Тема

Боль — дипломат Неба

Евгений Сарапулов
Журнал/Архив/Номер 35/Боль — дипломат Неба

Боль — дипломат Неба

Сегодня, в наше время скоростей и информационного бума, человеку негде передохнуть, восстановиться. Как среди стресса и усталости найти дорогу к такому райскому островку? Мне как психологу приходится часто шокировать людей, говоря о том, что найти эту дорогу им поможет одно очень важное чувство, ощущение, всячески ими избегаемое. Я говорю о важности боли.

С незапамятных времен боль воспринимается людьми как суровый и неизбежный спутник. Боль учит быть осторожным, заставляет беречь тело, душу и дух. Она предупреждает о грозящей опасности. Христианская литература, практика обучения и наставничества вплоть до ХХ века были направлены на изменение характера человека. Последние полтора столетия психология переносит акцент на изменение отношения к проблеме, вызывающей боль. В результате человеческая цивилизация все быстрее и быстрее бежит от боли. Последняя треть XX и XXI век превратились в этом смысле в спринтерский забег. Обезболивается все — от головной боли до родовых схваток и абортов. Многочисленные психологические практики, методики, тренинги также нацелены на обезболивающий эффект. Но не выливается ли такое тотальное обезболивание в еще одну проблему?

Девочка лет десяти-одиннадцати играла с детьми во дворе, игра была прервана ее возгласом: «Я буду себя вести так, как будто вас нет, вы — пустое место!» Красавица занималась в балетной студии и была пансионеркой «крутой» элитной школы. «Да! — уверенно повторила она, — вы — пустое место! Меня так учат поступать, если кто-то меня обижает!» Как же будет поступать эта милая девочка, когда вырастет?

Боль принимать нелегко. Когда мы сталкиваемся с болью, своей или чужой, мы должны как-то реагировать на нее. Мы можем сделать вид, что никакой боли нет, не замечать ее, «привыкнуть» к своим и чужим страданиям. Это повлечет за собой безразличие, атрофию сострадания, сопереживания, соучастия. Библия называет такое состояние человека жестокосердием.

Иногда мы пускаем боль на порог, но не более. Едва прикоснувшись к боли, мы бежим от нее и в итоге неизбежно оказываемся в трясине обиды, гнева, разочарования, мести, злобы, самообмана. Все это засасывает и губит нас. Писание называет такое состояние непрощением. Затихая и снова воспламеняясь, это адское пламя разрушает человека и нередко приводит его к болезни.

Некоторые спортсмены продолжают участвовать в соревнованиях, невзирая на травмы и недомогания. Зная, что они нужны для победы в ответственном матче, поединке, врачи команды делают им уколы сильного болеутоляющего препарата. Спорт-смен начинает игру, бой, но через несколько минут или секунд происходит трагедия — ломается рука, нога, однако спортсмен практически ничего не чувствует: еще одна пробежка, еще один удар. За такие «соревнования» спортсмен нередко расплачивается карьерой и даже жизнью.

Одна спортсменка, член сборной России по синхронному плаванию, трагически скончалась несколько лет назад. Она чувствовала боль в сердце, в голове, но старалась не обращать на это внимания, не жаловалась. Наступил момент, когда она упала прямо на тренировке — врачи диагностировали внезапную смерть. Впоследствии оказалось, что ее сердечная мышца была крайне изношена. Сердце просто не выдержало нагрузок.

То же самое верно и в отношении душевной боли. «Гад, ненавижу, подонок, убила бы его…» — так высказалась женщина о своем муже в одном из моих эфиров. Он бросил семью — жену и двоих сыновей. Сказал, что любит другую, а эта семья ему не нужна. Ко всему прочему он оказался полковником. Тот, кто должен защищать и по-человечески, и по статусу, — бросает, дезертирует, предает. Я предложил ей простить мужа. Женщина возмутилась: «Как вы можете предлагать мне простить его, когда он так с нами поступил?»

Но если в итоге привыкания к боли или же бегства от нее мы имеем жестокосердие и непрощение, заводящие нас в тупик, то есть ли выход в принципе?

Выход есть — принять обстоятельства такими, какие они есть, и простить. Но, когда боль невыносима, нет сил сделать это, да и не хочется. Понимание есть, а силы нет.

Как писал апостол Павел, «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. …‌Бедный я человек! кто избавит меня от этого тела смерти?» (Рим 7:19, 24). Боль заставляет нас признать, что мы не всесильны, и обратиться к Богу. Творец этого мира приходит нам на помощь и дает силы, когда они у нас заканчиваются.

Библия говорит, что боль и смерть появились в мире после грехопадения человека, когда он пожелал присвоить то, что и так было ему дано, и управлять всем в соответствии со своей, а не с Божьей волей. Человек избрал тот путь, которым хотел идти. И в этом он был похож на ребенка, который хочет пить газировку, есть исключительно чипсы и сладости и видит в этом нормальную и правильную жизнь. Взрослые же мешают ему жить так, как он хочет.

Боль направляет нас, когда мы должны обратить внимание на проблему или идем опасным путем. Боль напоминает нам о наших естественных потребностях. Она обращает наше внимание на возникающие проблемы со здоровьем. Боль являет себя в угрызениях совести, учит нас не впадать в эгоизм, агрессию, непослушание, потому что именно они являются нашими реальными врагами. Есть люди, настолько успешные в обезболивании уколов собственной совести, что она оказывается как бы сожженной. Не случайно в Новом Завете написано, что есть люди, «сожженные в совести своей» (1 Тим 4:2). Боль нам дана не для того, чтобы мы научились ее игнорировать, но чтобы научились реагировать на нее.

Легенда американского велоспорта Лэнс Армстронг, чемпион мира и Олимпийских игр, перенес тяжелую форму рака. После этого он вновь становился чемпионом мира. Он говорит: «Самый большой интерес у меня вызывают те моменты гонки, когда я испытываю самую сильную боль, и каждый раз я с нетерпением жду, как отреагирует мое тело. Откроются ли мне самые потаенные мои слабости или самые скрытые достоинства? Каждый раз мне приходиться отвечать на один и тот же вопрос: смогу ли я закончить гонку? Можно сказать, что боль — это избранный мною путь изучения человеческого сердца».

Бежишь от боли — теряешь силу и уверенность, мужество. Принимаешь боль — получаешь возможность узнать правду и в конце концов обрести свободу. Принимая боль, человек принимает обстоятельства такими, какие они есть. Боль приходит предупредить, договориться. И до тех пор пока она предупреждает об опасности, грозящей телу, душе и духу человека, его отношениям с окружающими, свидетельствует о нарушении целостности этих отношений, она нужна и полезна.

Боль открывает реальность такой, какова она есть на самом деле. Вопрос не в том, можно избежать боли или нет. Боль есть и будет. Боль напоминает нам о нашем вселенском сиротстве, о нашем Отце, Боге, о том, что Он ждет нас и надеется, что мы вернемся к Нему. Рай — это место для тех, кому Бог помог преодолеть боль и обрести новые горизонты.

 

Автор: Евгений Сарапулов
Фото: из архива ХЦ «Возрождение»


Работает на Cornerstone