Тема

Через книгу — к Господу

Мария Каинова
Журнал/Архив/Номер 36/Через книгу — к Господу

Через книгу — к Господу

Как-то раз я спросила своих учеников, любят ли они читать книги. Как и ожидалось, ответ был отрицательный, и разговор перешел к обсуждению достоинств книги и ее возможных преимуществ перед другими носителями информации. Студенты определили два критерия оценки, по которым они сравнивали книгу с интернетом, кино, телевидением и так далее: во-первых, с точки зрения получаемых знаний, а во-вторых — удовольствия. Понятно, что в глазах современного поколения печатные издания полностью проигрывают интернету, где информацию можно достать более оперативно и в более актуальной версии. С другой стороны, как источник удовольствия книга уступает кино, которое предоставляет яркий визуальный ряд, позволяя зрителю полностью расслабиться и не напрягать свое воображение. Меня тогда расстроило то, что в этих кажущихся недостатках студенты как раз не рассмотрели главные достоинства книги — того, что отсутствие визуального ряда развивает фантазию, позволяя человеку создавать свои миры, куда более богатые чем те, которые он видит на экране. Также не знали они того, что начитанность всегда была синонимом эрудированности, так как, читая французскую, индийскую или колумбийскую литературу, мы мимоходом узнаем об исторических событиях, об особенностях культуры и быта других народов — то есть о таких вещах, сведения о которых мы не стали бы искать целенаправленно. Чтение расширяет наши горизонты и делает нас человеком мира.

Еще одним очевидным выводом из этого разговора стало то, что человек, который мало читает, не способен оценить книгу как источник эмоционального и даже житейского опыта. Погружаясь в мир, созданный писателем, мы живем жизнью его героев, сопереживаем им, оказываемся в ситуациях, в которых никогда бы не оказались сами. Книга воспитывает в нас способность выходить за пределы своего «я» и видеть мир чужими глазами.

К сожалению, пренебрежительное отношение к художественной литературе широко распространено и среди верующих людей. Принято считать, что христианину достаточно читать одну Книгу, в которой содержатся все знания и весь опыт человечества. Конечно, Библия дает нам основные знания о Боге и об истории отношений между Творцом и человеком, но многое можно почерпнуть и извне — из общения с людьми, из изучения законов природы, и в частности из чтения книг. И если говорить о пользе чтения для христианина, то я бы выделила два основных ориентира: первый касается чтения тех книг, которые непосредственно говорят о вере, о жизни человека в Боге, о христианской церкви. Второй ориентир — это эмоциональный опыт, который мы получаем из тех художественных произведений, которые, возможно, даже и не упоминают Господа напрямую.

Русская литература богата христианскими писателями, многие из которых мало упоминались в советские времена, не изучались в школе и поэтому сегодня мало известны. Здесь в первую очередь я бы назвала Николая Семеновича Лескова и Ивана Сергеевича Шмелева. В творчестве Лескова много произведений о жизни церкви и о личном пути веры. Но самой сильной стороной творчества Лескова является то, что с какой бы стороны он ни подходил к теме христианства, он видит веру в первую очередь как внутреннее преображение, как любовь к ближнему, выраженную в делах, как готовность к подвигу жертвенности и подвижничества. Поэтому-то для него и не принципиальна конфессиональная принадлежность человека, и героем его повести может стать «квакерша» Гильдегарда Васильевна (рассказ «Юдоль»). Возможно, именно по этой причине он столь часто в своих рассказах возвращается к эпохе раннего христианства, где не существовало православных, католиков или протестантов, а звание христианина было результатом не сложившейся традиции, а персонального выбора.

Второй упомянутый мной писатель, Иван Сергеевич Шмелев, известен еще менее Лескова. Шмелев современник Бунина и Куприна, и тот, кто знает его творчество, наверное, согласится со мной, что он ничуть не уступает своим талантливым соотечественникам. Как и Лесков, Шмелев посвящает свои повести и романы жизни верующих людей, живущих внутри церковной традиции («Лето Господне»). Но, как и для Лескова, для Шмелева важна не внешняя атрибутика и даже не ритуалы, о которых он говорит с такой ностальгией, а именно внутреннее постоянное предстояние человека перед Богом. Так необычно и так ценно открывать для себя мир человека, который каждый свой шаг поверяет Господу, для которого страх Божий не просто устаревшее библейское выражение, а реальная ткань жизни, который отчетливо видит свою судьбу как воплощение божественного провидения.

И в русской, и в зарубежной литературе не так уж мало писателей, которые рассказывают о жизни различных церковных общин, о сложном и богатом внутреннем мире верующих людей, которые в художественной форме перерабатывают и трактуют наиболее сложные догматы христианской церкви (Клайв Стейплз Льюис, например). Чтение этих книг важно для христианина так же, как и общение с другими верующими, оно утверждает нас в мысли, что наш опыт веры не единичен, что Господь так же реально являет себя другим людям, творит в их жизни чудеса, преображает их судьбы. Также важно знать и о проблемах других христианских общин, как бы отдалены ни были они от нас во времени и пространстве, их проблемы и заботы часто не так уж сильно отличаются от наших, и их опыт для нас всегда является ценным уроком жизни во Христе.

Есть и другие книги, которые нельзя в полной мере отнести к христианской литературе, но из которых мы можем многое почерпнуть. Одним из основных достоинств художественной литературы является даже не знание, которое мы можем извлечь из нее, а уникальный опыт погружения в духовный и эмоциональный мир другого человека. Отождествляя себя с персонажем книги, читатель получает возможность выйти за пределы своего «я», прожить жизнь героя, переболеть его проблемами, и главное — увидеть мир под иным углом зрения. Так, например, ребенок из благополучной семьи, читая об Оливере Твисте Чарлза Диккенса или о мальчике Реми в романе «Без семьи» Эктора Мало, сталкивается с опытом жизни маленького беззащитного сироты, лишенного не только родительской любви и заботы, но даже и минимального права на каждодневный кусок хлеба. Мир, который он видит в этих романах, — это мир иной системы ценностей, иного соотношения радости и горя. Одной из первых книг, которые я самостоятельно прочитала в детстве, была «Хижина дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу. Я до сих пор помню потрясение, которое пережила из-за жестокости и несправедливости, жертвами которых были герои этой книги. А несколько лет тому назад эти воспоминания вернулись ко мне, когда я утешала свою дочь, заливавшуюся слезами из-за смерти Тома. У ребенка, прочитавшего эти книги, также смещается точка отсчета, и он вряд ли будет воспринимать недостаток игрушек или отсутствие последней модели телефона как вселенское горе.

Однако сопереживание и даже проживание чужого горя не единственное, чему можно поучиться у книги. Одна из тем, к которой авторы обращаются чаще всего, — это тема нравственного выбора. По-настоящему кризисные ситуации встречаются в жизни достаточно редко, но именно в контексте непредвиденных и жестких обстоятельств раскрывается, на что способен тот или иной человек. Большинство людей, не подвергавшихся подобным испытаниям, склонно переоценивать свои силы. Выглядывая из скорлупы своего благополучного и защищенного мирка, мы думаем, что можем свернуть горы, если нам только представится случай, и осуждаем тех, кто с подобными испытаниями не справился. Поэтому писатели часто помещают своих героев в такие жизненные обстоятельства, в которых сущность человека обнажается — в контекст войны (Эрих Мария Ремарк, Эрнест Хемингуэй), революций и социальных потрясений (Алексей Толстой, Михаил Булгаков, Борис Пастернак), массовых эпидемий (Альбер Камю). Самое ценное в подобных произведениях — это то, что герои являются самыми обычными людьми, и, отождествляя себя с ними, читатель, во-первых, осознает, что жизнь не развивается линейно и что никто не застрахован от подобных ситуаций. Более того, никто не может быть уверен в том, что, оказавшись перед жестким нравственным выбором, особенно в обстоятельствах, когда на карту поставлена его собственная жизнь или жизнь близких людей, ему хватит сил достойно ответить на вызов. Как поступила бы я, если бы мне пришлось выбирать, кого из своих детей отдать в руки палачу, как в «Выборе Софи» Уильяма Стайрона, как поступили бы вы, если бы на поле боя узнали в противнике своего свояка, как в «Хождении по мукам» Алексея Толстого, или если бы вам пришлось посылать совсем юных мальчишек-юнкеров на верную смерть в борьбе за уже не существующее государство, как в романе Михаила Булгакова «Белая гвардия»?

Христианин, стремясь быть ближе к Богу, избавляется от всего лишнего, избегает всего, что может стать препятствием на его пути. Таким препятствием часто считается и художественная литература, попадая в разряд суетного развлечения. Однако именно художественные произведения в красках рассказывают нам о жизни наших собратьев по вере в давние времена или в дальних краях, заставляя переживать их невзгоды, как свои собственные. Именно художественные произведения учат нас понимать далеких от нас людей, сочувствовать им и любить их, как самых близких, как самих себя, помогая тем самым выполнять одну из главных заповедей Христа. Не так ли нас понимает и любит Сам Господь? И может быть, мы сами для Господа являемся героями бесконечного романа, который Он читает вот уже несколько миллионов лет?

Через книгу — к Господу

 

Автор: Мария Каинова
Фото: из архива ХЦ «Возрождение»

Работает на Cornerstone