Тема

Инвестируя в перемены. Как вера становится преобразующей

Михаил Черенков
Журнал/Архив/Номер 40/Инвестируя в перемены. Как вера становится преобразующей

Инвестируя в перемены. Как вера становится преобразующей

Бизнес, основанный на христианской этике, не только может, но и должен быть социальной силой, привносящей в постсоветское общество настоящие перемены. Вера поощряет таланты, их активное использование в рост. Вера может быть обогащающей, об этом знают и свидетельствуют многие христиане-бизнесмены. Но может ли и должна ли вера сделать больше — не только обогатить человека, его семью, круг друзей, братьев по вере, но и преобразовать общество, изменить отношения в нем, заложить иные ценности, формировать другое мировоззрение?

Возьмем пресловутую, но болезненную тему этики бизнеса. Сегодня об этике говорить не модно. Победителей якобы не судят, а успешных, само собой, признают. Вот и не хочет никто отвечать на вопрос, как он заработал свой первый миллион. Но без этики, без ясности нравственных оснований не будет качественных изменений — ценностей, установок, мышления, спроса, рынка. Вне этики есть лишь текущий момент, в который можно украсть или заработать на обмане или панике. С настоящим бизнесом, на мой взгляд, подобные авантюры имеют мало общего. Этика — проявленная часть нашей веры, мировоззрения, богословия. И бизнес — лишь часть, а не целое. Этика может быть «христианской», а успеха не будет, и мечтать о нем запретят благочестивые старцы. Бизнес может быть успешным, а на вопросы этики наложат табу эффективные предприниматели. Так что часть может быть успешной, а в целом все окажется бесперспективным.

Вот поэтому святые и праведные люди должны дерзать верить так, чтобы вера стала преобразующей, а христианские предприниматели, в свою очередь, должны думать не только об эффективности, но и о внутренних, фундаментальных условиях успеха.

Вот уже сто лет после Макса Вебера никому не удалось опровергнуть тезис социолога, что вера творит экономические чудеса и меняет сам способ жизни общества. Есть незыблемые христианские принципы, поощряющие предприимчивость, придающие ей смысл и этическое наполнение. Эту связь вероисповедных принципов и экономического успеха нужно понимать правильно, она сложная, не такая уж однозначная. Но еще более сложно понять веру и успех вне этой связи, разрыв этой связи заканчивается абсурдом.

Мотивом христианского предпринимателя не может быть только извлечение прибыли, в нем присутствуют и ответственность за данные таланты, и удовольствие от труда, и стремление к лидерству, и страсть к умножению возможностей.

Да и сама прибыль не является самоцелью, она служит расширению дела, развитию бизнеса, ступенькой роста. А еще — вкладом в такое преобразование мира, когда рост накоплений и достаток — по заповеди «чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (Еф 4:28) — идут на благо общества и направляются на решение проблем бедности и дефицита.

Перевернутой логикой по отношению к такой установке была классовая идеология с призывом уничтожить богатых и поделить заработанное ими богатство. Однако дальше этого дело не пошло, последующая теория экономического благополучия «бесклассового» общества оказалась нежизнеспособной. В известном семидесятилетнем социалистическом эксперименте получилось, как в том анекдоте: капитализм — это эксплуатация человека человеком, а социализм — наоборот.

В логике же христианского предпринимательства возможно иное — классовое сотрудничество, при котором богатый умножает не только свое, но совокупное, общее благосостояние. Когда при обогащении богатого бедный не беднеет, но даже обогащается, и не подачками, а, например, возможностями получить качественную медицинскую помощь в клинике для малоимущих или именную стипендию для учебы и перспективную работу, если это касается талантливой молодежи.

Обычная логика бизнеса — держать народ в состоянии невежества и нищеты, зарабатывая на эксплуатации самых низких потребностей. Логика христианского бизнеса — преобразовать общество, расширяя возможности людей, предлагая им новые инструменты успеха, увеличивая их покупательную способность, прививая вкус, преобразуя потребности в ценности.

Надо признать горькую правду жизни: для христианского предпринимательства открыты далеко не все сферы рынка, самые прибыльные захвачены и защищены от конкуренции. Но, на мой взгляд, это не так уж и плохо. Нужно видеть перспективные сферы, предугадывать завтрашний день, формировать новый спрос.

В то время как ведутся кровавые войны за привычные места быстрой прибыли, стоит экономить время, силы и ресурсы для новых рынков или же обдумать свежие подходы к традиционным сферам бизнеса, чтобы вернуть к ним интерес. Если в кафе можно будет «подвесить» кофе для нищего студента и оставить журнал или книгу на полке бесплатного пользования; если в обувном магазине по ценнику можно будет узнать, что в стоимость купленных ботинок включена дешевая пара для сиротского приюта (причем за половину подарка детям платит клиент, а за вторую половину из своей прибыли платит владелец магазина), то этот бизнес станет не только социально ответственным, но и социально привлекательным.

Принимая на себя ответственность за преобразование рынка, общества, человека, бизнес стимулирует свое же развитие. Теперь бизнес взаимодействует с обществом не столько через рекламу и ее искаженные образы, сколько через активное и заинтересованное соучастие в трансформации общественных ценностей и нужд, моделей успеха и стратегий развития.

Есть лишь один способ идти в ногу со временем так, чтобы это непонятное ускоряющееся время не обанкротило тебя, — понять это время, не держаться за прошлое, играть на опережение. Есть лишь один способ успеть за переменами — стать частью перемен, меняться и менять, предугадывать перемены и генерировать их.

Хороший товар, надежные отношения, доверие к партнерам, верность слову, поощрение инициативы, шанс карьерного роста с нуля — все это нужно не только бизнесу для создания социально привлекательного бренда, но и обществу. Христианский бизнес производит обычные (надеюсь, качественные) вещи, но при этом задает необычные, христианские ориентиры для членов общества: поощрение для желающих быть успешными; надежду для тех, кто на дне; солидарность и ответственность для тех и других. Покупая вещи и услуги, общество покупает их смыслы, ценности, установки, отношения. Вот почему бизнес участвует в мировоззренческих войнах не меньше, чем школа или церковь.

Бизнес — грязная сфера, но не больше, чем любая другая в обществе, где Бога убили или выставили за дверь. Бизнес — святая сфера, как и любая другая, если человек относится к своему делу и собственности как к Божьему поручению управлять и развивать Его творение.

Бизнес может воплощать в себе как ценности века сего, так и ценности Божьего Царства. Если бизнес инвестирует в добрые перемены, он становится частью миссии и получает особенное благословение и покровительство Божье.

 

Автор: Михаил Черенков
Фото: из архива ХЦ «Возрождение»

Работает на Cornerstone