Тема

Христианство и культура

Елена Китаева
Журнал/Архив/Номер 36/Христианство и культура

Христианство и культура

Как соотносятся Христос и культура? По этому поводу сказано и написано немало богословских трудов, и мне импонирует точка зрения, что Христос, преобразуя изнутри личность человека, тем самым неизбежно изменяет культуру общества. Христианство — это образ жизни, подобной жизни Христа, когда все сферы отданы и подчинены Богу — Живому и постоянно присутствующему здесь и сейчас. Отец Небесный сотворил человека по Своему образу и подобию, вложив способность мыслить, чувствовать, воображать и творить. И потому такое значительное место в любой из развитых человеческих культур занимают музыка, литература, живопись, архитектура — это попытки человека выразить свое восхищение замыслом Творца, красотой и гармонией Его творения.

Когда Иисус из Назарета исполнил волю Отца, пославшего Его в мир людей, Он восстановил утраченную при грехопадении способность человека общаться с Создателем. Это великий Божий дар, за это отдал жизнь Христос. Именно общение — с двух сторон, от сердца к сердцу… Как общался с Ним великий композитор Людвиг ван Бетховен, который стал неизлечимо глухим на 32-м году жизни. Чтобы вести разговор с другими, он использовал «разговорные тетради». И благодаря этим записям мы можем узнать, в чем был источник силы и таланта музыканта, до сознания которого не мог дойти ни один звук извне. В своих тетрадях он обращался к Богу: «Господи, оттуда, с высоты, Ты читаешь в душе моей... Только Ты один, Всемогущий, читаешь в сердце моем... будь моим прибежищем». Бетховен сочинял музыку не для публики, но он передавал в музыке волю Божию так, как он ее слышал и понимал. Его сочинения оказали огромное влияние на музыкальную культуру многих стран и народов. Духовная по сути, эта музыка несет в себе множество идей для будущих поколений, как скромный цветок шиповника — совершенное творение Бога — до сих пор вдохновляет садовников и ботаников на создание все новых видов и сортов прекрасных роз.

В период Реформации евангельское христианство освободилось от многих наслоений, сформированных традицией за долгие годы истории. Протестантизм сделал доступным Божие Слово целым народам, а не только избранным богословам. Именно для распространения Евангелия были изобретены и использованы печатные машины. Духовная музыка стала общим достоянием всех прихожан церковного собрания, потому что обрела народную мелодику. Упростило ли это музыку, «принизило» ли ее сакральность? Нет, лишь обогатило и сделало еще одним средством распространения Благой вести о Христе. Все вожди Реформации уделяли внимание пению как значимой составной части богослужения. Лютеранский хорал так и называется — «Музыкальная проповедь». Кальвинистская Псалтырь на французском языке используется для пения до сих пор. Анабаптисты создали множество песен, известных как песни Иисуса, которые оказали влияние на великих композиторов церкви — Баха и Генделя. Чарлз Уэсли, брат основателя методистской церкви, написал более шести тысяч гимнов на английском языке. Распространение баптизма среди чернокожих рабов Нового Света привело к созданию уникального вида духовной песни — спиричуэлc. Люди получили возможность выразить свою любовь и благодарность Спасителю и Богу на родном языке, обращая к Нему не только все мысли свои, но и самые возвышенные чувства. Люди уподобились многочисленному ангельскому хору, явленному при рождении Мессии простым пастухам: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк 2:14).

Культура Евангелия преображает человеческую культуру везде, где начинает действовать Божий Святой Дух. Поклонение Творцу всего сущего — это опыт взаимоотношений между личностью и Господом, когда эта личность готова следовать за Иисусом, отвергнув себя и взяв свой крест (см.: Мк 8:34). Что может означать этот призыв Христа, как не отречение от своих собственных желаний, привычек, ценностных ориентиров, культурных традиций? Размышления, вопросы, искания и прозрения философов, поэтов, писателей выражают искания целых поколений и сами становятся ответами для поколений следующих. Так, Достоевский дал новое понимание искусства как служения Христу. Господствовавшему гуманистическому принципу «Человек — мера всех вещей» великий писатель противопоставил принцип христианский, евангельский, — «Христос — мера всех вещей». Его герои — Соня Мармеладова, князь Мышкин, старец Зосима, Алеша Карамазов — не декларируют правильные положения, живя идеальной жизнью; они прорываются к постижению Христа через собственные страдания, через любовь и прощение, через отвержение себя и несение своего креста вслед за своим Спасителем. Истории целых семейств не ведут читателя к бесплодным радужным надеждам на счастливое разрешение всех коллизий: без Христа нет в человеке ни любви, ни прощения, ни света. Только похоти, ненависть, тьма… Возмездие за преступление неизбежно, и единственная надежда на спасение от вечной смерти — только в Господе. Это ли не свидетельство о Христе? Только глубокие личные отношения со Спасителем способны породить эту уверенность в Боге.

Когда языческая культура Римской империи загнала христиан первого века в катакомбы, на их стенах появились первые рисунки и картины — иллюстрации событий, о которых свидетельствовали апостолы, еще живые очевидцы жизни, слов, учения, смерти и воскресения Христа. На протяжении всей последующей культурной истории человечества евангельские сюжеты продолжали волновать одаренных Богом людей. Лучшие произведения живописи и архитектуры посвящены Спасителю и устремлены в Небеса, в высшие сферы, по которым тоскует бессмертная душа каждого сына и каждой дочери Отца Небесного. Даже тому, кто не читал Библию, многое могут рассказать фрески, картины, иконы, скульп-туры, сами здания храмов, базилик, соборов, костелов.

Бог оставил забывшему Его человеку свидетельства о Себе в Своем творении — в морях и океанах, в журчащих ручейках, в небесном своде с мириадами звезд и в хрупких ростках злаков, в горах выше облаков и в нежных лепестках цветов, в бескрайних лесах и оазисах среди пустынь. И так же просто, как Он отдал все это чудо в руки человека, Он предложил новое Царство — Божие, новое гражданство — небесное, новую культуру — христианство. Может ли это не вызвать отклика в человеческом сердце?

 

Автор: Елена Китаева
Фото: fotobank.com

Работает на Cornerstone