Тема

Проповедь через всеобъемлющее служение

Алексей Горбачев
Журнал/Архив/Номер 40/Проповедь через всеобъемлющее служение

Проповедь через всеобъемлющее служение

«Да светит свет ваш перед людьми» — что значат эти слова Христа? Церкви хотят быть светом, хотят служить Богу и людям. Но важно уточнить, что именно христиане понимают под служением. Прийти на богослужение в церковь и от всего сердца участвовать в нем? Ходить в церковь полезно, но служение стоит понимать шире. В Писании сказано: «Все, что ни делаете, делайте как для Господа» (Кол 3:17). Таким образом, христианское служение можно рассматривать не только как присутствие верующего на богослужении в церкви, но и как деятельность, как служение окружающим людям.

Как могут служить Богу христиане, не являющиеся священно-служителями (пасторами, священниками)? Молиться? Жертвовать деньги? Делиться Радостной вестью с другими людьми? Все это важно, но верующий человек может послужить Богу еще и у себя в семье, и на работе, и в кругу друзей. Христос сопоставил помощь ближнему и служение Ему: «...так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф 25:40).

Во времена Реформации Мартин Лютер ввел в употребление понятие «всеобщее священство», истоки которого можно обнаружить уже в ветхозаветной традиции. Через Моисея Бог говорил сынам Израилевым: «…если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников (здесь и далее выделено мною. — А. Г.) и народом святым» (Исх 19:5–6). Во времена Нового Завета апостол Петр называет всех верующих царственным священством, священством святым: «… сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1 Пет 2:5); «вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет 2:9). Другой апостол, Иоанн, называет христиан царями и священниками, говоря, что Христос «соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» (Откр 5:10).

Что же такое «всеобщее свящество»? Если современные христиане и слышали о таком священстве, то под ним обычно понимается то, что все рожденные свыше принадлежат к семье Божьей, что они сослужители Христа в распространении Благой Вести. Однако Мартин Лютер делает значительно более смелые утверждения.

Лютер писал о том, что деление христиан на священников и мирян неверно в корне: «...миряне, священники, князья, епископы, или, как они выражаются, духовные и светские лица  в действительности не имеют никаких других существенных различий, кроме службы или занятия. По своему же достоинству они не различаются, потому что все принадлежат к духовному сословию; [все они] истинные священники, епископы и папы, но не у всех у них одинаковая служба, подобно тому как в среде священников и монахов не все заняты одним и тем же делом. И по свидетельству святого Павла (Рим 12 и 1 Кор 12) и Петра (1 Пет 2)… все мы составляем тело, а глава — Иисус Христос, и каждый является членом тела по отношению к другим. У Христа нет двух тел или тел двоякого рода: одного светского, другого — духовного. Единая глава Он и одно Тело у Него»*. Это, писал далее Лютер, не означает, что любой человек в церкви может сам взять на себя служение дьякона, пастора, священника или епископа. Далеко не каждый христианин призван быть служителем церкви в узком смысле, но каждый может послужить людям своим даром. При этом использование даров Божиих не должно быть ограничено церковной оградой и церковными проектами.

В своем учении о всеобщем священстве Лютер утверждает, что служение правителя-христианина или булочника-христианина не менее важно, чем служение священника. Служить Богу можно своей профессиональной деятельностью, которая, скорее всего, напрямую не будет связана с церковной общиной.

Сегодня российские христиане, на мой взгляд, должны уделить большее внимание учению Лютера о всеобщем священстве. Ведь оно непосредственно связано с нашей каждодневной жизнью, с тем, как мы работаем, как относимся к своему труду, с тем, как изменяется общество вокруг нас, как мы включаемся в служение церкви. В славянской евангельской традиции, к сожалению, далеко не во всем воспринято такое важное практическое наследие Реформации, как одухотворенное отношение к труду, труду по призванию, которое породило всемирно известную протестантскую трудовую этику.

В проповеди Радостной Вести некоторые верующие могут видеть сугубо вербальную задачу. Однако следует помнить, что, если проповедь христианина сводится только к словам, без опоры на свидетельство жизнью, его слова не будут очень весомыми. Достигает цели свидетельство жизнью, выраженное доброжелательностью, любовью к людям, увлеченностью в учебе, хорошо сделанной работой, эффективным и красивым ведением домашнего хозяйства. Проповедь или свидетельство должны быть всеобъемлющими.

Христианство — это вера, которая способна не только преобразовать жизнь отдельного человека, но и сделать общество светлее. Свет христианства должен светить не только в стенах церквей, но и в каждодневной жизни христиан.

*Лютер М. К христианскому дворянству немецкой нации. — http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/protestant/lyuter/15.php.

 

Автор: Алексей Горбачев
Фото: из архива ХЦ «Возрождение»


Работает на Cornerstone