Искусство

Что такое христианское искусство

Лилия Ратнер
Журнал/Архив/Номер 40/Что такое христианское искусство

Что такое христианское искусство Георгий Колосов. Цикл «Русский север»

Слово Евангелия — творящее Слово. Посеянное в душах людей Слово дало свой плод в культуре и в мире. Все то, что мы называем западной культурой, — архитектурный облик городов, наука, живопись, литература, юриспруденция, промышленность и многое другое — выросло из этого Слова.

Сегодня как на Западе, так и в России нас окружает миропорядок, который даже не враждебен христианству, а просто безразличен к нему. Цивилизация, лишенная Христа, готовит себе печальную участь. Современное общество, увлеченное собой, творит идолов. Истина Сына Божия состоит в том, что ничто не является абсолютной реальностью и не может подменить собой Бога — ни государство, ни институциональная церковь, никакая власть, ни даже жертвенная любовь, про которую сказал Клайв Стейплс Льюис: «Любовь, ставшая богом, становится дьяволом». 

Сегодня вклад христиан в жизнь общества становится особенно важным и значимым. Это верно и в отношении искусства, поскольку оно, воздействуя на людей особым образом, несет им ту или иную весть.

Что такое христианское искусство Георгий колосов. Цикл «Русский север»

Современное искусство — это игра, ирония, провокация, насилие, безумие или откровенный сатанизм, и в конце концов смерть. Христианское искусство помогает нам открывать друг в друге бессмертное и единственно достойное — то, чего хотел от нас Христос. 

Творчество художника-христ-ианина можно уподобить молитве. Ведь его задача состоит не только в том, чтобы помочь человеку по-новому увидеть этот мир, но и в том, чтобы он смог узнать и полюбить Христа. Это относится и к уже признанному великим искусству прошлого, и к современному христианскому искусству, говорящему негромким голосом, но абсолютно подлинному, чистому и возвышенному.

В рамках дискуссии о том, что такое современное христианское искусство, я хочу рассказать о творчестве трех художников: живописца Ирины Зарон, скульптора Сергея Антонова и фотохудожника Георгия Колосова.

Ирина — художник широкого диапазона. Она создает храмовое искусство, удивительные пейзажи и натюрморты. Свои деревенские пейзажи она пишет, как бы воскрешая забытую людьми природу. Ее живописный принцип — создание световоздушной среды и неглубокие пространственные планы. Ее маленькие пейзажи кажутся вспышками живого огня. Они очень конкретны, но вместе с тем необыкновенно монументальны и заставляют вспоминать о сотворении мира. Природа в них как бы еще создается, как бы творится на наших глазах. Мотивы пейзажей несложны — кусок земли, дерево и, конечно, небо. Иногда избушка, где в оконце теплится огонек. Зритель, художник и природа вместе с Богом созидают этот маленький и одновременно огромный мир.

Что такое христианское искусство Сергей Антонов. «Кресты» Красота этих мест для Ирины отнюдь не идиллическое прибежище. В ее работах чувствуется стремление проникнуть в тайну мироздания, когда твердь только начинала отделяться от воды. Хочется назвать эти пейзажи диалогами неба и земли, человека и Бога. В них как бы отсутствует линия горизонта, разделяющая небеса и землю, и кажется, что разъединение происходит у нас на глазах.

Интересно, что в качестве пигмента Ирина часто использует землю, песок, тертый кирпич, глину. И пейзаж буквально становится частью этой земли, обретая особую достоверность и как бы освящая, одухотворяя эту скромную природу. Каждый ее пейзаж — это остановленное прекрасное мгновение, глядя на которое мы вспоминаем слова: «И увидел Бог, что это хорошо».

В ее натюрмортах также присутствует мотив сотворения мира «из ничего». В них предмет создается тоже на наших глазах из оплотненной световоздушной среды, то есть пространство и предмет в ее работах одной природы. Свет, воздух, среда — это и есть та материя, из которой творится мир, предмет же воспринимается как знак, что этот мир уже сотворен. И мы вдруг осознаем, что цветок, ветка, дерево — это не что иное, как оплотненный солнечный свет.

Войдя в мастерскую Сергея Антонова, попадаешь в целый лес фигурок-распятий, ангелов, апостолов, беседующих людей. Все они сделаны из найденных на чердаке в деревенском доме брошенных деревянных корыт, бочонков, весел и т. п. Сам Сергей так говорит о своей работе: «Работа над деревом для меня — всегда диалог с ним, и результат тем интересней, чем больше в этом диалоге слушаешь». Кажется, что Сергей создавал их вместе с солнцем, водой реки, ветром, дождем. Разглядывая их, начинаешь вслушиваться в тихий шепот этих персонажей, в их исповедь.

Что такое христианское искусство Ирина Зарон. «Пейзаж» Творческий метод Сергея Антонова — соединять, создавать новое, не разрушая материал. Многие скульпторы убирают лишнее, он же соединяет камни, куски дерева, найденные на деревенском чердаке предметы. И все это брошенное людьми за ненадобностью обретает новую жизнь. Так, две перекрещенные палочки и хрупкая фигурка из такой же палочки превращаются в символ этой Новой жизни, трогательно простой и пронзительно достоверный. И понимаешь, что Крест наполняет всю нашу жизнь, что нет «высокого» и «низкого» жанров. В названия, данных Сергеем этим скульптуркам, содержится драматургия: «Ангел и дерево», «Преображение», «Шепот». И благодаря творчеству талантливого художника слышишь тихий голос природы. Понемногу понимаешь, как Божественный Художник из ничего творит вселенную, произнося: «“Гряди!”, — и это слово становится светом, свет — цветом, цвет — формой, а форма вырастает в тварный мир»*.

Господь оставил нам две книги — Книгу Писания и Книгу Творения. С Писанием мы обращаемся благоговейно, но к Творению относимся часто жестко и безжалостно. У Ирины Зарон и Сергея Антонова отношение к ним бережное и благоговейное, такое же как у третьего героя этой статьи — фотохудожника Георгия Колосова.

Что такое христианское искусство Сергей Антонов. «Чёрный крест» Далеко не сразу понимаешь, как много цвета и света в его черно-белых работах — карточках, как он их называет. Однажды на мастер-классе я увидела несколько циклов его работ — «Всякое дыхание да славит Господа», «Чудотворец», жанровые картины, перемежающиеся портретами. Все это богатство объединяет чувство присутствия Божия — авторский язык фиксирует чудо. Словами этого не описать, это надо видеть.

Вот небольшая группа паломников, пронизанная светом, осененная ветвями деревьев; вот процессия женщин в белых платочках на фоне огромного неба с белыми же облаками; вот туман над заболоченным лугом и одинокая отставшая фигура, осторожно переступающая через болото; вот привал, короткий отдых, осененный распятием; туманный рассвет над путниками, дремучие сосны, тоже принимающие участие в шествии. И лица — молодые и старые, полные радости, просветленные любовью к Богу. И бескрайние российские просторы с деревеньками, еще не тронутыми, не разрушенными цивилизацией. Видишь это и понимаешь, что «всякое дыхание славит Господа» и что Бог не создал «ничего не способного к общению с Ним», как сказал вл. Антоний (Сурожский).

Георгий Колосов так говорит о своем творчестве: «Фотограф должен умереть в натуре. Авторское самовыражение тут кощунственно». (От себя добавим, что именно это делает фотографию способом передать, изобразить тайну, чудо.) Фотография становится искусством, когда она свидетельствует о  Встрече и мы видим уникальное по глубине свидетельство, не зависящее ни от нашего мировоззрения, ни от наших усилий.

В начале своего творческого пути Георгий был убежден, что главное в фотографии — форма, композиция. Потом понял: главное — драматургия. Потом открыл для себя язык деталей, которые, являясь символами, могут изменить весь смысл фотографии. Он считает, что путь фотографа — это путь «с закрытыми глазами».

Цикл фотопортретов Георгия Колосова заставляет вспомнить Рембрандта — это портреты-биографии, портреты-жанры. «В лице человека надо увидеть больше вневременного, чем временного. Если это удается — это чудо, милость свыше, подарок, соединяющий прошлое и будущее, продлевающий жизнь», — говорит Георгий.

Религиозное просвещение, считает Колосов, — единственное условие нашего выживания на земле. И одно из условий — поворот искусства к богопознанию.

Закончим же эти крайне беглые строки о трех художниках стихами Бориса Пастернака:

 

«Не потрясенья и перевороты

Прокладывают в будущее путь,

А откровенья, бури и щедроты

Души воспламененной чьей-нибудь!»

 

И возблагодарим Господа за то, что в наше время есть художники, которые идут по этому пути и чье искусство подобно проповеди об Иисусе Христе.

*Вл. Антоний Сурожский. Красота и материя и их взаимоотношения с Богом. — mitras.ru/seminar11_text.doc.

 

Автор: Лилия Ратнер
Фото: предоставлены автором

Работает на Cornerstone