Слово

Создан, развалился и создан заново

Билли Грэм
Журнал/Архив/Номер 38/Создан, развалился и создан заново

Создан, развалился и создан заново

К нам как-то подошел успешный с виду предприниматель и сказал: «В моей жизни все вверх дном. Я оставил у психиатров целое состояние, но без толку. Надеюсь теперь лишь на Бога».

И мы обратились к 18-й главе Книги Иеремии, к истории о горшечнике: «И сошел я в дом горшечника, и вот, он работал свою работу на кружале. И сосуд, который горшечник делал из глины, развалился в руке его; и он снова сделал из него другой сосуд, какой горшечнику вздумалось сделать» (Иер 18:3–4). Затем Иеремия передает слова Господни: «…что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке…» (Иер 18:6).

Яркая зарисовка! Иеремия представляет Бога горшечником, а человека — глиной, из которой Мастер старается изготовить достойный сосуд. В ходе работы сосуд развалился — что-то пошло не так, и тогда искусный Мастер аккуратно переделал его — по Своему усмотрению.

Насколько же точен образ! Подобно тому сосуду, мы созданы из праха. Библия говорит: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт 2:7).

В притче о сосуде есть три главных момента: вот он создан, затем он разваливается и создается заново.

Сосуд создан Богом

Человек, вырываясь из искусных рук Горшечника, в гордыне восклицает: «Я — продукт эволюции и естественных законов, я сам себя создал!» Придумывает теории и доказательства своей независимости от всемогущего Бога. Но сам-то он убежден в их истинности? Вряд ли.

А в Писании мы читаем: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему... И сотворил Бог человека по образу Своему…» (Быт 1:26, 27).

Заметьте, Бог создал человека не вдруг, но осуществил в нем Свой замысел. Он создал человека по Своему образу и подобию. Мы были созданы для общения с Богом, и посвятить свою жизнь достижению каких-то иных целей — значит не выполнить своего предназначения.

Несмотря на все лукавство и укоренившееся в человеке зло, сердце его в отчаянные моменты жизни вопиет к предвечному Богу. Ум, отягощенный злыми помыслами, чувственными образами и корыстными устремлениями, все же стремится к общению с небесным Отцом. Тело, уставшее от трудов, дорог и одиночества, стремится к близости с Богом.

Тысячи людей признают, что они несчастны. Финансовая стабильность, развлечения, престижный дом не дают им покоя и счастья, которых они ожидали. И причина здесь в том, что человек, сотворенный по образу Божьему, не сможет быть радостным, спокойным и счастливым, пока не вернется к Создателю.

У каждого из нас есть воля. Мы можем послушаться и ослушаться, выбрать жизнь или смерть, тьму или свет, небеса или ад, грех или Спасителя. Не будь воли, не могло бы быть настоящей любви. Бог хочет, чтобы мы свободно избрали Его и Его любовь.

Как все мы знаем, человек пал. Похоть и гордыня заставили его отвернуться от заповеданного ему рая и обратиться к запретному древу.

Божий сосуд развалился

Солнце заходило над окраиной Эдема, на мир надвигались сумерки отчаяния и одиночества. Человек, который лишь несколько часов назад нежился в золотом свете Эдема, теперь прятался в мрачной тени деревьев, его душу жалила совесть: «…сосуд, который горшечник делал из глины, развалился в руке его». Человек стал грешником, беззаконником, непокорным творением, отстранился от Бога.

Следы разрушительного действия греха видны на протяжении всей истории. Каин, пытавшийся сбежать от наказания; современники Ноя, погибшие в пучине потопа; страдания озлобившегося фараона, презревшего Божий призыв к милости; Самсон, некогда испытавший близость Духа Святого, незрячий и постыженный, мелет зерно среди прочих узников; царь Саул, прожженный завистью, падает на свой меч; дерзкая Иезавель, пошедшая против Бога, выброшена из окна своего дворца на корм псам; Давид разбит несчастьем, которое сам же навлек на себя не в меру разыгравшимся воображением...

Казалось, Сатана, возмечтавший о престоле Всевышнего, перехитрил Бога и «эксперимент» Бога с человеком не удался. Но Горшечника не смутило то, что сосуд в Его руках развалился. Полный любви и милосердия, Он тут же принялся делать все, чтобы из разбитого заново создать достойный сосуд. В приговоре, произнесенном Богом змею, был проблеск надежды: «…вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт 3:15). «Семя жены» — это указание на Христа, который должен был нанести Сатане смертельный удар и вернуть заблудшего человека к Богу.

Праведность человека не устояла. Бог наделил человека свободой, и человек использовал ее во зло. Созданный Богом сосуд дал трещину в области ответственности и стал ни к чему не годен.

Эдемские события повторяются ежедневно: люди меняют Богом дарованные права на сиюминутные удовольствия, близкое общение с Богом — на преходящие земные ценности. Но и сейчас, как и прежде, Бог терпеливо и с любовью стремится искупить, создать заново разрушенные сосуды. Через Христа открылся путь к Богу, но сейчас, как и прежде, прийти к Нему можно не так, как нам заблагорассудится, но так, как велит Сам Господь.

Бог создал нечто новое

Создан, развалился и создан заново

Подойдя к третьему пункту притчи, я вначале хотел сказать «исправил», но вдруг осознал, что притча говорит иное. У Иеремии не сказано, что горшечник исправил сосуд, но сказано: «сделал из него другой сосуд».

Мы испорчены полностью, но искупление наше еще полнее; полностью разрушенные, мы стали новым творением; совершенно потерянные, мы спасены во Христе. Спасение не восстановление прежнего человека, а сотворение нового: «…древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор 5:17).

Сегодня многие говорят о восстановлении человека, полагая, что какая-никакая праведность у человека все же осталась. Но в своем грешном состоянии душа человеческая не способна ни к добрым мыслям, ни к верным поступкам. Она не в силах ни оправдаться пред Богом, ни выполнить Его заповеди.

Проповедь, апеллирующая к нашей самоправедности, всегда будет популярна, потому что людям хочется каким-то образом обойти крест Христов. Ведь крест выбивает у нас почву из-под ног: нам нечем гордиться, наше искупление целиком совершается Христом. Разве человек не согрешил и не продолжает грешить ежедневно? Не подтверждает ли вся история человечества, что «нет праведного, нет ни одного»? (Рим 3:10).

Крест имеет великую силу. Он призывает набожного христианина выбраться из своей скорлупы и занять место у креста вместе с изгоями и злодеями, взывая: «Боже! милостив будь ко мне грешному!» (Лк 18:13). Он говорит ищущим истину, что они не смогут стать лучше, пока не будут во всем надеяться на Христа распятого.

Крест — это вызов самооправданию человека, потому что «все согрешили» (Рим 3:23), он свидетельствует, что каждый человек, разбитый грехом, должен быть создан заново.

И здесь речь идет не просто о прощении, потому что прощение покрывает прошлые грехи, но оставляет человека в его нынешнем нравственном состоянии, и не просто об оправдании, которое дает человеку право стоять перед Богом. Крест означает жизнь.

Весь Новый Завет — о жизни, вечной жизни: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор 15:22), «…дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16). Божественный Горшечник развернул в веках историю искупления, чтобы сделать из человека «другой сосуд, какой горшечнику вздумалось сделать».

Человеку дарована воля. Первый человек избрал смерть. Вам надо избрать жизнь! Для этого уже все сделано. Все обещания, данные в Писании, обращены к вам. Бог зовет, но прийти к Нему каждый должен сам. Писание говорит: «Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (Откр 22:17).

 

Автор: Билли Грэм
Фото: из архива ХЦ «Возрождение»; ИТАР-ТАСС


Работает на Cornerstone