В последние десятилетия психология и психологическая практика стали получать все более широкое распространение на постсоветском пространстве. В учебных заведениях и в бизнес-организациях психолог стал обязательной штатной единицей. Началось активное издание книг из серии так называемой житейской психологии, где на простом и доступном языке объяснялось, как строить семейные отношения, продвигаться по карьерной лестнице и т. д. Однако вместе с этим стали известны случаи использования психологических знаний в целях манипулирования сознанием людей в политике, религии, маркетинге и других областях, когда людей побуждали действовать в направлении, необходимом манипулятору.
И мир забеспокоился, опасаясь того, что психология и психологи вызывают не созидающие, а разрушительные последствия.
Однако в истории есть множество примеров того, как те или иные научные открытия использовали не во благо человечества, а совсем для иных целей, и тем не менее мы не считаем, что эти открытия стоит предать забвению. Все зависит от того, как мы будем использовать знания и навыки, которыми обладаем. Возьмем, к примеру, древнейшее орудие труда нож. Сам по себе он не хорош и не плох. С помощью этого инструмента хирург, например, спасает жизни. Но в руках преступника нож опасен.
То же самое и с психологией. Мы можем упот-реблять ее методы для того, чтобы расположить к себе человека и затем поддержать его, однако есть люди, которые захотят обратить его расположение себе во благо.
Итак, как же нам, людям верующим, стоит относиться к психологам? Нужно ли нам обращаться к их услугам, или лучше держаться от них как можно дальше?
С этими вопросами я обратилась к одному из пасторов. Он ответил, что он не к каждому психологу посоветует пойти своим прихожанам. Однако если он увидит в этом человеке мудрость, искреннюю веру и профессионализм, то в его практике существуют вопросы, которые он передоверил бы психологу. Не всегда пасторы могут оказать профессиональную помощь и уделить достаточно времени одному человеку. И хорошо, когда психолог занимается излечением душевных ран, в то время как пастор может углубиться в работу с духом человека и его отношениями с Богом. Он рассказал о том, что в Канаде, например, давно существует практика сотрудничества между пасторами и психологами. Однако нам стоит быть мудрыми и не доверять лечение своих душевных ран кому ни попадя.
Как же нам могут помочь знания, накопленные светской психологией? Возьмем, к примеру, ту область, о которой говорилось в начале статьи, манипулирование людьми, и посмотрим, как наработки психологов могут пригодиться при работе с людьми в церкви.
Эверетт Шостром, американский психолог и психотерапевт, рассматривая проблему манипуляции, пришел к выводу, что все мы в какой-то степени являемся манипуляторами независимо от того, обладаем глубокими психологическими познаниями или нет. Все мы в той или иной степени можем предвидеть, какой результат последует за нашими стимулами — словами, жестами, эмоциями и т. д.
Человек не рождается манипулятором. Он им становится, стараясь избегать неприятностей и добиваться желаемого, причем развивает эту способность бессознательно. Шостром считает, что в каждом из нас их может быть даже несколько. Он выделяет восемь основных парных типов манипуляторов. «Диктатор» склонен демонстрировать свою силу, доминировать, приказывать, цитировать авторитеты, то есть делать все, чтобы управлять другими людьми. «Тряпка» — прямая противоположность «диктатору» — обычно становится его жертвой, развивая большое мастерство во взаимодействии с первым типом. Такой человек демонстрирует свою чувствительность. Для него характерно «забывать», «не слышать», пассивно молчать.
Человека, склонного все и всех контролировать, Шостром назвал калькулятором. Он может обманывать, увиливать, лгать, стараться, с одной стороны, перехитрить, а с другой — перепроверить всех. Его антипод — «прилипала». Это личность, которая жаждет быть предметом забот и потому «позволяет» и исподволь заставляет других делать за него работу.
Далее, согласно Шострому, следует «хулиган», его образ — агрессивность, жестокость, недоброжелательность. Он управляет людьми с помощью угроз различного рода (его женская разновидность — сварливая баба). Такой тип распознать несложно. А вот со «славным парнем» труднее. Он такой заботливый, любящий, внимательный, что ему просто невозможно отказать. В любом конфликте «хулигана» со «славным парнем» в проигрыше всегда остается первый.
И последняя пара. «Судья» — неизбежно критичный, никому не верящий, обвиняющий, негодующий, с трудом прощающий. И «защитник», который, в отличие от «судьи», всячески подчеркивает свою поддержку и снисходительность к ошибке. Сочувствуя сверх всякой меры, он не позволяет людям стать самостоятельными. Вместо того чтобы заняться собственными делами, он заботится о нуждах других.
Конечно, в этих типажах вы узнали некоторых своих близких и знакомых. А некоторые наблюдательные читатели, скорее всего, обнаружили в предложенных типах и себя. Означает ли это, что все мы только и делаем, что манипулируем друг другом, и нет никакого выхода?
Нет, слава Богу, нет!
И не случайно выше мы говорили об инструменте в руках разных людей. Как люди мы обладаем определенными качествами и предпосылками к определенному поведению. Но, обладая набором черт, мы можем их использовать как во зло, так и, с Божьей помощью, во благо.
Манипуляция людьми вытекает из позиции апатии и нарочитости по отношению человека к людям и миру. Однако с помощью Божьей нам, верующим людям, возможно (кстати, в гораздо большей степени, чем людям, не полагающимся на Него) изменять себя и свое поведение. Людей, совершивших переоценку и стремящихся к достижению полноты жизни, Эверет Шостром называет актуализаторами. Из «диктатора» может получится прекрасный «лидер», который не диктует условия, а ведет за собой и помогает. Из «тряпки» — «сочувствующий». Осознавая свою слабость, он понимает, что любой человек может ошибаться, но тем не менее в его силах требовать от людей преодоления последствий сделанных ошибок. Из «калькулятора» может развиться «внимательный». Из «прилипалы» — «признательный», который, получая помощь от других, будет высоко ценить их труд. Из «хулигана» может получиться «напористый». Он будет отличаться откровенностью и прямотой. Из «славного парня» — «заботливый». Он действительно будет расположен к людям, дружелюбен, способен на глубокую любовь. Из «судьи» — «выразитель». Он будет обладать редким умением выражать свои убеждения, не критикуя и не унижая других. Из «защитника» — «водитель», который не учит и не защищает всех подряд, но помогает каждому найти свой собственный путь, не навязывая своих взглядов.
Обладая соответствующими знаниями и кропотливо занимаясь каждым конкретным случаем, христианский психолог может помочь верующему человеку или новообращенному сделать выбор и изменить свое поведение, практиковавшееся им годами в семье, на работе, в обществе. Но, конечно, человеку, решившему изменить свой стиль поведения, придется много работать в сотрудничестве с Богом и со специалистом. И от его усилий зависит, кем он станет — Человеком, через которого в жизнь другого придут благословения и радость, или человечишкой, который будет приносить боль и разочарование.
Автор: Карина Моисеенко
Фото: РИА Новости