свидетельство

О протестантской голгофе

Михаил Щербаков
Журнал/Архив/Номер 38/О протестантской голгофе

О протестантской голгофеЮжная часть Храмовой горы

Ни для кого не секрет, что еще каких-нибудь сто-двести лет назад отношение светских историков к достоверности библейских событий было, мягко говоря, скептическим. В описании, например, патриархального периода они предпочитали видеть сказки, притчи, мифы. Понятно, что для исторических школ тратить время и средства на поиск доказательств «мифических» событий не представлялось интересным. Именно поэтому библейская археология как наука формировалась в религиозной среде. Долгое время на фоне разногласий религиозного и научных сообществ работа по поиску поселений и артефактов, упомянутых в Библии, не была систематичной. Библейской археологией занимались в основном энтузиасты-одиночки вроде Чарлза Гордона, открывшего так называемую протестантскую Голгофу. Однако в начале прошлого века ситуация начала меняться. В первой половине XX века появилось немало серьезных исследований, доказывающих достоверность Библии как исторического источника. Были образованы исследовательские школы, предметно занимающиеся библейской археологией. К вопросу стали подходить с научной тщательностью, и это не могло не принести результатов. Англичанка Кетлин Кэньон при раскопках Самарии в 1931–1934 годах впервые на Ближнем Востоке применила стратиграфический метод, исследовав памятник по слоям. Исследования и раскопки в Иерусалиме и Иерихоне принесли ей всемирную известность. Конечно же, огромным стимулом для развития библейской археологии послужило создание Государства Израиль. Исследованиями в данной области стали заниматься целые институты, в которых трудились как сторонники, так и критики библейской истории. В частности, известный археолог Тель-Авивского университета Зеев Герцог назвал историю Патриархов и выхода евреев из Египта мифом. Впрочем, критика не снизила активности сторонников библейской истории, которые с большим энтузиазмом занимались и занимаются поиском. Благодаря их работе были обнаружены многие артефакты, строения и даже целые города, о которых упомянуто на страницах Священного Писания.

На протяжении длительного времени никто не сомневался в аутентичности традиционных святынь Иерусалима. И лишь пару веков назад официально признанные святыни были подвергнуты критическому анализу. Главным аргументом критики в отношении Голгофы храма Гроба Господня послужило ее расположение. Как известно, этот храм находится фактически в центре Старого города, однако, согласно евангельскому описанию, Голгофа должна находиться вне стен города. Сегодня не представляется возможным установить точные границы стен города I века — Иерусалим дважды подвергался разрушению, в 70 и 135 годах по Р. Х., а восстановленные здания и отдельные кварталы были многократно перестроены впоследствии. Имеющиеся письменные источники не добавляют ясности в данном вопросе, равно как и последующие археологические изыскания, весьма, кстати говоря, затрудненные в данной местности по понятным причинам. Несмотря на все это энтузиасты не отказались от поиска альтернативно возможных мест распятия и захоронения Иисуса в округе Иерусалима, которых сейчас предложено несколько. Я расскажу об одном из них.

О протестантской голгофеПредполагаемая Голгофа

В 1882 году британский генерал Чарлз Гордон, разглядывая окрестности Иерусалима в бинокль, обратил внимание на гору, по форме напоминающую череп. Как известно, «голгофа», или на иврите «галголет», означает именно «череп». Нам трудно сегодня представить, какой была эта гора во времена Иисуса, потому что она также изменялась: на ней, как и на многих других горах в окрестностях Иерусалима, велась разработка известняка для строительных нужд. Тем не менее и сегодня скала, нависающая над автобусной станцией в арабской части, действительно напоминает череп своей округлой формой и гротами, подобными пустым глазницам. Гора, на которую обратил внимание профессор, находится севернее города, и именно в этих местах, по свидетельству Иосифа Флавия, в древности располагались загородные сады многих горожан. Как мы помним, Евангелие от Иоанна сообщает нам, что у подножья Голгофы находился сад, принадлежащий Иосифу Аримофейскому.

Ряд обстоятельств — форма горы и местность у ее подножья, где находились сады, а также то, что рядом проходила дорога, ведущая к Шхемским воротам, — побудили Гордона и исследователей начать раскопки в этой местности. В 1924 году археологи обнаружили там остатки винодельни и резервуар объемом примерно 60 тыс. литров. Хорошо известно, что в древности на Ближнем Востоке в садах находились резервуары для хранения воды, прессы для отжима масла и многое другое. Но в саду у подножья гордоновской Голгофы была найдена еще и гробница.

О протестантской голгофеГробница, открытая Чарльзом Гордоном

Найденное Гордоном захоронение было признано христианским и отнесено примерно к V веку по Р. Х. Но само устройство гробницы свидетельствовало о ее дохристианском происхождении. Она ориентирована на Храмовую гору в соответствии с древней иудейской традицией. При этом  гробница имеет переднюю комнату для посетителей, за ней — камера с нишами, скамьями, где клали тела покойников, и небольшим оконцем (нефеш). При этом северо-восточная скамья расположена так, что ее может увидеть человек, стоящий у входа в гробницу. В тексте Писания (см.: Ин 20:5–11) мы как раз читаем о том, что Иоанн и Мария Магдалина, наклонившись в гробницу, увидели скамью, где должен был лежать Иисус, но она была пустой. Вход в эту гробницу достаточно просторен, человек входит в него не сгибаясь, возле входа имеется желоб, по которому «прикатывали» камень, закрывающий вход.

В I веке по Р. Х. эта гробница находилась за чертой города — в округе был обнаружен ряд древних еврейских захоронений (кладбище находилось вне города), предположительно относящихся к периоду правления Ирода Великого. Именно в северном пригороде Иерусалима, по свидетельству источников, в те далекие времена хоронили, казнили.

Однако исследователь Дж. Мерфи О’Коннор считает, что данная гробница не может быть отнесена к I веку по Р. Х., и датирует ее строительство более ранним периодом. Склеп состоит из двух помещений, расположенных бок о бок, и для того, чтобы из вестибюля войти в погребальную камеру, нужно повернуть направо. Ученый утверждает, что такая конфигурация типична для погребальных склепов IX–VII веков до Р. Х. В гробницах же интересующего нас периода погребальная камера находилась обычно прямо позади вестибюля. По мнению О’Коннора, есть и другие признаки, указывающие на более раннее происхождение гробницы, поэтому она никак не могла в I веке быть «новым гробом», в который положили Иисуса (см.: Лк 23:46– 53). О’Коннор заявляет также, что склеп многократно впоследствии перестраивался, и в нем продолжали хоронить, а во времена императора Константина он вообще был засыпан мусором — все это плохо сочетается с пиететом, который должны были бы испытывать верующие по отношению к гробу, связанному с именем основателя христианства.

Другой исследователь, Дж. Тведнес, обратил внимание на то, что этот скалистый холм вполне соответствует предписанной иудейской Мишной процедуре смертной казни. Осужденного сбрасывали со скалы высотою не менее 12 футов (~3,6 м), а если он оставался жив, то его добивали камнями (см.: Сангедрин, 6:1–4). Вполне вероятно, что на этом месте был побит камнями первомученик Стефан, поскольку еще в византийский период немного севернее скалистого холма была построена церковь Святого Стефана, а Дамасские (ныне Шхемские) ворота тогда же названы были воротами Святого Стефана. Следы византийской церкви (фрагменты мозаичного пола, изображения крестов с инициалами Иисуса Христа) сохранились и непосредственно на участке Садовой гробницы, что также, по мысли Дж. Тведнеса, свидетельствует об особом значении этого места. Одну из важнейших проблем аутентичности гробницы исследователь также видит в том, что в дальнейшем эту гробницу многократно использовали для захоронений. Он считает, что последователи Иисуса Христа должны были бы испытывать уважение к месту Его захоронения и не хоронить там более. Однако этого не произошло, и гробница использовалась по назначению вплоть до V века по Р. Х.

 

Доводы «за»:

• Месторасположение Голгофы по отношению к городу.

• Наличие у подножия горы сада и гробницы.

• Конфигурация горы, напоминает череп.

Доводы «против»:

• Отсутствие указаний на расположение стен города в древности.

• Конфигурация склепа относится к более раннему периоду.

• Отсутствие признаков почитания гробницы у ранних христиан.



Какой же из всего этого можно сделать вывод? Как ни странно, за ответом на этот вопрос мы обратимся не к ученым-исследователям, а к Священному Писанию. Как свидетельствует евангелист Матфей (см.: Мф 28:6), ангел в белых одеждах возвестил пришедшим ко гробу людям: «Он воскрес — Его нет здесь». Именно эти слова мы читаем по выходе из гроба. Их сегодня читают верующие и просто туристы, приезжающие посетить протестантскую Голгофу. Потому что не важно, где именно в окрестностях великого города произошли казнь и похороны Иисуса. Важно то, как все произошедшее с Ним влияет на вашу и мою жизни, на жизнь нашей планеты.

А в гробнице Его уже нет. Он воскрес.

 

Автор: Михаил Щербаков
Фото: из архива ХЦ «Возрождение»

Работает на Cornerstone