Тема

Суицид

Виктор Павлов

Суицид

Слово «суицид» значит «самоуничтожение», то есть совершение действий (или бездействие), следствием которых является более или менее быстрое разрушение собственной жизни вплоть до полного ее прекращения.

В силу своей профессиональной деятельности мне много раз доводилось слышать, что кто-то не хочет или не может больше жить. Затем люди начинали пояснять, какие конкретно обстоятельства делают их жизнь невыносимой. Говорили о бедности и нищете, о дурных взаимоотношениях с близкими, насилии в семье или о бездетности... Рассказывали о запредельности болей, сопровождающих тяжкие, порой неизлечимые болезни, о депрессии, о снедающих душу страхах или тревоге, о душевной пустоте и смертельной скуке, одиночестве, ненужности, угрызениях совести… Все эти люди оценивали свою ситуацию как чрезвычайно болезненную, безнадежную, безвыходную.

Это были люди разных возрастов и национальностей, семейные и одинокие, бедные и богатые, имеющие высокое социальное положение и «простые». И уровень их образования значительно разнился — от начального до высшего с учеными степенями. Некоторые из них страдали легочными, онкологическими, эндокринными или иными заболеваниями, а иные были «практически здоровы»… У многих в той или иной форме появлялась мысль о самоубийстве. Страдавшие психиатрическими болезнями порой рассказывали, что слышали различные «голоса», которые «приходят» к ним, чтобы унижать, оскорблять, заставлять совершить самоубийство. Многие из них действительно потом совершали суицидальные попытки.

Большинство людей полагает, что самоубийство — это некое разрушительное действие, приводящее к немедленной смерти. Но есть и иные способы, когда люди практикуют разрушительные и опасные формы жизнедеятельности, иногда не осознавая или отрицая их пагубность: злоупотребляют алкоголем, табаком и другими наркотиками, увлекаются азартными и компьютерными играми, беспорядочным и опасным сексом, пренебрегают правилами безопасности во время пребывания в определенных местах или при проведении тех или иных работ, вступают в контакт с опасными для человека животными и ядовитыми растениями, занимаются разного рода «экстримом», например катанием на сцепах и крышах вагонов метро и железнодорожных поездов или модным сегодня паркуром. Довольно близки к этому различные голодовки и диеты, самолечение и отказ от медицинской помощи, весенняя подледная рыбалка.

Все это относится к внешним предпосылкам самоубийства и способам его реализации. Но очевидно, что должны быть и какие-то внутренние причины, подталкивающие человека к суициду. Я разделяю эти причины на две условные группы: психологические и духовные, поскольку, по моему мнению, абсолютно разграничить душевное и духовное в человеке невозможно.

К первой группе я бы отнес завышенные ожидания человека, склонность слишком драматизировать жизненные ситуации; заниженную самооценку и созависимость, стремление контролировать других людей; не вполне контролируемое желание получать приятные чувства или эйфорию; попытки справиться с проблемой с помощью привычных средств и методов; низкую обучаемость, неумение терпеть, контролировать свои чувства, осознавать и защищать свои личностные границы, осознавать и соблюдать личностные границы других людей, строить здоровые межличностные отношения, работать в команде, подчиняться, доверять. Сюда же относится и невысокая ценность для этого человека жизни вообще и его собственной в частности.

Во вторую группу я бы включил убежденность человека в том, что «он достоин лучшего», убежденность в способности безошибочно понимать любую ситуацию, в праве распоряжаться своими жизнью и смертью по собственному усмотрению. Сюда же я записал бы такие черты характера, как алчность, гневливость и раздражительность, завистливость, злоречивость, мстительность, неблагодарность, пессимистичность, похотливость, превозношение, сварливость, тщеславие, фатализм.

При разнообразных сочетаниях перечисленных внешних и внутренних предпосылок раньше или позже человек оказывается в ситуации, когда раз за разом избранные им пути выхода из неприемлемых для него жизненных условий не приносят желаемого результата. Тогда у человека создается впечатление, что выхода нет. Уныние, отчаяние, паника порождают идею выхода из создавшегося тупика любой ценой, даже ценой ухода из жизни.

Такой человек никак не осознает, что жизнью и источником жизни является Сам Бог, не понимает Его любви и благости, Его всемогущества и милости. И потому просто не может увидеть, что реальный выход совсем рядом, что Всевышний всегда готов прийти на помощь, выручить, спасти. Надо сделать лишь шаг в Его сторону: признать свою несостоятельность, бессилие и позволить Ему руководить твоей жизнью. А Он сделает все, что нужно, потому что никому не желает смерти и хочет, чтобы все были живы.

Так уж сотворен этот мир, что выход есть всегда, но единственная истинная дверь для входа и выхода — Христос. Пока человек жив, у него есть возможность пройти через эту дверь. И только у мертвых уже нет и никогда не будет никаких возможностей.

Страдать в жизни приходится всем. Так мы учимся сострадать, любить, расставляем приоритеты, отделяем главное от второстепенного. Все нам нравится на этом пути или нет — пройти школу жизни стоит, в ней мы готовимся к жизни в вечности, где не будет ни скорбей, ни болезней, ни слез, ни страданий, но свет и радость будут вечны. Жизнь стоит того, чтобы прожить ее всю, сколько Бог ни даст. Не стоит укорачивать и обрывать ее, как бы многотрудно она ни складывалась… Ведь лучше от этого не будет, а теряешь все.

Самоубийство я считаю неприемлемым в абсолютном большинстве случаев, но сочувствую людям, оказавшимся в жизненном тупике. Я не могу судить их, ведь я не был и никогда не смогу оказаться на их месте. Каждый живет свою жизнь со своими взлетами и падениями. Эту жизнь каждому из нас следует строить и разбираться с ее трудностями. И еще я знаю, что, пока жив, я не застрахован от самых невыносимых жизненных обстоятельств, тягостных чувств. Сумею ли я совладать тогда со своим сердцем, усталостью, унынием, отчаянием? Только Бог знает! А сейчас каждая моя встреча с подобным случаем — урок для меня.

И я стараюсь учиться не роптать, не сетовать на Творца, не унывать, не отчаиваться, не страшиться, но, напротив, во тьме видеть свет, из тупика — выход и за все благодарить Господа, веря, что все происходящее содействует моему же благу, даже если я еще не понимаю как. А потом я стараюсь поддержать ослабшего, уделить ему внимание, дать душевное тепло и разделить его заботы. Увидев выход из любой тупиковой ситуации, я могу рассказать о нем тому, кто оказался в тупике. Получив от Господа утешение в скорбях, я могу поделиться этим утешением со страждущим человеком. Обретя радость жизни в вере, жизни во Христе, я могу дарить эту радость тому, кто не знает всего этого. Мне непременно надобно выполнить свою часть работы, а Господь сделает Свою, не замедлит, не забудет, сделает самым наилучшим образом.

 

Автор: Виктор Павлов
Фото: из архива ХЦ «Возрождение»

Работает на Cornerstone