Урок царя Дионисия
«Христос воскрес из мертвых, смертью смерть поправ, и сущим во гробах жизнь даровал!» Именно эти слова из пасхальной службы лучше всего передают суть главного христианского праздника. И как ни странно, но и в самый светлый день нам приходится вспоминать о смерти...
Как известно, древние римляне говорили полководцу-триумфатору: «Memento mori» — «Помни о смерти», или «Помни, что смертен». А древние египтяне имели обычай на всякий пир вносить мумию, дабы пирующие не забывали, что сегодня они здесь, а завтра их участь может быть совсем иной... Таким образом, наши предки старались свою жизнь мерить не только самой жизнью, но и тем фактом, что однажды она закончится.
В современном обществе говорить о смерти в основном не принято. Во многом это наследие нашего атеистического прошлого, ведь если после смерти ничего нет, то и говорить не о чем. Но и в западном обществе люди избегают этой темы. Страх неотвратимого конца земного существования преследует жителей и тех стран, где не было этих 70 лет неверия... И даже, может быть, чем лучше удается устроиться в жизни этой, тем меньше хочется думать о той.
Несмотря на то что мы все стараемся «не думать о плохом», совсем забыть о смерти не получается. Тем более что перед нашими глазами все больше и больше случаев, когда смерть от терактов или стихийных бедствий настигает людей прямо посреди успешной и устроенной жизни.
Но все эти события не приводят нас к мысли о том, что смерть является реальным и неизбежным фактом нашей жизни, к которому надо быть готовыми, а лишь наполняют душу страхом и желанием как можно реже сталкиваться с этой темой.
Страх смерти знаком нам еще с детства. Я помню, как однажды мы с другом возвращались домой, нам тогда было лет по десять, а у входа в подъезд увидели крышку гроба — кто-то из наших соседей умер. Мой друг был настолько напуган, что мы с ним просидели во дворе часа три, пока кто-то из взрослых не отвел нас домой. Нас страшат сами символы смерти: гроб, мертвое тело, кладбище…
А то, что в современной культуре некоторые из этих символов стали популярными, — это оборотная сторона того же явления. Недавно, став на светофоре, я видел, как дорогу переходила модно одетая, гламурная, как сейчас говорят, девушка, а на ее дорогущей сумке висел украшенный стразами немалого размера металлический череп… С помощью модной «готической» эстетики молодежь пытается «приручить» страх смерти.
Но страшат нас не только символы, в смерти ужасают неизвестность и мысль о небытии, которым противится все человеческое естество.
Одна моя знакомая христианка рассказывала, как умирал ее родственник — убежденный атеист: «Вы не бойтесь, — говорила она ему, когда стало ясно, что конец уже близок, — смерть — это лишь переход к другой жизни...» Мужчина посмотрел на нее глазами, полными страха и надежды: «Хорошо бы, если так», — с трудом проговорил он.
Мы думаем: «Как же так, мои мысли, чувства переживания — все, что составляет мой внутренний мир, вдруг исчезнет?»
Существует такое выражение — дамоклов меч. Оно восходит к древнегреческой легенде о Дамокле, переданной Марком Туллием Цицероном. Дамокл был вельможей при дворе сиракузского тирана Дионисия I. Все знали, что Дамокл завидовал тирану, превозносил его, называя счастливейшем из людей, добившимся всего, чего только можно пожелать. В ответ Дионисий предложил царедворцу занять царский престол на один день. Дамокла роскошно одели, умастили маслами, посадили на место правителя; все вокруг суетились, исполняя каждое его желание. Дамокл блаженствовал. Но на пиру в разгар веселья Дамокл поднял голову и увидел над собой обнаженный меч, висевший на конском волосе, и понял, насколько призрачно любое благополучие.
Подобно Дамоклу, мы, несмотря на любые успехи и достижения, чувствуем неизбежность конца. И хоть редко мы обращаем свой взгляд, чтобы увидеть висящий над головой меч, тем не менее всегда чувствуем, что он там есть…
Чем старше мы становимся, тем сильнее осознаем и еще одну сторону неотвратимо приближающегося конца. Ужасно прожить жизнь напрасно; страшно, оглянувшись назад, понять, что все, что ты делал, не имеет никакого смысла перед лицом вечности. Казалось, что все свершения так важны, а задачи, которые подбрасывает жизнь, так значимы… Но приходит момент, мы смотрим на нашу жизнь и говорим: «Кому это все было нужно? Что останется после того, как я уйду?» Иначе говоря, мы встаем перед вопросом, который мучил многих философов и который Лев Толстой сформулировал так: «Есть ли в моей жизни такой смысл, который не уничтожался бы неизбежно предстоящей мне смертью?»
Очень часто, говоря о вере и религии, люди подчеркивают их нравственную пользу. Недавно одна моя попутчица в поезде, рассказывая о своем посещении монастыря, восторженно воскликнула: «Я так люблю всю эту религию!» Но убеждения верующего человека намного больше просто нравственного и эстетического удовольствия. Ведь вера во Христа для нас воистину является победой над смертью! Во-первых, уверовав, мы открыли, что жизнь не закончится со смертью, что там, за порогом бытия, есть другая, неизведанная жизнь. Во-вторых, Христос Своей смертью победил нашу духовную, а значит, и грядущую физическую смерть. Все грехи, которые мы совершаем, тяжелой могильной плитой ложатся на нашу душу, и ничто не может помочь, кроме прощения… Но кто может простить? Бог, который стал человеком, пришел сказать нам, что любит нас, и отдал Свою жизнь во искупление наших грехов. И наконец, в-третьих, Он дал нам смысл жизни, который простирается за границы земного существования. Смысл этот в том, чтобы научиться любить ближних и Бога. Потому что из всего нашего существа только истинная любовь может войти в вечное будущее царство.
В Первом послании апостола Павла Коринфянам есть такие слова: «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (15:19). Это означает, что если все наши чаяния касаются только нынешней жизни, это способно обессмыслить любые жизненные достижения. Когда над нами висит дамоклов меч небытия, мы воистину оказываемся «сущими во гробах». Но именно от этого нас избавил Христос!
Христос воскрес!
Автор: Роман Усачев
Фото: из архива ХЦ «Возрождение»