Тема

Духовная и материальная реальность: трудности перевода

Татьяна Горбачева
Журнал/Архив/Номер 40/Духовная и материальная реальность: трудности перевода

Духовная и материальная реальность: трудности перевода

В жизни каждого человека бывали моменты, которые заставляли звучать самые глубинные струны его души. Эти струны звучат в нас, когда мы переживаем красоту и осмысленность жизни, ее ценность, принадлежность иному прекрасному миру. В такие моменты мы ощущаем прилив жизненных сил и называем это вдохновением.

Если попытаться передать свое состояние другому человеку, то окажется, что не так-то просто подобрать нужные слова. Невозможно пересказать словами сон, пережитое состояние восторга также блекнет и теряется при пересказе. И духовные переживания обладают подобным качеством: их трудно выразить словами, описать, передать, они принадлежат иному миру. Когда мы соприкасаемся с иным миром, миром духовным, он глубоко проникает в наше сердце, дает нам прозреть иную реальность, ощутить причастность к ней.

В Ветхом Завете описаны духовные переживания людей. Всегда необычные, они несут в себе важное послание, адресованное людям или народу, при передаче этого послания жизнь его адресата существенным образом изменяется. Процесс принятия человеком Божественного послания и передача его другим людям связан с определенными трудностями — трудностями «перевода», которые обусловлены разрывом между нашей греховной реальностью и духовным миропорядком. Иисус молился об учениках: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира» (Ин 17:15–16).

На страницах Библии описаны различные способы, с помощью которых Господь передавал людям Свою волю. Авраам, например, получил Божье обетование о наследниках в видении (см.: Быт 15:1–6), затем к нему были посланы ангелы (см.: Быт 18). Иосиф узнал о своей судьбе во сне (см.: Быт 37:5–11). Видения и послания, которые, согласно Писанию, получали ветхозаветные пророки, необходимо было объявить царю или народу. Однако о самом необычном послании Всевышнего свидетельствует Новый Завет: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне...» (Евр 1:1–2). Послание Всевышнего, Его Слово, приходит в мир человеком, родившимся от Духа и воплотившим Божью любовь. Свидетели пишут, что «Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин 1:14). Главное послание Господне персонифицировано в личности Иисуса Христа, осуществившего наше спасение от греха и смерти через Свои смерть и воскресение. Проповедь Благой Вести об этом спасении начинает распространяться из Палестины по городам и весям Римской империи. При этом подход к передаче слова Божия разным народам был различным с самого начала.

Необходимость учета менталитета аудитории можно проследить в композиции Нового Завета. Несмотря на явное сходство повествования, тексты Евангелий различны — и не только потому, что свидетельства об известных событиях написаны четырьмя различными людьми, текстология Нового Завета обращает наше внимание также и на то, что каждое из Евангелий обращено к определенной аудитории. Матфей, обращаясь к иудеям, подтверждает божественность Иисуса генеалогией от Адама, сопровождает события из жизни Иисуса Христа ссылками на пророческие ветхозаветные писания, которые исполнились в личности Иисуса Христа. Марк, пишущий прагматичным римлянам, подчеркивает силу и власть в служении Христа, действие Бога в исцелениях, изгнаниях и чудотворении. Лука, адресующий Евангелие греческой аудитории, последователен и историчен в описании Иисуса как богочеловека, посланного в мир ради спасения людей. Евангелие Иоанна обращает особое внимание на духовный мир, символы и образы которого раскрывают миссию и служение Божественного логоса, что было необходимо для общения с аудиторией, знакомой с античной философией. Апостол Павел, проповедуя в Афинах, говорит: «Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано “неведомому Богу”. Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян 17:22–23). Проповедуя язычникам, Павел учитывает особенности этой аудитории и выбирает в своем обращении отправную точку и аргументацию, отличные от тех, что были приняты у евреев.

Итак, на формы донесения Благой Вести повлияли и особенности авторского стиля, и необходимость учета менталитета аудитории, внимавшей Божьему слову. И если говорить о доступности Евангелия современному обществу, то перед нами снова встает вопрос о языке проповеди. Чтобы проповедь Евангелия достигла адресата, необходимо очертить круг актуальных вопросов, на которые ищут ответы современные люди.

Одним из принципиальных отличий современного человека от человека предыдущих эпох стала утрата им религиозного сознания. И если религиозному сознанию необходимо было понять, какой из богов истинен, то для нашего современника не очевидно то, что Бог вообще есть, и не понятно, что такое истина.

Френсис Шеффер в своей работе «Он здесь, и Он не молчит» прослеживает, как в истории философии потеря Бога привела к потере критериев познания, по крайней мере, в нескольких сферах жизни человека.

Одним из наиболее сложных вопросов в антропологии сегодня является вопрос о том, что такое человек. Чем он отличается от животных, механизмов, роботов и программ. В чем его особенность. В чем смысл жизни человека, и есть ли этот смысл вообще.

К потере этических ориентиров в сфере нравственности привел провозглашенный принцип свободы человека от Бога. В обществе более нет единого ответа на вопрос: что такое хорошо и что такое плохо? Если перенести проблему на современную российскую почву, то в полной мере она проявлена, в частности, в отношении россиян к законам. Ведь если нет нравственных абсолютов, то почему бы не жить по собственным законам? Особенно если у человека есть много денег и власть. Но нет ничего нового под солнцем: мы наблюдаем сегодня — в условиях заявленной модернизации и развития нанотехнологий — возврат к первобытному правилу «кто силен, тот и прав».

Духовная и материальная реальность: трудности перевода

Другим принципиальным отличием современности является размывание грани между реальностью и иллюзией, потеря критерия истинности. Отказ от суждений разума как критерия познания остро ставит вопросы в сфере образования. Например, как отличить достоверную информацию от недостоверной или что такое реальность и чем она отличается от фантазий (воображения)? Интерес к играм, виртуальной реальности и небывалое распространение наркотиков порождены перемещением поиска настоящей жизни и ее смысла из реального несовершенного мира в виртуальный игровой.

Автономность человека привела к сложностям и в сфере взаимоотношений. Так как современный мир выстроен вокруг интересов человека, то сосредоточенность на себе ставит вопрос о возможности познания другого человека: как обособленная личность может проникнуть в мир другой личности? Как строить общение? С чего начать?

Итак, современное поколение живет в незнании — оно не знает, что Бог существует и, следовательно, существуют истинные основания для нравственности, гуманизма, познания и взаимоотношений. Однако в своих реальных действиях человек противоречит современным убеждениям, и в этих противоречиях кроется большой потенциал для проповеди Евангелия. Различие в убеждениях и в жизни позволяют человеку увидеть это несоответствие и задуматься о нем.

В каждой из рассмотренных выше категорий (антропология, этика, критерии истинности, взаимоотношения) есть ряд сущностных вопросов, которые могут по-новому связать духовное послание Евангелия и современный мир. Вот некоторые из них.

Почему человека не удовлетворяет сытое существование? Почему безличное общение с порталом или механизмом не вызывает удовлетворенности? Откуда приходят творческие порывы?

Почему коррупция и воровство чиновников не могут быть просто закреплены законодательно? Почему при принятии решений происходит нравственная оценка, хотя утверждается, что нравственного закона нет?

Почему продолжается поиск лучшей школы или университета, когда утверждается, что знание утратило свою значимость? Почему всегда хочется узнать правду?

Почему люди влюбляются, хотя говорят, что любви не существует, есть только секс?

Действительность подтверждает существование Бога, вложившего в нас нравственный закон, желание познавать мир и общаться с людьми, потому что общение — часть Его жизни. В Боге познаются любовь, смысл и полнота, которые потеряны в этом мире суеты. Духовный мир близок к каждому из нас — к нему лишь нужно сделать шаг. И сегодня звучит слово Божье к нам: «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор 5:19–21).

 

Автор: Татьяна Горбачева
Фото: из архива ХЦ «Возрождение»

Работает на Cornerstone