Тема

Земля: круглая или плоская?

Мария Каинова
Журнал/Архив/Номер 38/Земля: круглая или плоская?

Земля: круглая или плоская?

В 1881 в Англии было основано Вселенское зететическое общество, поставившее себе целью доказать всему миру, что Земля является сферой, а не плоскостью. Сами члены общества видели свою задачу в «пропагандировании знаний, относящихся к естественной космогонии, в подтверждение Священного Писания». В середине XX века их идеи получили широкое распространение в США, где было создано Международное общество плоской Земли, процветающее и поныне. Вопреки всем существующим научным исследованиям приверженцы этой модели мира утверждают, что Земля представляет собой плоский диск диаметром 40 тыс. км с центром в районе Северного полюса, границей в области Антарктики и Солнцем, Луной и звездами, вращающимися над поверхностью этого диска. Членов общества не смутили даже снимки Земли, сделанные первыми космонавтами. «Легко заметить, как фотографии такого сорта могут одурачить несведущего человека», —― высказался по поводу этих снимков основатель общества Самуэль Шентон и объявил полеты в космос и высадку на Луну голливудской мистификацией.

Появление подобных обществ не случайно и вовсе не так абсурдно, как может показаться на первый взгляд. Наши представления о мире менялись на протяжении всей истории, и каждый раз эти перемены были очень болезненными, так как касались не только самой картины Вселенной, но и нашего понимания того места, которое мы в этой Вселенной занимаем. Новые открытия нельзя было просто вписать в старую схему, требовалась перестройка всего мировоззрения. Для верующего же человека эти сдвиги затрагивали еще и его уверенность в истинности библейского Откровения, так как опровергали ветхозаветное описание мироздания.

В Библии тексты, описывающие устройство Вселенной, включены в основном в книги премудрости, такие как Псалмы, Притчи, Книга Иова, исключение составляет первая глава Бытия, а также некоторые поэтические отрывки из пророков. Согласно этим текстам, ветхозаветный мир представляет собой плоскую земную твердь, окруженную морями. Над Землей простирается прочный свод (букв. «плотно сбитый»), сдерживающий верхние воды, которые при сотворении были отделены от вод нижних, ставших морями и реками. Окна (или отверстия) в небосводе (см.: Быт 7:11, Мал 3:10), открываясь, позволяют дождям пролиться на землю. У краев земли располагаются острова, и где-то там же (возможно, как раз на этих островах) возвышаются столбы, поддерживающие землю (см.: Иов 9:6, Пс 74:4) и небо (см.: Иов 26:11). Под землей находится Шеол, обитель мертвых, в котором обретаются все бесплотные души умерших вне зависимости от того, насколько праведно они прожили свою жизнь.

Подобная картина Вселенной изменилась лишь в послевавилонский период, когда появляются рай и ад как место посмертного пребывания праведников и грешников. Согласно апокалиптической литературе, рай располагался на небесах и в нем праведники вполне осознанно пожинали плоды своей доброй жизни на земле, тогда как грешники в аду несли наказание ―— в этом отношении представления об аде и рае сильно отличались от представлений о Шеоле.

Понимание того, как устроен мир, глобально изменилось где-то в межзаветный период, на границе эпох. Греки уже с VI века до Р. Х. знали, что Земля круглая. Считается, что первым это предположение высказал Пифагор, а в дальнейшем его поддержали все известнейшие ученые и философы — Геродот, Платон, Аристотель. Каким образом и когда эти идеи распространились среди евреев, мы не знаем, однако уже в Иерусалимском Талмуде (Бамидбар Рабба, с. 13, II–V века до Р. Х.) Земля названа шаром. Если говорить о христианской церкви, упоминания о сферической форме Земли встречаются у таких ранних отцов церкви, как Климент Александрийский, Ориген, Григорий Нисский. Постепенно эта точка зрения распространилась среди всех христиан, и на многие столетия в западном обществе утвердилась система Птолемея, то есть геоцентрическая модель мира, согласно которой вся Вселенная вместе со звездами, Луной и Солнцем вращается вокруг неподвижной Земли, представляющей собой идеальную сферу.

Единственной по-настоящему известной альтернативой птолемеевой системе мироздания в Средневековье было учение Космы Индикоплова, александрийского купца, а впоследствии монаха, жившего в VI веке. Косма Индикоплов крайне категорично высказывался против «круглообразной ереси», как он ее называл, и пытался нарисовать такую картину мира, которая бы не противоречила библейским текстам. Согласно Косме, Земля представляет собой прямоугольник, простирающийся в длину с востока на запад. Прямоугольник этот со всех сторон окружен морями, которые, в свою очередь, упираются в земли, ограничивающие наш мир по периметру. На востоке этих земель до сих пор находится рай. Два неба — одно прозрачное, а другое плотное — накрывают мир шатром с четырьмя углами, соприкасаясь с заморскими землями на всей своей протяженности, они же «запирают» внешние воды. Под небесами располагаются Солнце, Луна и звезды. Днем Солнце движется с востока на запад вдоль южной части прямоугольника, что создает перепад в температуре между северными и южными странами. Ночью оно заходит за гору, которая возвышается с северо-западной части материка. Все небесные светила движимы по небу ангелами, которые также отвечают за дующие с четырех сторон света ветра. Любопытно, что «Христианская топография» Космы Индикоплова, не завоевавшая большой популярности в Византии, еще в домонгольский период появилась в переводах в Древней Руси, где и получила особо широкое распространение. В России она имела хождение вплоть до XVI–XVII веков, была внесена в список «святоотеческих творений» в Кирилловой книге, а также в состав Четьи-Минеи Макария*.

Первая гелиоцентрическая система с Солнцем посередине и планетами, вращающимися вокруг, была, как известно, разработана Коперником в 1543 году. Несмотря на изначально жесткое сопротивление научного и церковного мира, она постепенно была принята как отражающая объективную реальность.

Какой же урок мы можем извлечь из этой истории научных открытий и мировоззренческих сдвигов? В первую очередь следует понять, что речь идет не о неприятии науки со стороны церкви, как нас часто пытаются убедить. Религия и наука интересуются разными аспектами бытия, и конфликт между ними возникает лишь тогда, когда новые открытия ставят под вопрос не отдельно взятые тексты или догмы, а сами мировоззренческие основы церкви. Каждая из перечисленных систем связана с комплексом идей и понятий, чрезвычайно важных для своей эпохи, определявших, как человек видел себя и свое место в этом мире. Так, в основе библейской картины мира лежит идея отделенности. Тварный мир отделен от внешних вод, то есть хаоса, земной и небесной твердью. Внутри этого мира все четко распределено и упорядочено. В свою очередь, еврейский народ свят, иными словами, отделен от иных народов. Порядок и гармония в среде избранного народа обеспечиваются строгими нравственными и ритуальными правилами, которые, подобно земной и небесной тверди, защищают Божий народ от внешнего хаоса живущих во грехе языческих племен.

Послевавилонская система мира зиждется на идее дуализма, сам тварный мир начинает делиться на высший и низший. Вера в рай, обитель праведников, расположенную на небесах, и ад, пристанище грешников, находящееся в подземном царстве, подразумевает отличие высшей небесной материи от низшей, земной. Также намечается деление человеческой личности на высшую субстанцию, душу, и низшую, тело. Одновременно и внешний космос, и внутренний мир человека становятся полем боя между добром и злом.

В геоцентрической модели Вселенная вращается не просто вокруг земного шара. Так как венцом творения является человек, то в конечном счете в центре этого круговорота звезд и планет стоит именно человек, так же как он стоит в самом центре исторической драмы мира. Согласно средневековому видению мира, и пространство, и время созданы Богом для человека и вокруг него. Неудивительно, что гелио­центрическая теория вызвала такие ожесточенные нападки со стороны церкви, ведь она поставила перед верующим человеком слишком много вопросов, на многие из которых до сих пор трудно ответить. Если человек ―— лишь песчинка в вечности и в бесконечном пространстве Вселенной, то где у этого мира центр и есть ли у этой Вселенной цель?

Здесь, наверное, стоит вспомнить слова одного из ранних отцов церкви, Василия Великого, сказанные им в Девятой Гомилии на Шестоднев: «Раб Божий Моисей не рассуждал о фигурах (формах), не сказал, что окружность земли имеет сто восемьдесят тысяч стадий, не вымерил, на сколько простирается в воздухе земная тень, когда солнце идет под землею, и как тень cия, падая на луну, производит затмения... умолчал он о касающемся до нас как о бесполезном...» Действительно, является ли Земля диском, прямоугольником или шаром — не досужие ли это рассуждения по сравнению с тем, что Господь открывает нам с каждой новой картиной мира, а именно с нашим новым местом и новой ролью в Его творении? И если сегодня наше место уже не в центре Вселенной, но на крохотной живой планете, с огромной скоростью несущейся через черные неизведанные пространства космоса, то, может быть, наша роль заключается в том, чтобы эту планету ценить, любить и сохранять для следующих поколений, которым еще предстоит совершить свои открытия?

*Святский Д. О. Очерки истории астрономии в Древней Руси. – Историко-астрономические исследования, вып. VIII.

 

Автор: Мария Каинова
Фото: wikipedia.org


Работает на Cornerstone