Свидетельство

Остается лишь сказать: «Слава Богу!»

Никита Богославский
Журнал/Архив/Номер 36/Остается лишь сказать: «Слава Богу!»

Остается лишь сказать: «Слава Богу!»

Родился я еще в Советском Союзе, в семье ученого-инженера и препо­дава­теля-линг­виста. Те, у кого в семье один из родителей был глубоким технарем-интровертом, а другой полным гуманитарием и вычурным экстравертом, наверное, сумеют представить, как многогранна и непредсказуема жизнь между двух таких полюсов. У каждого из «полюсов» свои, диаметрально противоположные правда, политические взгляды, логика, принципы жизни, стиль мышления и шаблоны поведения, пороги чувствительности и многое другое. Иными словами, «покой мне только снился». Естественно, в семье советского физика о Боге речь не шла, ибо это «не научно и смешно». Но не на все вопросы может ответить наука. Девяностые годы ХХ века только заостряли и без того сложные вопросы поиска смысла жизни, морали.

Отец сказал как-то, что видит смысл своей жизни в детях, во внуках. Жить ради продления рода? Мне это было не понятно. Я спросил его, зачем это нужно. Отец ответил: чтобы потомки жили и сделали свой вклад в развитие человечества. Этот ответ меня не удовлетворил. Тогда отец продолжил: чтобы когда-то родился кто-то, кто внесет ключевой вклад в нашу жизнь, и человечество будет жить хорошо... Сейчас я думаю, что его размышления похожи на некое завуалированное ожидание мессии в атеистической среде. Также меня интересовали вопросы происхождения жизни и Вселенной: что было до амебы, до Большого взрыва? А как можно доказать, что все это вообще было и что это не просто теория? По каким критериям судить о том, что такое хорошо и что такое плохо?

О религиозных ответах на эти вопросы я имел весьма скептическое мнение. Всю свою жизнь я считал, что религия нужна отсталым, невежественным людям, которые не хотят думать, напрягать мозг, но хотят услышать от кого-то, «как надо жить», и, расслабившись, «верить» в это. В общем, я считал религию способом «промывания мозгов». Даже сейчас я считаю, что религия — это «опиум для народа», попытка человека описать Бога так, чтобы эта информация могла воздействовать на людей определенным образом. В религии человек пытается достичь Бога, а живая вера возникает вследствие того, что Бог достиг человека.

Впервые я встретился с верующими в середине 90-х: моя старшая сестра и ее семья «попали к баптистам» и стали «сектантами». Так говорили о них, но, пообщавшись с семьей моей сестры, я обнаружил, что и сама она, и члены ее семьи остались «адекватными», а их семейные отношения даже улучшились. Я увидел тогда среди верующих их круга бизнесменов, продвинутых хирургов-кардиологов, бывших советских ученых-электронщиков, которые когда-то возглавляли НИИ и имели ряд запатентованных открытий. Для меня это было сменой шаблона: я понял, что это люди не «расслабленные разумом», а наоборот, способные сказать: «…я знаю, в Кого уверовал…» (2 Тим 1:12) — и объяснить почему.

Еще одним открытием для меня стало осознание реальности и историчности Христа. Будучи воспитанным в околонаучном атеистическом кругу, я воспринимал рассказы о Христе как миф, как общепринятую добрую сказку, но не как реальные исторические факты. Однажды, увидев сюжет новостей о плащанице и следах крови на ней, я неожиданно осознал, что переданные Евангелиями события не сказки и не восточные философии, но исторические факты, посредством которых Бог свидетельствовал о Себе Самом. Дальнейшее изучение историков Тацита и Флавия укрепило меня в этом моем открытии.

Не могу похвастаться обилием совершенных грехов — большая их часть была в моих мыслях, внутри моего сердца. В результате внутренних изысканий, через которые провел меня Господь, я утвердился в том, что в основных, фундаментальных вопросах — смысла жизни, морали, происхождения — каждый человек во что-то верит, исходит из каких-то недоказуемых допущений. И человеку надо выбрать, на каких основаниях следует верить или отвергать то или иное. Богодухновенному Слову Божию,  Библии, если брать ее в качестве основания для веры, нет равных. В отличие от научных школ она никогда не изменяла своего мнения, и более того, она никогда не противоречила доказательной науке. Например, в древнейшей из книг Библии мы читаем: «Он… повесил землю ни на чем» (Иов 26:7), в то время как языческие религии говорили о слонах, китах и т. д. В отличие от восточной философии и греческой мифологии Библия очень фактологична и исторична. Верно сообщая об исторических событиях, она повествует о Том, Кто творил историю. В отличие от изменчивой общественной морали Библия всегда говорила о Боге как единственном объективном эталоне. Да и сам факт того, что ее писали на протяжении 1500 лет около сорока разных авторов, которые жили в разные периоды времени и отличались друг от друга образованием, различным был культурный, исторический контекст времени, в которое они жили, но при этом все они дополняют друг друга так, как будто их всех направлял единый Автор, — все это делает Библию достойным изучения источником. Господь дал мне понимание того, что Его Слово есть самое твердое, незыблемое основание, которое никогда не разочарует, не изменится, не подведет.

В процессе изучения Библии я начал замечать, как Бог действует в моей жизни. Некоторые греховные привычки, от которых, как казалось, мне никогда не избавиться, были оставлены мной просто из-за того, что изменилось мое мировоззрение, отношение к жизни. Сказать, когда началась моя настоящая жизнь с Богом, мне довольно сложно. Я думаю, лучше всего мои отношения с Богом описывает этот текст: «Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его… Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого» (1 Ин 2:12, 14).

Однажды я осознал Его прощение, потом, в определенный момент, я начал замечать плоды спасения, которое дал мне Бог, они были особенно заметны в победе над грехом.

Каждого человека Бог ведет своим путем «от чрева матери», как пишет апостол Павел о себе. И все то, что я видел в семье моих родителей, вся моя жизнь до принятия веры — все это было под Его контролем и было частью Его призыва к моему сердцу. Мне остается лишь сказать: «Слава Богу!» — и еще раз удивиться Его могуществу.

 

Автор: Никита Богославский
Фото: фото из личного архива автора

Работает на Cornerstone