Тема

Мир, сотворенный мыслью, или мир, сотворенный любовью?

Андрей Суздальцев
Журнал/Архив/Номер 38/Мир, сотворенный мыслью, или мир, сотворенный любовью?

Мир, сотворенный мыслью, или мир, сотворенный любовью?

Мир изменился. Новые мировоззренческие парадигмы, модели, которые предлагает нам наука, перестают быть просто теорией, далекой и не имеющей для нас практического значения. Мы не можем отрицать, что ушли от мира твердых тел. Мобильная связь, интернет, телевидение создали иную пластику жизни — скорее информационную, нежели предметную среду, в которой мы теперь обитаем. И этот новый мир можно рассматривать либо как проблему, либо как возможность для роста христианского сознания.

С чем же мы столкнулись в первую очередь? Думаю, что с вопросом о реальности и отношении к ней. Вот, например, что пишет Линда Мактаггарт, писательница и журналистка: «Реальность —― это незастывшее желе. Это не сам мир, а его потенциальность. А мы своей причастностью к нему, актом наблюдения и осмысления заставляем это желе застыть». Что же следует из этого наблюдения, основанного на новейших данных квантовой физики? Да то, что мы с вами уже не живем в заданном однажды и навсегда мире твердых тел, созданном Богом, как в среде обитания. Ничего подобного. На самом деле мы постоянно меняем картину мира: сначала он стоит на трех китах, потом вращается вокруг Земли, еще немного погодя — вокруг Солнца, а сейчас выясняется, что «Вселенная “размножается”: создается столько ее версий, сколько существует возможных результатов измерений» (Хью Эверетт, физик). И если кит соответствует скорее мифологической реальности, то «размножающаяся» Вселенная может быть опознана при помощи теорий современной физики. Но обе картины реальны для наблюдателя.

Таким образом, сама картина Вселенной зависит от того, каким образом наблюдатель (мы с вами) включен в ее наблюдение. Можно сказать, что Вселенная во многом―— белый холст, на который наше сознание накладывает те или иные краски, представления, страхи, радости, истины, а потом имеет дело с созданной (застывшей на время) картиной как с незыблемой и основной реальностью. «Объективная реальность» древнего грека сильно отличается от «объективной реальности» современного человека: грек еще не знал, что стул — это сумма, облако атомов, которое становится стулом (по одной из версий современной теории восприятия) при помощи механизма, схожего с тем, что запускает фантомные боли в ампутированной руке — дает возможность воспринимать утраченный орган как реальный.

То есть существует объективный исходник — некая вибрационно-корпускулярная основа Вселенной, а также обиходная реальность (люди, встречи, обстоятельства, траектория собственной судьбы), которую наблюдатель творит (на основе исходника) при помощи своей личной дешифровальной сетки ―— своих устоявшихся представлений, моральных качеств, веры, неверия. Когда Христос говорит: «Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если я буду говорить вам о небесном?» (Ин 3:12), речь идет о различных способностях к восприятию мира, дешифровке все более тонких его слоев, на которую далеко не все способны. Высший «лик» Творения доступен далеко не каждому взгляду…

Вы скажете: но ведь есть же правдивая, объективная картина Вселенной. Ее нужно только отыскать. Так вот, физика говорит, что ее нет. Есть чистая потенциальность, лежащая в основе видимой Вселенной, взаимодействуя с которой, наше сознание приводит к проявлению того или иного ее свойства, к актуализации того или иного ее качества.

Одним словом, здесь мы вплотную подходим к вопросу веры. Жизнь в ответ на мой контакт с ней примет те ситуационные формы и облечется в те жизненные обстоятельства, в которые я сегодня верю, подстроится под мои убеждения. И если Христос призывает людей прозреть, то Он тем самым призывает их увидеть совершенно другой мир, недоступный слепоте.

Физика на своем языке произносит знакомые слова: «…если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “перейди отсюда туда”, и она перейдет…» (Мф 20). Мы не двигаем горы лишь потому, что верим в иную Вселенную, в которой это невозможно, и по вере нашей дается нам. Мы болеем так часто, потому что верим, что это нормально, что иначе невозможно. Мы верим, что мир погибает в отходах, экологических катастрофах и эпидемиях, и он подтверждает нашу веру. Но мы могли бы поверить в его возрождение, в его расцвет, в его новую молодость, и в этом случае он снова ответит нам: да!

Дело в том, что большинство населения Земли в это не верит. Почему? Да потому что верит в свои страхи, и это понятно. Достаточно включить телевизор и посмотреть последние новости, чтобы оказаться в обреченном и агонизирующем мире, залитом кровью жертв, гибнущем от катастроф и насилия, от террористов и коррупции. Вы спросите: разве это неправда? Не знаю. Думаю, что отчасти правда, но это не вся правда, есть и другая ее сторона —― цветущие поляны, радость детского смеха, восходы солнца над замершим в лазури побережьем, молитва праведника, улыбка незнакомого человека, поэзия… Мы стоим перед выбором: какая из правд увлечет нас сильней, какой из них мы отдадим свою веру, свое внимание, свое сердце? В зависимости от этого и будет выстраиваться дальнейший образ мира. И когда Господь говорит Аврааму, что сохранит Содом и Гоморру ради нескольких праведников, Он говорит о том же самом, ведь именно праведники смотрят на Вселенную и думают о ней таким образом, актуализируют в чистой потенциальности те ее стороны, что спасают мир от распада.

Но почему бы нам всем сегодня не поучаствовать в творении новой, невероятно прекрасной Вселенной? Ведь Бог создал нас по образу и подобию Своему — творцами.

Именно поэтому, если мы верим, что жизнь состоит из тяжкого и неблагодарного труда, что нас окружают люди недостойные и злые, что Богу до нас нет дела или что Он не заинтересован в нашем счастье, мы получаем в ответ мир, полностью удовлетворяющий нашей вере, ее огромной творящей силы установкам. Ведь если мир — чистая потенциальность, то именно вера приводит к актуализации те или иные его свойства. Обратите внимание, что в жизни оптимистов куда больше радостных чудес, чем в жизни пессимистов. Это не потому, что пессимисты лишены возможности творить, это потому, что они творят мрачные чудеса, создают мрачные и тяжелые обстоятельства жизни, в которые верят: «По вере вашей да будет вам».

Апостолы это знали с самого начала. И поэтому Павел говорил: радуйтесь, и еще говорю вам: радуйтесь!

И все же ответ на вопрос, когда мы имеем дело с реальностью, а когда нет, не так прост. Есть два вида вещей — те, что создаются конечным человеческим умом, и те, что созданы бесконечной Божьей Премудростью. Первые — это обнаженные девы на рекламах городов, газетная информация, целые тысячи часов разрушительной болтовни ведущих и участников телешоу, моды, формы автомобильных кузовов, вкус пепси, форма жвачек, рекламные растяжки — образы, образы, образы, низвергающиеся на нас с экранов, с витрин, с интернет-сайтов, киноэкранов, художественных выставок. Вторые — это море, звездное небо, форма человеческого тела, птицы, животные, рощи, реки, океанские просторы. Философы говорят, что основная проблема современного мира состоит в том, что люди живут среди созданных ими же самими образов, включившись в порочный замкнутый круг формирования среды обитания как продукта конечного человеческого мышления.

Вот здесь и лежит ключ к ответу.

Если мы, люди, обладаем огромными возможностями творить из «чистой потенциальности» мира актуальную реальность, то мы всегда будем перед выбором, опираясь на что мы будем ее творить. На те конечные образы, которые окружают нас в больших городах, множа ограниченный и остывающий мир пестрых картинок, или на те вещи мира, в которых просвечивает бесконечность Божественной премудрости? А еще конкретнее: творя новый мир, на что мы обопремся — на человеческий разум или на Божественную любовь, живущую в каждом человеческом сердце и обладающую свойством безмерности и бесконечности?

Опора на разум дает быстрые результаты — и в политике, и в коммерции, и в индустрии. Войны, атомные субмарины, банковские кризисы, отравленное море — все это обратная сторона мира, опирающегося на интеллект…

Итак, уже не только Евангелие, но и наука говорит человеку: ты — творец. Но если Христос говорит: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит…» (Ин 14:12), то, вероятно, здесь имеется в виду, что неверующий будет также «творить», но уже совсем другие дела. Ты можешь сотворить свою жизнь, потому что мир, в котором ты живешь, таков, что дает тебе эту возможность. Больше того, именно под твою способность творить выстроена эта Вселенная, именно творчество — то твое качество, от которого ты никуда не уйдешь*. Тебе остается лишь выбрать, как ты будешь это делать — бессознательно, насмотревшись мрачных телевизионных пророчеств, отдавая свое время и внимание бессмысленным шоу, болтовне политиков, склокам эстрадных звезд, собственным семейным разборкам, или сознательно, ориентируясь на бесконечные, наполненные мудростью и любовью вещи мира и Творца, создавшего эти вещи и этот мир.

Ведь творит мир каждое наше слово, каждая наша мысль, каждое наше действие.

Библия и квантовая физика здесь едины. И знаете, когда новейшая физика поражает нас своими открытиями, по большому счету, для верующего человека это ничего не меняет. Потому что то, к чему пришла сегодня наука, и то, что она изложила на языке формул и точных наблюдений — все эти пугающие и поражающие воображение вещи, — было известно давным-давно любому глубокому молитвеннику, любому верующему человеку. Все это знали те, кто запечатлевал на страницах Библии Божьи откровения, все те, кто исповедовал любовь и веру как величайшие силы, на которых держится и отчасти творится мир, — они были в курсе того, чем так ошеломлены сегодня физики и те, к кому они обращаются со своими открытиями. Просто те же самые истины святые выражали на другом языке. И я очень благодарен науке, выразившей их сегодня на языке формул, выводов, гипотез и фактов. Это дает возможность воспринять Евангелие более свежим взглядом, глядя на его страницы глазами человека XXI века, мир которого покачнулся, перестал быть твердым и незыблемым. Но не перестал быть единым. Потому что есть реальность, превышающая все лакуны и разрывы, превышающая все катастрофы и революции мышления, — реальность любви. Все зависит от того, чему мы отдадим свой взгляд и свое сердце — гипнотической убедительности ярких и конечных вещей или подлинной реальности мира, Божественной среде, лежащей вне форм и формул. В зависимости от этого выбора и будет строится дальнейшая история мира, про которую все чаще пишут, что она кончилась. Но это решим мы с вами — люди творящие.

*Я имею в виду широкое понятие творчества — как созидательное творчество, так и антитворчество, разрушение, создание бомб, отравляющих веществ и т. д. Тем не менее все это сотворили люди.

 

Автор: Андрей Суздальцев
Фото: fotobank.com


Работает на Cornerstone