Тема

Искусственные люди в лоне церкви

Алексей Горбачев
Журнал/Архив/Номер 38/Искусственные люди в лоне церкви

Искусственные люди в лоне церкви

Искусственное зачатие стало уже естественным способом решения проблем бесплодия. Многие скажут, что ничего особо искусственного в этом и нет — просто научились создавать внеутробную среду для естественного развития человеческого зародыша. В этой статье разговор о другой искусственности. Что вы чувствуете, когда слышите упоминание об искусственном сердце, искусственной почке, глазе, руке и о людях с такими органами? Пятьдесят лет назад наши родители, улыбнувшись, сказали бы: это бывает только в фантастических книгах и фильмах. Сегодня все это уже не фантастика, а реальность. Дорогая, но все же реальность. Современная наука и медицинские технологии позволяют людям победить серьезные болезни и травмы и остаться полноценными людьми. Хотя, когда человек обладает искусственными конечностями, характеристику «полноценный» можно поставить под сомнение — полноценный или человек со сверхспособностями? Вспомните детектива Дэла из фильма «Я — робот» и его искусственную руку, которая настолько прочна, что способна выдержать мощный удар робота.

Стоп. Мощный человекоподобный робот, нападающий на человека, — это уже фантастика. «Нападающий на человека» — пока фантастика, а «человекоподобный», или, как сегодня говорят, андроидный, — это реальность. Если вас одолевают сомнения, задайте YouTube поиск по слову androids. Говорящая голова английского андроидного робота Юлии, японские симпатичные андроидные девушки — это уже не завтрашний день. Это уже сегодня, хотя пока и не совсем рядом с нами. А что касается искусственных рук и ног, то программа имплантации искусственных кибернетических конечностей для военнослужащих и полицейских, пострадавших при исполнении долга, действует в США уже не первый год. Человек, сверхчеловек, киборг, робот. Где границы между ними? Где границы человечности? Где место этим походящим на людей «не-людям» в христианской картине мира?

Начнем с вопроса: есть ли место в церкви киборгам? Тогда прежде всего надо ответить на вопрос: кто такой киборг? Человек с искусственным сердцем, почками и конечностями — это человек или киборг? Один из ответов звучит так: до тех пор, пока медицинские, био- и кибернетические технологи восстанавливают функционал человеческого тела, а не усовершенствуют его, человек с такими искусственными органами — все еще обычный человек. А вот если у меня искусственный глаз, способный записывать фото и видео на электронные носители памяти, искусственная кисть руки, где пальцы могут становиться отвертками и ножницами, искусственные легкие, позволяющие находиться под водой часами, то я уже не просто человек. Вернемся к нашим чувствам. Как вам мир с такими необычными людьми вокруг? Не знаю, о чем думаете вы, а я задумываюсь о том, в каких целях будет человек использовать свои сверхспособности. И в рамках этого вопроса технология и медицина соприкасаются с нравственностью и верой. Вопрос этот не новый, человек задавал его себе, задумываясь о применении энергии расщепленного атома, внедрении достижений микробиологии, думаю, даже еще раньше — когда топор из средства производства превратился в орудие убийства.

С позиций христианской веры к усовершенствованиям человеческого тела можно относиться по-разному. Можно утверждать, что созданное Богом человеческое тело хорошо весьма, а его усовершенствование — это уже от лукавого. Правда оценка «хорошо весьма» относится к творению, не знавшему грехопадения, ко времени, когда болезней и смерти еще не было. В своей крайности такая позиция и лекарства, и хирургию отрицает, научный и технический прогресс легко превращает в богоборчество, желание человека быть независимым от Бога и даже быть как Бог.

Вернемся к вопросу о том, есть ли место «человеку+» в церкви? Если ситуация все еще кажется фантастичной, то давайте вопрос переведем на биотехнологии, которые уже являются реальностью. Есть ли место в церкви человеку, изменившему свой пол? Ситуаций может быть несколько. Христианин меняет свой пол или усовершенствует свое тело. Человек, когда-то изменивший пол или усовершенствовавший свое тело, пришел в церковь и решил стать христианином. Будет ли такой христианин подвергнут церковной дисциплине, вплоть до отлучения? Будет ли община требовать обратных операций по возвращению к изначальному телу? Какие «усовершенствования» будут считаться приемлемыми, а какие нет?

Теперь поговорим еще об одной искусственности. Какое место занимает искусственный интеллект (ИИ) в христианской картине мира? Словосочетание «искусственный интеллект» уже прочно вошло в современный лексикон. Одно из определений ИИ звучит так: «ИИ — это научное направление, в рамках которого ставятся и решаются задачи аппаратного или программного моделирования тех видов человеческой деятельности, которые традиционно считаются интеллектуальными» (www.aiportal.ru). За последние пятьдесят лет фантастика проработала эту тему значительно глубже, чем тему подводных путешествий до изобретения и начала промышленного производства подводных лодок. При этом многие специалисты считают, что до «настоящего» искусственного интеллекта, по меньшей мере, еще очень далеко.

Искусственность интеллекта — это то, что четко проводит границу между киборгами и роботами. Из мира фантастики мы знаем, что внешне они могут быть неотличимы. Существо с искусственным телом, но человеческим мозгом — это киборг или сверхчеловек? Механизм с таким же искусственным телом, управляемый искусственным интеллектом, — это робот.

А что искусственный интеллект будет знать о тех, кто создал его? Будет ли он видеть связь между собой и человеком, как связь творение—творец, будет ли это распространяться только на программистов и инженеров, непосредственно создавших искусственный мозг, или распространится на всех homo sapience? А как искусственный интеллект будет относиться к Творцу его творцов и самой идее о том, что у мира вокруг есть Творец? Конечно, это зависит от начальных опций, заложенных программистами, и от заложенного алгоритма приобретения и систематизации новых знаний. Siri, электронная интеллектуальная помощница из iPhone, которая еще не умеет общаться по-русски, на вопрос «Who is God?» («Кто такой Бог?»), избегая запретной темы, прячется за разными вариантами ухода от ответа:

 

  • честный отказ: «Я отказываюсь от богословских рассуждений» («I eschew theological disquisition);
  • полусерьезное противопоставление: «У людей спиритизм, а у меня кремнионизм» — содержит двойной намек на технологии производства компьютерных плат и на почитание Силиконовой долины, где гнездятся ведущие разработчики компьютерных технологий («Humans have spiritualism. I have siliconism»);
  • перенаправление к экспертам: «Прошу вас обратиться со своим духовным вопросом к кому-то более компетентному. Лучше всего к человеку» («I would ask that you address your spiritual question to someone more qualified to comment. Ideally, a human»);
  • утверждение об отмежевании от духовных тем: «Мое правило — не смешивать дух и кремний» («My policy is the separation of spirit and silicon»);
  • откладывание ответа на потом: «Лучше поговорить об этом в другое время и с другим помощником» («That is a topic for another day, and another assistant»);
  • и чистосердечное: «Я не подготовлена к ответу на такие вопросы» («I am not equipped to answer such questions»).

 

Искусственные люди в лоне церкви

Давайте представим, что у искусственного интеллекта не будет установлена блокировка на обсуждение богословских тем. Это может быть программа в вашем телефоне, андроидный робот у вас дома, система интеллектуального управления большой атомной электростанцией или космическим челноком. Как вам дискуссия с созданным человеком «интеллектом» о том, каков творец этого интеллекта, и о том, каков Творец творца? В Библии написано, что человек сотворен по образу и подобию Божию. Искусственный интеллект человек творит по своему подобию. На математическом языке человек есть первая производная, а андроид с ИИ — вторая производная Творца.

Пришел в церковь андроидный робот, которому программа разрешает дискуссию, где предмет обсуждения — духовность и Бог, самообучение и выстраивание своих логических цепочек и заключений. Один робот пришел в церковь, другой — в синагогу, третий — в мечеть. Программисты одних систем ИИ материалисты, других — христиане, буддисты, индуисты. В фантастике мне не встречались такие сюжетные линии. Исходя из книжных законов робототехники роботы, конечно, не должны стать орудием разжигания межрелигиозной вражды и экстремизма, но пока я не слышал о программной или аппаратной реализации этих законов. Есть еще много серьезных вопросов о месте роботов и ИИ в человеческом сообществе. Вот вам пару горячих: возникновение безработицы из-за замещения человека роботом на производствах, использование андроидных роботов в секс-индустрии или просто замещение женщины идеальной женой-андроидом в домашней жизни мужчины (сожительство с андроидом).

В этой статье в основном вопросы, а не ответы, но без вопрошания не продвинуться вперед. В свете перечисленных вопросов стоит серьезно задуматься о нравственном и богословском сопровождении развивающихся технологий биоинженерии, робототехники и технологий ИИ. В одной из моих «бесед» с Siri о Боге после многократных повторений предыдущих вариантов ответов на вопрос «Кто такой Бог?» я услышал: «It is all a mystery to me» («Для меня это тайна»). Это хороший ответ даже для человека.

 

Автор: Алексей Горбачев
Фото: fotobank.com; ИТАР-ТАСС

Работает на Cornerstone