизни над грехом, над мировым злом. Причем добиваемся этого не своими силами и заслугами, а в результате той искупительной миссии, которую осуществил Сын Божий на земле. Мы становимся с Ним едиными.

И тем не менее, как я уже сказал в самом начале, грех и его последствия не исчезают из нашей жизни по мановению волшебной палочки. Мы имеем дело и с недостатками собственного характера, и с недостатками других людей. Но, работая с ними (именно со своими недостатками, не чужими), мы как раз и находимся в процессе преображения собственной души, ее очищения и совершенствования, ее приближения к миру бесконечной Любви и ухода от мира конечных истин и конечного зла.

И тут есть одно правило. Бог никогда не будет делать для меня то, что я могу сделать для себя сам, — практиковать терпение, честность, дисциплину, молитву, помощь ближнему. Это — моя часть программы. Это я могу сделать, задействовав свои человеческие возможности, опираясь на них. И лишь когда я встречаюсь с превосходящей их силой греха, зла, с неподъемными и невозможными для меня проблемами — вот тут-то Бог и говорит Свое слово, свершая в моей жизни то, что для меня самого было бы невозможно. Это и есть сотрудничество с Богом на дороге свободы. Это и есть сама свобода.

 

Автор: Андрей Суздальцев
Фото: из архива ХЦ «Возрождение»


Работает на Cornerstone