Тема

Время Христа

Андрей Суздальцев
Журнал/Архив/Номер 40/Время Христа

Время Христа

Христианство переживает очередной кризис. В диалоге веры с политкорректностью явно побеждает политкорректность. Несколько лет назад, когда я был в Амстердаме, меня поразило то, что церкви пусты, и для того, чтобы помещение не пропадало даром, его сдают в аренду. В Амстердаме все хорошо. В Амстердаме все хорошо настолько, что в Боге больше нет нужды — жители города научились жить без Бога и при этом не ощущать потери. Легкие наркотики, продающиеся совершенно легально, полуобнаженные тела в секс-витринах, масса туристов, аккуратные домики — зачем тут Бог? Тут хорошо и без Бога. Говорят, что под бомбами не бывает атеистов, но про бомбы мы больше не вспоминаем.

Территория «благополучия» с тех пор расширилась. В некоторых странах Европы уже нельзя ставить елки, в Англии запретили ношение крестиков, а в России спиливают кресты, и ко мне приходят письма, в которых говорится, что хорошо бы в вашей редакции было побольше атеистов, а то одни верующие. Быть верующим писателем стало дурным тоном.

Итак — кризис. И, знаете… хорошо, что кризис!

Я вспоминаю людей времен одного из самых жестоких «кризисов христианства» — периода советского атеизма, и на душе становится тепло. Посещение храмов грозило большими неприятностями. Могли уволить с работы, а могли и посадить — в зависимости от того, насколько активно ты ведешь жизнь христианина. И люди, которые шли в церковь, несмотря на эти угрозы, ясно понимали свои приоритеты. На первом месте стоял Бог, вера в Него, все остальное располагалось по этажам меньшей важности. Во время кризиса в церкви не бывает балласта. Христианство понарошку во время кризиса не проходит — сто раз подумает человек, нужна ему такая вера, от которой одни неприятности, или он как-нибудь без нее обойдется. И большинство обходилось. Но те, кто шел тогда в храмы, собирался в молитвенных группах, — не боялись. Их вера была чиста. И воздавалось им внутренним светом и силой. Поразительно, что подлинное христианство расцветает именно во время гонений и запретов.

И все же стоит говорить о том, что кризис не приходит снаружи. Кризис веры всегда зарождается внутри самого христианства. Пока Бог не уходит из храма, тот не пустеет. Стоит говорить о самих причинах кризиса. Проще всего, конечно, тяжело вздыхая, осуждать свои грехи, осуждать обрядоверие или невежество большинства верующих, но этим ситуацию не изменить. Основная беда христианства заключается в том, что его духовная жизнь постоянно имела свойство перемещаться от раскаленного ядра духа, разожженного апостолами, мучениками, проповедниками к остывающей периферии. От живого и огненного контакта с Богом — к цитатам, концепциям, налаживанию контакта с государством, желанию получше устроиться здесь, на земле. В церкви всегда было два течения: сильное христианство — огненное ядро и слабое христианство — христианство внешнее, игровое, используемое для получения выгоды, удовольствия, приобретения собственной важности или уверенности. Слабое всегда жило за счет сильного, но если исчезало сильное, то исчезала и церковь. Оба эти течения живы и сейчас внутри любого прихода, любой христианской общины.

Итак, причины кризиса — в чем они?

Христианство — это Христос. И не только Его слова, которые так легко повторять к месту и не к месту, но сама Его жизнь. Жизнь, полная доверия к Отцу, жизнь, текущая от Отца и к Отцу возвращающаяся. Жизнь, отданная людям не в качестве поучений, притч, цитат из Библии, а — напрямую. Вся, до конца.

Есть два пути, две формы, которые христиане могут предложить сегодня миру, а мы — России: одна — это рассуждать о трудностях веры и одичании современного мира, его погружении в ночь, а вторая — повторить особенности жизни Христа, пойти за Ним и самим становиться светильниками. Несмотря ни на что. Даже если «Бог умер». И светить не собственным светом, а внутренним светом Христа. Потому что любой кризис — это время Христа. Любая ночь — это Христов свет.

Мне очень нравится высказывание одного старого немецкого поэта по имени Кристиан Хофман фон Хофманнсвальдау, написавшего еще в XVII веке:

 

«Поднимайся, душа, ты должна учиться, 

когда нет звезд, когда черные своды ночи

 нас устрашают, 

быть себе своим собственным светом».

 

Вы — свет мира, сказал Христос. И мы должны учиться светить, не потому, что это обязанность или геройство, а потому, что это единственная форма жизни, в которой человек чувствует себя на своем месте в мироздании. Все остальные варианты ведут к боли, катастрофе и тупику. Но далеко не всегда это ясно.

Особенно неясно это сейчас, в современном мире. Он стал очень гладким, очень выверенным, очень контролируемым. Отпечатки пальцев в нем сдают добровольно, обыски происходят без всякого ордера перед любой магнитной рамкой, свободы боятся, критикуют войну, а дети продолжают гибнуть от голода, и сотни тысяч человек умирают в мегаполисах ежегодно в силу кризисности самой среды обитания. Погоня за безопасностью приводит к уничтожению свободы и жизней тысяч и тысяч людей по всему миру. Телевидение делает эти потери нечувствительными — виртуальная картинка, умножая факты, их обезболивает, переводит в мир цитат.

Сейчас время виртуальное, все немного не всерьез. А если не всерьез, то и зацепиться, кажется, не за что. Бог как бы есть, и Его как бы и нет.

И это — лучшее время для обретения опоры в Боге.

Время, когда не на что опереться, не за что уцепиться, когда все ускользает, выскальзывает из рук и из души, а все факты, обстоятельства и вещи оборачиваются несерьезностью, превращаются в перевертыши, — лучшее время для поиска истинной точки опоры. Той самой, которая не провалится ни при каких обстоятельствах. И даже когда все остальное рассыплется и уйдет из-под ног — эта опора останется незыблемой, потому что она не определена никем и ничем в мире земных форм и земных страстей. И такое время настало.

И мы можем нести в это время не свои сомнения и цитаты — а самих себя, свой собственный свет, зажженный от этого самого неподвластного земным реформам и переменам Источника света. А еще более прямо говоря — нести людям Бога, который живет не на небе, а в наших собственных сердцах. Нам надо начать с себя заново. Со всем вниманием и любовью к себе самим и к своей жизни вечной.

Недавно я написал в ЖЖ, что начинать надо с себя. В ответ я получил комментарий, где говорилось: ну это старая идея. Тут нет ничего нового. Мне захотелось спросить этого человека: а вы пробовали? Вы пробовали применить эту старую идею к своей собственной жизни? Или вы устали от слов и какие-то слова для вас устарели, и вы ждете чего-то новенького? Но сама жизнь человека никогда не стареет, в отличие от слов. Она всегда нова. Как и те духовные законы, которыми она жива. Уйти от слова к действию, но не внешнему, а внутреннему — вот где выход. В любую ситуацию мы можем принести только самих себя, большего нам не дано. И если в душе моей живет Христос, то я в эту ситуацию Его и принесу. А если Он живет во мне в форме цитат и «мудрых мыслей», то и в ситуацию я принесу не Христа, а слова…

Вполне возможно, что христианство и ставка на внешний комфорт не совместимы. Но совместимы христианство и порыв, христианство и любовь, христианство и ощущение счастья — пребывание в самом сердце счастья.

Все точки опоры сегодня ненадежны. Виртуальному миру Христос не нужен. Это значит — наступило лучшее время для поиска истинных основ своей жизни. Для обретения ее незыблемой основы, для нахождения своего собственного лица. Поднимайся, душа, ты должна учиться быть себе собственным светом!

 

Автор: Андрей Суздальцев
Фото: из архива ХЦ «Возрождение»


Работает на Cornerstone