Тема

Второе рождение

Александр Федичкин
Журнал/Архив/Номер 37/Второе рождение

Второе рождение

Если человек вернулся с войны, поднялся после тяжелой операции, словом, чудом избежал смерти, выжил, люди называют это вторым или новым рождением. Есть и другое понимание словосочетания «второе рождение», которое никак не ассоциируется с грозившей человеку опасностью и выживанием. Речь в данном случае идет о сверхъестественном явлении.

В третьей главе Евангелия от Иоанна рассказывается о встрече Иисуса и человека по имени Никодим, раввина, члена высшего духовного совета Израиля — Синедриона.

Между ними происходит диалог, и Иисус впервые говорит о новом рождении, которое становиться единственным условием вхождения человека в Царство Бога: «…если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин 3:3).

Никодим, человек, ищущий Бога, задает вполне практические вопросы: «…как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» (Ин 3:4).

Тогда Иисус последовательно описывает процесс: рождение свыше — это рождение от воды и Духа. Родившийся от плоти есть плотский человек, а родившийся от Духа становится человеком духовным: «Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Ин 3:7).

Никодим не понимает предмета обсуждения и не знает о нем, хотя он — учитель Израилев. Иисус соглашается, что предмет их беседы — сверхъестественный. И говорит, что Его свидетельства о сверхъестественном иудеи не принимают, хотя Он сошел с неба и место Его обитания — небо.

Далее Иисус рассказывает о цели Своего служения: Отец послал Его, чтобы спасти от гибели людей, которые поверят в Него, и даровать им вечную жизнь. Причиной пришествия Иисуса на землю стала Божья любовь к миру.

Еще не наступило время Суда, но Бог послал Сына, чтобы мир спасен был через Него.

Иисус — пришедший в мир свет. Но неверующие люди не идут к свету, поскольку ненавидят его. Они любят тьму, потому что дела их злы и могут быть разоблачены как таковые.

Поступающие же по правде идут к свету, потому что их дела в Боге сделаны и людям хочется, чтобы они открылись в своем качестве при свете.

Беседа закончилась.

Думается, что Иисус заговорил о рождении свыше, потому что Никодим искал Бога, а Иисус всегда внимательно относился к чистому духовному поиску человека.

Иисус подчеркнул особый характер событий, начавших происходить на земле в связи с Его пришествием: в земную жизнь вошла новая духовная реальность, даруемая Богом. Ее невозможно объяснить с помощью старых духовных представлений. Требовалось особое Божье откровение, и оно явилось. Символом и сутью новых духовных происшествий стало рождение свыше, второе рождение. Бог есть Дух, и Он стал человеком, чтобы даровать человеку способность родиться от Духа.

Бог постепенно поднимает человечество до Своего уровня, время от времени давая ему подсказки, как жить, вмешиваясь в ход истории. Он делает это по мере того, как развивается сознание человека, взрослеет человеческий род. Надо полагать, что ко времени пришествия Христа верующие в Бога израильтяне достигли в этом смысле некоего совершеннолетия, то есть уже могли понять и принять рождение свыше.

Что же это такое — второе рождение?

По словам Христа, это событие связано с водой и Духом Божьим (Духом Святым).

Вода — символ очищения от греха. В Евангелии от Марка (см.: 1:15) выражена суть проповеди Иисуса. Он говорил о покаянии и вере в Благую весть о спасении, дарованном человеку Богом. Покаяние сопровождалось погружением в воду, очищением от греха. Чтобы принять небесное свидетельство Иисуса — Добрую весть от Бога, человеку нужно сначала приготовить свое сердце, то есть признать себя грешником и исповедаться Богу. Люди исповедались публично и совершали обряд очищения, погружаясь в воду.

Человеческое своеволие породило эдемский грех, который, в свою очередь, повлек за собой множество пагубных последствий и проступков, идущих вразрез с мироустройством Божьим. Пока люди не признают себя виновными пред Богом вообще и в частности не называют содеянное своим именем, им невозможно примириться с Ним.

В момент грехопадения были разорваны отношения с Создателем. И поскольку, согласно Библии, Бог есть сама жизнь и Источник жизни, прерывание отношений с Ним стало смертью — Бог предупредил Адама о таковых последствиях греха (см.: Быт 2:17).

В этом контексте само понятие смерти, прерывающей жизнь физическую, говорит нам о том, что есть еще и жизнь Духа. Иначе говоря, рождение и смерть человека имеют два измерения — физическое и духовное. Иисус, говоря о рождении свыше, втором рождении, рождении от Духа, обозначил, что вхождение во второе, духовное, измерение человеческого бытия совершается через восстановление взаимоотношений человека с Богом. Людям необходимо восстановить связь с Источником жизни. Восстановление связи с Богом и называется рождением свыше, вторым рождением.

Из Нового Завета можно почерпнуть сведения о том, как происходило покаяние и очищение от грехов, то есть рождение от воды (крещение, проповеданное Иоанном Крестителем и осуществленное им и учениками Иисуса в присутствии Господа). Что же касается рождения от Духа, то оно связано с еще более глубокими духовными процессами.

Разрыв с Богом инициирован Адамом и Евой. Грехопадение положило конец их отношениям с Богом. Однако спустя время Бог даровал людям прощение через жертву Своего Сына и объявил об этом. Он сделал первый шаг навстречу людям. Теперь шаг навстречу Богу необходимо сделать человеку. Человек, поверивший в Божье прощение, может восстановить с Ним отношения в покаянии и очищении от греха, символизируемом крещальным омовением, после чего им обретается дар Святого Духа — новое рождение.

Медный змей Моисея был даром Божьим, чтобы люди, укушенные змеями и обреченные умереть, взглянув на него с верой, оставались жить. Иисус Христос, Сын Божий, стал даром Божьим, чтобы уверовавшие в Него как в Спасителя и Примирителя исцелились от последствий эдемского греха. Чтобы человек мог и дальше жить новой жизнью, очищаясь от греха, Бог послал уверовавшим Духа Божьего в сердца. Таким образом человек рождается от Духа Святого, рождается свыше (см.: Ин 1:12 и Гал 4:6). Происходит духовное рождение и оживление мертвого по грехам человека.

Дар Божий длится и выражается не только в прощении грехов, но и в восстановлении духовной связи с Богом, в общении с Ним. Дух дышит где хочет. Человек слышит Его голос, но не знает, откуда Он приходит и куда уходит. Бог суверенен, человеку нельзя манипулировать и управлять Им. Но Бог общается с нами, когда мы ищем этого общения. Это потрясающий факт жизни возрожденного человека. Таким образом человек вступает в Царство Божье. Царство Божье — это не место на земле или на небе, но царствование Бога в сердце человека. Покаявшись, веруя в Христа Спасителя, человеческая душа принимает царствование Бога как новую реальность и живет в ней, слушаясь Бога.

Второе рождение доступно каждому человеку, тому, кто поверит в Благую весть о спасении, будет жаждать общения с Богом и строить с Его помощью свою жизнь.

Кто не родится свыше, не может войти в Царствие Божье, сказал Иисус (см.: Ин 3:5). Не родиться свыше — значит остаться в смерти.

 

Автор: Александр Федичкин
Фото: из архива ХЦ «Возрождение»


Работает на Cornerstone