Тема

Психология - конкурент или помощник?

Татьяна Горбачева
Журнал/Архив/Номер 39/Психология - конкурент или помощник?

Психология - конкурент или помощник?

Нельзя сказать, чтобы христианское сообщество очень-то поощряло занятия психологией. Христиане воспринимают психологию как попытку заменить духовное представление о человеке более поверхностным подходом, дающим мнимое разрешение жизненных проблем. «Бог и Слово Божье — вот достаточное основание для душевного здоровья», — утверждается в одной из статей о психологическом соблазне. Кто же прав?

Ответить на этот вопрос нам поможет ретроспективный взгляд на предмет психологии. Вопросы о внутреннем мире человека, которые сегодня называют психологическими, стали возникать еще в древних цивилизациях. Они рассматривались в русле религиозного мировоззрения, в основном политеизма, и касались взаимодействия человека с духовным миром, правильного образа жизни и условий перехода к жизни после смерти. Центральным всегда был вопрос о предназначении человека как существа духовного. С появлением религии монотеизма (иудаизм) картина мира поменялась, но вопросы остались теми же. Ответ на них был дан также в сфере религиозной: человек должен быть жертвенным перед Богом, вести праведный образ жизни, достигать гармонии в отношениях с людьми. Христианство предлагает новое решение проблемы спасения (условий перехода к жизни после смерти), которое зависит не столько от умилостивления Бога, сколько от способности человека принять верой спасение как дар свыше. Такое богословие ставит акценты на отношениях человека с Богом и его способности любить ближних как самого себя. Древняя литература описывает многие психологическое вопросы, но по сравнению с вопросом спасения они считаются второстепенными.

Пришедший на смену религиозному мировоззрению гуманизм расставляет иные акценты. Теперь имеет приоритет система знаний, в центре которой стоит человек, философские и религиозные ответы на вечные вопросы постепенно блекнут и отходят на задний план. С пробуждением интереса к самому человеку возникают иные психологические вопросы, уже не связанные с духовным миром. Теперь по-новому звучит тема предназначения, раскрытия личного мира и реализации способностей. Гуманизм изменяет перспективу, при этом не отрицая религиозного подхода как такового. Однако смещение главного фокуса с Бога на человека приводит к тому, что человек становится мерой всех вещей. Распространенное сегодня мировоззрение гуманизма, положенное в основание современных науки и технологий, конкурирует с мировоззрением теологическим или христианским, подчеркивающим, что жизнь человека должна быть подчинена высшей воле Бога.

Научная психология, годом возникновения которой считается 1879-й, когда была открыта психологическая лаборатория Вильгельма Вундта, действительно строилась на научном подходе, основанном на перенесении естественнонаучной парадигмы на внутренний мир человека. Так, при проведении исследований ученые искали в сознании человека структурные элементы, которые, по их представлениям, должны были бы быть подобными строению материального вещества. При этом научная психология, основанная на экспериментальных исследованиях, противопоставляла себя старой философской системе, построенной на умозрительных заключениях выдающихся философов. Поставив перед собой цель объективно определить и экспериментально выверить внутренние процессы человека, психология устремилась к психофизиологии, бихевиоризму, которые рассматривали человека как биологическое существо. Такое сужение предмета изучения психологии вызвало обратную реакцию. В результате стали возникать различные школы психологии, затрагивающие изучение сознания, восприятия и бессознательного. Это неизбежно привело исследователей к субъективным оценкам человека. В настоящее время психология существует в виде отдельных школ, в каждой из которых принят свой взгляд на человека. Единой координирующей системы, в которой эти школы могли бы занять свое место в некоторой общей картине, пока не существует, хотя в последние 30 лет наметилась тенденция к их интеграции. Так, опытные психологи, не являясь приверженцами определенной школы, используют наработки сразу нескольких школ, избирая те или иные методики в зависимости от их сообразности потребностям конкретного клиента.

Среди психологов есть и такие, кто полностью отвергает религиозный подход. Звучат аргументы о «ненаучности» философского и религиозного подходов, субъективности в суждениях и разделении сфер применения психотерапии и религии. Они, в частности, утверждают, что психология и религия лежат в параллельных плоскостях и не пересекаются.

Однако противоречия и взаимные претензии можно преодолеть, если вспомнить о том, что и христианство, и психология сосредоточены на том, чтобы послужить человеку. Призыв Христа возлюбить ближнего в христианстве реализуется направленностью человека на высшие духовные ценности, а в психологии — помощью человеку, оказавшемуся в ситуации жесткого душевного дисбаланса. Долгое время христианство подчеркивало важность духовных упражнений, таких как общение с Богом, молитва, пост, чтение Божьего Слова, но уделяла недостаточно внимания познанию человеком самого себя, то есть исследованию человеком движений своей души. Получалось, что человек, обращаясь к Христу, обретал оправдание и становился на новый путь жизни, однако его израненная душа препятствовала полноценному развитию и возрастанию в Духе. В общинах любой деноминации есть достаточно много людей, духовное развитие которых на протяжении многих лет остается на одном и том же уровне. Проповедь любви и наставление в праведности может не принести должного результата просто из-за неспособности человека усвоить какие-то понятия. Иллюстрацией может послужить молодая семья, которую создали выпускники детского дома. Строя свою семейную жизнь, эти молодые люди вынуждены постоянно сталкиваться с трудностями из-за того, что они не имеют ни опыта жизни в семье, ни положительного примера семьи, на которую они могли бы равняться (киногерои не в счет). Таким парам нужна помощь специалиста.

Библейский взгляд подчеркивает необходимость целостности человека. Разделение слов и дел, намерений и поступков является признаком ее отсутствия. Не однажды Иисус обличал в лицемерии людей, претендовавших на то, чтобы являть собой высший духовный авторитет в обществе, обличая именно противоречивость их жизни. Говоря о возрастании в полный возраст Христа, Павел призывает верующего к всестороннему развитию его личности в сотрудничестве с Богом, к обретению целостности.

Известно, что в 90% случаев за помощью к служителю или пастору приходят те, кто обеспокоен проблемами семейных взаимоотношений, воспитания детей, личностными конфликтами и т. д., и менее 10% обращений связано с вопросами духовного развития. Иной раз, решая семейные проблемы, служители могут оказаться в ситуации дефицита знаний и способов решения жизненных проблем. Более столетия психология рассматривала и изучала именно душевную жизнь человека. Почему бы не использовать эти знания?

Психология является смежной и дополнительной областью знаний, которая может существенно обогатить служение людям. Другая подобная область — медицина — занимается проблемами тела, патологиями, болезнями и их лечением. Социология рассматривает существование человека в системе общественных отношений, что является неотъемлемой составляющей современной жизни. Христианский контекст, принимая во внимание не только горизонтальную направленность личностного общения человека с другими людьми, но и его вертикальную устремленность на общение с Богом, предлагает целостный подход, объединяющий усилия разных наук, направленных на помощь человеку и на его развитие.

Как это работает? Рассмотрим жизненную ситуацию: Илья Петрович, 67 лет, полгода назад вышел на пенсию, обратился к психологу с жалобами на потерю веса, плохое настроение. Он утверждает, что его действия и реакции становятся замедленными, что он погружается в состояние разочарования и депрессии.

Биологическая перспектива. Изучение процессов организма говорит о том, что со временем организм и мозг стареют и все органические процессы происходят медленнее. Также известно, что депрессия влияет на скорость передачи сигналов в синапсисе, и нервные процессы замедляются.

Психологическая перспектива. Выход на пенсию увеличил внутреннее чувство неудовлетворенности жизнью. Тенденция к негативным мыслям у Ильи Петровича присутствовала всегда, преобладал пессимистический взгляд на жизнь.

Социальная перспектива. Выход Ильи Петровича на пенсию изменил ритм его жизни. Теперь он много времени проводит дома, чаще ссорится с женой по незначительным поводам, например из-за несвоевременного приема медикаментов. Сузился и круг его общения: на работу он не ходит, не встречается с коллегами, в поместной церкви, которую он посещает, не много людей его возраста.

Христианская перспектива. Уход с работы поставил перед Ильей Петровичем вопрос о самооценке и ценности его как личности. Последняя никак не зависит от сферы его деятельности, а принадлежит Божественному откровению. Ситуация требует переосмысления привычных ролей. Возможно, Илья Петрович по-новому переосмыслит свое служение, которое может стать более интенсивным из-за высвобождения времени, принять новые формы, способствовать самореализации.

Комплексный анализ позволяет целостно подойти к разрешению этой проблемы. В данной ситуации надо помочь человеку собрать силы для того, чтобы он мог переформатировать свою жизнь. Врач может выписать антидепрессанты, прием которых не решит проблемы, но поможет человеку без лишних эмоций оценить перспективу своей жизни и изменить ее. Наиболее эффективно данному человеку может помочь сочетание духовной поддержки церкви, консультаций, приема лекарств и помощи друзей.

Если во главу угла священник и психолог поставят современного человека с нарастающим количеством внутренних и внешних проблем, то наилучшим решением будет их совместная действенная помощь.

 

Автор: Татьяна Горбачева
Фото: из архива ХЦ «Возрождение»


Работает на Cornerstone