Тема

В фокусе христианства

Алексей Горбачев
Журнал/Архив/Номер 36/В фокусе христианства

В фокусе христианства

Хорошо иметь в друзьях компьютерного эксперта и автомеханика, а также врача, бухгалтера и юриста. Общение с людьми, которые знают, о чем говорят, полезно и часто приятно, лишь бы знатоки осознавали пределы своего знания.

Несколько веков назад Блез Паскаль¹ сказал, что людей можно разделить на три категории. К первой относятся те, кто мало что знает и знает о своем незнании. В среднюю категорию попадают те, кто уже поднялся над невежеством, но, не осознав ограниченности своего знания, думает, что знает все. К третьей — те, кто действительно знает много, но при этом понимает, как велико и его незнание.

Что мы знаем о христианстве, о его сути и смысле? Как мы себе представляем мир духовный и его связь с миром видимым? Один из величайших учеников Христа, апостол Павел, пишет так: «Ибо мы отчасти знаем... мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно…» (1 Кор 13:9, 12). И еще он написал: «Если кто считает, что он уже достиг знания, он еще знает не так, как ему следовало бы знать» (1 Кор 8:2, перевод РБО, 2001).

О чем здесь говорит Павел? Какие мутные стекла мешают нам рассмотреть суть вещей, чтобы утверждать, что наше знание о них подлинно и научно? В философии есть целый раздел — эпистемология², который посвящен нашим возможностям постижения мира и самих себя и тому, каким образом мы можем быть уверенными в своих знаниях. Как это ни удивительно для человека, выросшего в научном мировоззрении, основной вопрос эпистемологии звучит так: познаваем ли мир в принципе? Разные философские школы дают разные ответы на этот вопрос. Современная наука, на которую многие люди возлагают большие надежды, будучи раздроблена на десятки тысяч научных дисциплин, уже не способна воссоздать единую и непротиворечивую картину мира.

Если и наука сегодня столкнулась с серьезными проблемами, то может ли ответить на этот вопрос христианство? Остается только уточнить, какому христианству нужно задать вопрос? Католикам? Православным? Кому-то из протестантов?

Для того чтобы ответить на вопрос о том, как устроен мир, христиане, как люди, принадлежащие к разным традициям, и просто как разные люди, могут поместить в фокус христианства разные ценности: Бога, открывшегося в трех ипостасях, Церковь и ее Предание, участие в таинствах, Писание, спасающую веру во Христа. Начальная точка размышлений будет связана и с конкретной христианской традицией, и с тем, откуда начался путь богопознания у конкретного человека.

Как познавать Бога, на чем фокусировать свое внимание? «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин 1:18). Апостолы провели с Иисусом несколько лет. Филипп как-то раз попросил: «Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас». В ответ Христос сказал: «…столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца?» (Ин 14:8–9).

Когда можно сказать, что я понял, что такое христианство, и довольно с меня? Сказать можно в любой момент, но он и станет моментом остановки на пути моих поисков Бога. Готовы ли мы к тому, что с увеличением знания и количество вопросов тоже возрастет?

Современному христианину пора снова учиться мыслить в логике парадоксов, в которых сформулированы основы христианской веры — Бог един в трех ипостасях, человеческая и божественная природа Христа нераздельна и неслиянна, при Божьем предопределении у человека остается свобода. Парадоксы присущи не только духовному миру: в XX веке физики открыли, что и природа зиждется на парадоксах — ведь именно в такой парадоксальной логике сформулирован корпускулярно-волновой дуализм света.

Возврат к логике парадоксов поможет христианам научиться принимать христиан иных традиций как дорогих родственников и тем самым являть единство Церкви людям вокруг. Стоит принять также, что многие духовные истины так и будут предлагаться нам на языке притч и образов и что этот язык ничем не хуже научного изложения фактов.

От образованного человека общество требует способности объяснить то, как он понимает мироустройство. Мое мировоззрение призвано быть целостным, но по определению оно не может быть полным, так как есть многое, чего я не знаю. Говоря образно, при появлении в кадре новых персонажей или феноменов мне приходится заново подстраивать резкость объектива, но при этом я стараюсь не потерять из фокуса главного.

После известного выступления министра обороны США Дональда Рамсфелда в 2002 году была развернута философская дискуссия вокруг нашего «незнания», которое было классифицировано в итоге на known unknowns, unknown known и unknown unknowns. К первой категории было отнесено то незнание, на которое пока нет ответов, но вопросы поставлены; ко второму относятся те знания, которые у нас есть, но мы по разным причинам не хотим о них знать; третья категория — это то незнание, о существовании которого мы даже не догадываемся. Как много всего человек и человечество еще не знает!

Кого-то это может привести к разочарованию или даже отчаянию, но христианин может сделать следующее парадоксальное утверждение, затмевающее все это незнание: «Я знаю Того, Кто знает все, что я не знаю… и Он любит меня!»

Христианство делает неожиданный для современной логики шаг, предлагая любовь как продолжение разговора о знании: «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него» (1 Кор 8:2–3)3.

На жизненном пути, во-первых, стоит честно признавать, что есть то, чего мы не знаем (наше незнание может относиться не только к сфере логического или научного знания, но и к вопросам христианской веры, познания мира духовного, познания Бога), и во-вторых — научиться видеть во всем этом мотивацию для дальнейших поисков.

Не стоит забывать, что знание и любовь связаны, и часто, достигая очередной цели в познании, мы понимаем, что достигли не сверхзнания и не способности все объяснить, но оказались способными на добрые дела и прощение, могущие изменить ту часть мира, на которую мы можем оказать влияние.

Часто, достигая очередной цели в познании, мы понимаем, что достигли не сверхзнания, но оказались способными на добрые дела!

 

1 Блез Паскаль (1623–1662) — французский математик, физик, литератор, философ, был последователем янсенизма, реформатского течения внутри католичества, близкого кальвинизму. Янсенизм был осужден папой Иннокентием Х как ересь.
2 Эпистемология — то же, что и гносеология, теория познания, раздел философии.
3 В новом переводе РБО эти стихи звучат так: «Если кто считает, что он уже достиг знания, он еще знает не так, как ему следовало бы знать. А кто любит Бога, тот уже познан Богом».

 

Автор: Алексей Горбачев
Фото: из архива ХЦ «Возрождение»

Работает на Cornerstone