Искусство

Призвание художника — воспеть красоту Божьего мира

Ирина Языкова
Журнал/Архив/Номер 39/Призвание художника — воспеть красоту Божьего мира

 

Христос велел жить и не закапывать таланта. Мир языческий был полон творчества, а при христианстве, может быть, вдвое.
Константин Коровин
 

Призвание художника — воспеть красоту Божьего мира«Бастилия», 1928 г.

Константин Коровин (1861–1939) — один из наиболее ярких живописцев рубежа XIX–XX веков. Коровина часто называют первым русским импрессионистом, потому что его жизнерадостные картины полны непосредственного и эмоционального восприятия жизни, а его манера, сочная, энергичная, эскизная, действительно ближе французской, нежели русской школе живописи. Его полотна сильно отличаются от темных работ передвижников, которые во второй половине XIX века были выразителями идей народничества и социальной справедливости; главным в искусстве передвижники считали идею, а эстетические критерии — вторичными. Но с приходом Коровина искусство словно очнулось от обморока идеологии, вспомнив, что призвание художника — воспевать красоту Божьего мира.

Константин Алексеевич Коровин родился 5 декабря 1861 года в Москве, на Рогожской улице, в доме своего деда Михаила Емельяновича Коровина. Дед разбогател на ямском извозе. Незаурядная энергия и предприимчивость позволили простому крестьянину Владимирской губернии стать купцом первой гильдии. При этом коммерческая жилка сочеталась у него с любовью к искусству: «Сидит, бывало, старик в огромном зале ампир, пледом ноги покрыты, а наверху, на галерее, Баха ему играют», — вспоминал Константин Коровин.

Отец художника Алексей Михайлович окончил университет. Мать Аполлинария Ивановна, происходившая из рода дворян Волковых, хорошо играла на арфе. Оба родителя замечательно рисовали, так что первые уроки рисования Константин и его старший брат Сергей, будущий известный художник-реалист, получили в семье.

Призвание художника — воспеть красоту Божьего мира«В лодке», 1888 г.

В 1863 году со смертью деда в семье Коровиных дела разладились, пришлось продать дом и перебраться в деревню Большие Мытищи под Москвой, где отец стал служить на фабрике. Но Константину жизнь на природе нравилась: «До чего хорошо в избе: две деревянные комнаты, потом печка, двор, на дворе стоят две коровы и лошадь, маленькая собачка, замечательная — все время лает. А как вышел на крыльцо, видишь большой синий лес. Блестят на солнце луга. Лес — Лосиный Остров, огромный. То есть так хорошо, как я никогда не видел. Вся Москва никуда не годится, такая красота…» — писал он в воспоминаниях.

В 1875 году Константин Коровин поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве на архитектурное отделение. «Мне пришлось сильно нуждаться, — вспоминал художник о годах учебы, — уже пятнадцати лет я давал уроки рисования и зарабатывал свой хлеб». Через год он перевелся на живописное отделение, где его учителями были известные художники Илларион Прянишников, Евграф Сорокин, Василий Перов, Алексей Саврасов. Именно под влиянием Саврасова Константин увлекся пейзажем и не раз вспоминал его наставления: «Ступайте писать, пишите этюды, изучайте, главное — чувствуйте…» Уже в ранних пейзажах видно особое внимание Коровина к природе и стремление живо, непосредственно передать ее.

В 1881 году Коровин поступает в Академию художеств в Петербурге, но петербургская атмосфера разочаровала его, и через три месяца он возвращается в Москву. Здесь заканчивает училище в 1883 году, и его награждают Малой серебряной медалью за этюд масляными красками, а через год — еще одной за рисунок с натуры.

К 1884 году относится эскиз картины «Беседа Христа с Никодимом», свидетельствующий, что и религиозная тема не была чужда Коровину.

Но все же известность художнику приносят его пейзажи и жанровые картины, написанные в особой, ему только присущей манере. Он пишет широко, размашисто, не вдаваясь в детали, схватывая самую суть образа. Краски, порой просто выдавленные из тюбика, он не смешивает, не разбеляет, не замутняет коричневыми или серыми тенями, колорит строит на контрастах, без дополнительных цветов: голубое, желтое, красное, оранжевое, зеленое — его палитра поет, цветет, радует глаз. Живописная фактура пастозна, сочна. При этом энергичность мазка, размытость контуров, отсутствие четкого рисунка помогают создать в картине световоздушную среду, передать ее зыбкость и вибрации. Кажется, что на полотна выплескивается его жажда жизни, вся его любовь к Божьему творению.

Призвание художника — воспеть красоту Божьего мира«Федор Шаляпин», 1911 г.

Художник пытается отразить неповторимость каждого отдельного момента. Долгая работа над картиной не давала бы такой возможности, поэтому Коровин использует принцип этюда. Многие его упрекали за «недосказанность», «недописанность» работ. Однажды кто-то заметил ему: «Надо бы позаконченней». Художник ответил: «Я старался, но иначе все замирает».

Илья Репин, признанный авторитет среди художников, увидев картины Коровина, недоумевал: «Это живопись для живописи только, такое было бы позволительно испанцу, но у русского — к чему это?» Высказывание Репина произвело на Коровина сильное впечатление, и он записал его на обороте одного из портретов.

Самому увидеть импрессионистов Коровину удалось только в 1887 году, когда он приехал в Париж. Он пишет: «Так вот они, французы. Светлые краски, вот это так… Много и такого, что и у нас, но что-то есть еще и совсем другое. Пювис-де-Шаванн — как это красиво! И импрессионисты… — у них нашел я все то самое, за что так ругали меня дома, в Москве». В парижских пейзажах, несомненно, чувствуется влияние французов: «Парижское кафе» (1890-е), «Кафе де ла Пэ» (1905), «Париж. Площадь Бастилии» (1906), «Париж ночью. Итальянский бульвар» (1908) и др. Художник мастерски передает впечатления от многокрасочной, яркой, переменчивой жизни большого города, который предстает в вечерних сумерках или в утренней дымке, когда цвет теряет свою конкретность, предметы утрачивают четкость контуров, превращаясь на полотне в поток вибрирующих пятен.

Призвание художника — воспеть красоту Божьего мира«Зима. Лунная ночь», 1913 г.

Но все же гораздо более свободен и органичен Коровин в передаче русской натуры, где ему важны не только внешние впечатления. Например, за одно лето 1888 года, когда жил у Поленовых в деревне Жуковка, он создал сразу несколько картин: «За чайным столом», «В лодке», «Настурции» и др. В них он мастерски передал цветение лета и тончайшее движение воздуха, замысловатые ракурсы и внутреннее настроение героев.

Неудержимая тяга к новому влечет художника, он много путешествует. Так, в конце 1888 года Коровин отправляется в путешествие по Италии, посещает Флоренцию, Милан, Геную, Квинто. Затем едет в Испанию, где пишет лучшую из ранних жанровых картин — «У балкона. Испанки Леонора и Ампара» (1889).

Но, возвращаясь в Россию, после ярких экзотических пейзажей европейского юга Коровин снова пленяется скромной красотой русского пейзажа, вдохновенно пишет поля, леса, деревни. Исполненные в серебристой гамме, его картины отмечены тонким лиризмом и щемящей, пронзительной любовью к отечеству. Так, в картине «Зимой» 1894 года рыхлый снег, темный силуэт лошади, покосившаяся изба становятся символом российской деревни.

Особенно любил Коровин север. Он много путешествуют по русскому Северу, посещает Яро­славль, Вологду, Архангельск, Мурманск, а потом отправляется дальше — в Норвегию и Швецию. Его восхищают суровые морские побережья и бескрайние северные морские просторы, он пишет множество замечательных по колориту пейзажей: «Берега Норвегии», «Северное море», «Гавань в Норвегии», «Гаммерфест. Северное сияние» и др. Пейзажи построены на тончайшей разработке оттенков серого цвета. Хмурое небо, каменистый берег, холодная гладь воды — все это художник передает малым набором красок, но при этом не изменяя своей свободной размашистой манере.

По материалам поездки Коровин оформляет павильон Северной железной дороги на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде 1896 года, на огромных панно создавая обобщенные образы природы Севера. Эти панно и сегодня выглядят современно и оригинально.

К художнику приходит мировая слава, его произведения экспонируются в Европе. За художественное оформление русских павиль­онов на Всемирной выставке 1900 года в Париже Коровин был награжден двумя серебряными, двумя золотыми медалями и орденом Почетного легиона.

Призвание художника — воспеть красоту Божьего мираПортрет Софьи Голицыной, 1886 г.

Кажется, что жизнь художника переполнена радостью, но на самом деле она трудна и трагична. В браке с Анной Фидлер Коровин не был счастлив. Их первый сын умер, младший сын в 1913 году попал под трамвай и лишился ног. В 1908 году умер его старший брат, художник Сергей Коровин. После всех личных драм Константин Алексеевич с нервным срывом попадает в больницу. Но творчество помогает жить. И в глазах окружающих, даже близких ему людей, он по-прежнему художник, которому все дается легко и радостно. Коровин и сам поддерживал этот имидж, потому что считал, что призвание художника — дарить людям ощущение счастья. «Красота и радость жизни. Передача этой радости и есть суть картины, куски моего холста, моего я... Это я, это мое пение за жизнь, за радость ... Оттого-то я люблю... искусство, дружбу, солнце, реку, цветы, смех, траву, природу, дорогу, цвет, краску, форму...» — писал он в одном из писем.

По воспоминаниям Николая Чернышева, одного из учеников Коровина, учитель, будучи больным и терпя нужду, так говорил о коммерциализации искусства: «Лучше жить в норе и, терпя всякие лишения, наслаждаться своим искусством... Знайте Веру, Надежду и Любовь, и во всех лишениях помните эти три. Если одну из них забыл — погиб».

Константин Коровин — художник широкого диапазона, наряду с тонкими по колориту пейзажами Севера он ярко и радостно изображает Крым, и на его полотнах солнце и морской воздух ощущаются почти физически. А как роскошны его натюрморты! Кажется, что цветы благоухают, а чешуя рыбы сказочно переливается. Во всех работах Коровина ощущается восторг перед бытием и благодарность Богу за дар жизни.

Интересен Коровин и как порт­ретист. Он смотрит на человека с любовью. Очень показательны его портреты Софьи Голицыной (1886), Николая Чичагова (1902), Ивана Морозова (1903), Зинаиды Перцовой (1921) и других. Известного певца Федора Шаляпина, с которым его связывала крепкая дружба, он пишет несколько раз на протяжении своей жизни. И все портреты написаны по-коровински широко и свободно, с большим артистизмом.

Призвание художника — воспеть красоту Божьего мира«Гаммерфест. Северное сияние», 1894–1895 гг.

Коровин оставил яркий след и в истории театрально-декоративного искусства. Еще в 1884 году он работает в частной опере Саввы Мамонтова, делает эскизы к «Аиде» Верди, «Лакме» Делиба, «Кармен» Бизе. В 1900 году Коровина назначают главным художником императорских театров, а с 1910-го — главным декоратором и художником-консультантом императорских театров Москвы и Петербурга. Он оформил более ста постановок. Среди его лучших произведений — декорации к «Лебединому озеру», «Руслану и Людмиле», «Корсару», «Щелкунчику».

Общительность и щедрость Коровина взрастили в нем талант педагога: с 1901-го по 1921 год он преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1905 году его избирают академиком Академии художеств.

Даже в годы Первой мировой войны Коровин находит себе применение, он становится консультантом по маскировке в штабе одной из русских армий, бывает на передовой. И после революции Коровин активно участвует в жизни: занимается вопросами сохранения памятников искусства, организует аукционы и выставки в пользу вышедших на свободу политических заключенных, продолжает работать в театре.

В 1922 году Константин Коровин уезжает в Париж, где должна была состояться выставка его работ. Но дорогой картины похитили, и художник остается без средств к существованию. Он вынужден соглашаться на любую работу: в основном пишет на заказ «русские зимы» или «бульвары Парижа». Работает для театра, оформляет спектакли в известных театрах Европы и Америки. Несмотря на то что было устроено несколько персональных выставок Коровина, его работы продавались плохо и дешево.

Во Франции прошли последние 15 лет жизни художника, это были трудные годы. Посетивший Коровина в 1926 году в Париже его ученик Мартирос Сарьян вспоминал слова учителя: «Моя единственная мечта — вернуться на Родину, хочу умереть в России». Но Константину Алексеевичу так и не довелось увидеть родную землю даже перед смертью. 11 сентября 1939 года он внезапно скончался на улице от сердечного приступа. Его похоронили на парижском кладбище Бийанкур.

Сегодня Константин Коровин широко известен по всему миру как талантливый русский художник, на ярких полотнах которого запечатлена жизнь в ее красоте и радости, как счастье, как чудо, как дар Божьей любви.

 

Автор: Ирина Языкова
Фото: wikipedia.org

Работает на Cornerstone