Современное поколение страдает от потери нравственных ориентиров. Шуток вокруг много, а радости мало. Молодежь ищет увеселения, но не стремится к настоящему счастью. С экранов телевизоров постоянно раздается смех, но искусственный, пустой.
Мы ревностно оберегаем нашу свободу, но слабы в поклонении Господу. Мы хвалимся нашей военной мощью, но телевидение показывает нам, как жестока и бесчеловечна она в применении.
У нас полны карманы денег, а за душой ничего нет. Мы стремимся к знаниям, а нам не хватает понимания. Каждый стремится подняться как можно выше, но нравственно мы продолжаем опускаться.
Как сказал Джон Стейнбек, «нашей цивилизации нужна паника кризиса, чтобы шок вывел ее из фарисейства». Для спасения нашему поколению потребуется возрождение нравственных устоев и преображение тысяч и тысяч людей.
По мнению экономиста Роджера Бебсона, люди в целом начинают понимать, что без духовного возрождения стремление к миру и прочие планы развития не дадут результатов. Но возрождение не придет в мир, если оно не начнется с Церкви. Прежде чем мы сможем преобразить мир, нам надо преобразиться самим. Призывать верующих любить ближнего — просто смешно, если при этом Церковь перестала любить Христа.
В четвертой главе Евангелия от Иоанна мы видим историю духовного преображения в Сихаре. Христос проходит через Самарию. Он устал и остановился попить воды возле древнего колодца, пока ученики отправились в селение купить еды.
Когда Иисус сидел у колодца, за водой пришла женщина. Господь попросил у нее пить. Женщина изумилась, что иудей просит у нее, самарянки, попить, потому что в те дни иудеи с самарянами не общались (см.: Ин 4:9).
Беседа зашла о вере, и Христос сказал: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять; а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин 4:13–14).
Женщина попросила: «…господин! дай мне этой воды». Но Господь не даровал ей жизнь вечную, пока не указал на грех в ее жизни. Она исповедала свой грех и уверовала в Иисуса как своего Господа и Спасителя.
После этого женщина, оставив свой кувшин у колодца, пошла в свое селение, рассказывая об Иисусе и исповедуя Его Христом (см: Ин 4:15–30).
В этом отрывке можно почерпнуть несколько важных идей относительно духовного пробуждения, которое всем нам сейчас так нужно.
Во-первых, есть там определенное предостережение. Господь собирался совершить нечто великое в Сихаре, но ученикам не отводилось в этом деле никакой роли.
Может показаться, что если Господь замышляет духовное пробуждение, то основными действующими лицами должны стать ученики Христовы. Однако это не всегда так. В этой истории потоки благословений текут мимо них.
Какое суровое предостережение всем нам, называющим себя христианами! Какой вызов бросается церковным иерархам, лидерам, служителям, главам всевозможных христианских организаций!
Это доказывает и история Церкви: пробуждение не начинается с церковных верхов. Дух Божий каким-то образом обходит тех, кто, как кажется, должен был бы быть «у руля» великих преобразований.
Почему же накануне великих духовных свершений в Сихаре Господь отсылает учеников прочь? Два стиха намекают нам на возможную причину.
В Евангелии от Иоанна (4:8) мы читаем, что они отправились в селение купить пищи. Обычное дело. Однако, возможно, покупка провианта занимала их настолько, что они были не в состоянии стать благословением для других. Их более беспокоили заботы о насущном, чем духовные нужды окружающих.
Этим же заняты мысли тысяч христиан и поныне. Мы настолько обеспокоены нашими материальными и социальными потребностями, что не в состоянии откликнуться на духовные нужды людей. Не остается времени для молитвы в церкви. Не остается времени на благовестие.
Тысячи христиан сегодня слишком довольны жизнью. Мы не бросаем вызов миру, в котором живем, и пожелай Господь сделать в наше время нечто великое, Он предпочел бы обойтись без нас. Поэтому Писание не раз и не два предупреждает нас об опасности обмирщения. Таким верующим необходимо обновление покаянием.
Второе, чему мы можем научиться из истории о Сихаре, когда целый город услышал Благую Весть и обратился, — это мысль о том, как Господь может бывшего грешника превратить в благовестника.
Ученики входят в селение, и на них не обращают внимания. Спустя час-другой в то же селение входит женщина, всем известная своим неблаговидным образом жизни, город приходит в движение, и вскоре все выходят к колодцу встретиться с Иисусом. Бог избрал не начальников, не учеников; Бог избрал женщину, которая много грешила в жизни.
Если мы вспомним Писание, нас поразит, как часто Господь избирал самых недостойных, незаметных, чтобы через них начать духовное пробуждение. Вновь и вновь подтверждаются принципы, изложенные апостолом Павлом в Послании Коринфянам: «… Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее…» (1 Кор 1:27–28).
Значит, даже если вы ощущаете себя грешным и недостойным, Бог может начать действовать и через вас.
Если две тысячи лет назад для духовного преображения Сихаря Богу было угодно действовать через ту женщину, то насколько больше Господь может сделать сегодня через вас, если вы предадите себя в руки Божии? Через вас он может изменить вашу общину, ваш город, вашу страну.
Женщина, благодаря которой все вышли из города, чтобы увидеть Христа, была живым свидетельством преображенной жизни. Ее изменила сила Христова, и можно отметить две стороны ее духовного возрождения.
Во-первых, она раскаялась в грехах своих. Возможно, единственное препятствие для возрождения вашей жизни, вашей семьи, вашей церкви — это нераскаянный грех. Бог действует лишь через очищенные покаянием сосуды.
Во-вторых, действию предшествует молитва. «Дай мне этой воды», — попросила женщина у колодца, и насколько выстраданной и настойчивой была ее просьба! В этой женщине мы видим образец покаяния, исповедания Христа и молитвы. Поэтому именно эта простая женщина смогла изменить весь город.
После этого знаменательного дня, как говорит Писание, Христос остался и пробыл с ними еще. Возрождение — это присутствие Христа в нашем сердце, в нашей семье, в нашей общине, в нашем народе. Именно в этом мы так отчаянно нуждаемся сегодня.
Ветхозаветный пророк восклицал: «Горы растаяли бы от лица Твоего!» (Ис 64:1). Нам потребуется ничуть не меньше. Псалмопевец спрашивал Бога: «Неужели снова не оживишь нас, чтобы народ Твой возрадовался о Тебе?» (Пс 84:7).
В наше время недовольства и неразберихи нам больше всего нужно именно нравственное и духовное пробуждение. Но оно невозможно, если мы, верующие, прежде не раскаемся в грехах своих, не уверуем всем сердцем и не начнем по-настоящему молиться.
Возможно, для того чтобы Господь преобразил ваш город, вашу страну, достаточно будет, чтобы слово мое коснулось одного сердца. Готовы ли вы стать тем человеком, через которого Господь принесет духовное пробуждение?
Автор: Билли Грэм
Фото: из архива ХЦ «Возрождение»