Искусство

Как изобразить рай?

Ирина Языкова
Журнал/Архив/Номер 35/Как изобразить рай?

Любимы ангелами всеми,

толпой глядящими с небес,

вот люди зажили в Эдеме, —

и был он чудом из чудес.

Как на раскрытой Божьей длани,

я со святою простотой

изображу их на поляне,

прозрачным лаком залитой,

среди павлинов, ланей, тигров,

у живописного ручья...

И к ним я выберу эпиграф

из первой Книги Бытия.

 

Я тоже изгнан был из рая

лесов родимых и полей,

но жизнь проходит, не стирая

картины в памяти моей.

Бессмертен мир картины этой,

и сладкий дух таится в нем:

так пахнет желтый воск, согретый

живым дыханьем и огнем.

Там по написанному лесу

тропами смуглыми брожу, —

и сокровенную завесу

опять со вздохом завожу...

«Рай», Владимир Набоков

 

Как изобразить рай?Ян Брейгель Бархатный. «Рай», 1620 г.

Вся человеческая культура есть не что иное, как поиск утраченного рая. Все религии мира имеют свои представления о рае. В искусстве разных народов мы находим его изображения. Как правило, это образ прекрасного сада, в котором человек живет в радости и наслаждении.

В первых главах книги Бытие мы читаем о творении неба и земли, о создании человека и о том, что Бог поселяет первых людей — Адама и Еву — в Эдеме, в прекрасном саду. Но люди, поддавшись соблазну быть «как боги, знающие добро и зло», были из рая изгнаны. И с тех пор человек хочет вернуться в рай, хотя бы в своем воображении. Из этого и рождается искусство — поэзия, живопись, музыка. Нам, конечно, трудно представить, как выглядел Эдем, потому и апостол пишет: «…не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор 2:9). Но все же художники во все времена пытались изобразить рай.

Древние евреи, следуя второй заповеди, не слишком увлекались изобразительным искусством, но по велению Божию Соломон украсил Иерусалимский храм изображениями цветов, плодов и деревьев. Менора (семисвечник) своей формой напоминает Древо жизни. Херувимы над ковчегом — символ Божественного присутствия. И все это образы рая.

Первые христиане на стенах катакомб и саркофагах мучеников изображали птиц и ланей у источника, виноградные лозы с гроздьями, корзины с фруктами и хлебами — все это тоже образ рая.

Постепенно от символических и условных форм искусство переходит к повествовательным изображениям. В Средние века стены храмов расписывали фресками, декорировали мозаиками, в которых также отражен образ рая — в сияющем золоте фона, в орнаментах и цветах, в образах святых, стоящих у трона Христа. Нередко художники изображали шестоднев — творение мира, где рай представал как сад, в котором Господь гуляет «в прохладе дня», а Адам дает имена животным. Но все же средневековые художники понимали, что рассказать земными средствами о рае невозможно, нам дано только через символы и знаки, как сквозь тусклое стекло, созерцать отблеск рая.

С эпохи Возрождения искусство обретает почти небывалые возможности и соревнуется с самой природой, картина мыслится как окно в мир, изображения становятся все более реалистичными. Образы рая также обретают конкретность. Однако многие мастера признавались, что рай изобразить трудно, поскольку его в нашем опыте нет, мы живем после грехопадения. Человеческими средствами легче изобразить ад. Даже Данте в «Божественной комедии» так наглядно описавший ад и чистилище, подойдя к воротам рая, становится почти косноязычным. Образы рая у него слабее, чем образы ада и чистилища. Представить рай не хватает воображения даже у такого великого поэта, как Данте.

Образы рая встречаются в произведениях Яна ван Эйка, братьев Лимбургов, Фра Беато Анджелико, Микеланджело, Тинторетто, Лукаса Кранаха, Яна Брейгеля Бархатного и др. Изображая рай, художники все же помещают в него и сцену изгнания Адама и Евы, указывая, что мы можем смотреть на рай только со стороны закрытых врат. Но есть один художник, который увидел рай по-особенному.

Это нидерландский живописец Иероним Босх. Одно из главных его произведений — триптих (трехстворчатая алтарная композиция), созданный около 1510 года, — получило название «Сад земных наслаждений». В закрытом виде триптих выглядит как две створки с изображением полупрозрачной сферы, символизирующей мир в процессе творения: земля, покрытая зеленью, окруженная водами, освещенная солнцем, но без людей и животных. Надпись на левой створке гласит: «Он сказал, и сделалось» (Пс 32:9), на правой — «Он повелел, и явилось» (Пс 148:5). И вот открываются створки триптиха, и мы видим эволюцию мира от сотворения и до гибели.

На левой створке изображен рай: прекрасный сад с диковинными растениями и плодоносящими деревьями, с разнообразными животными, птицами, рыбами, мир с голубым небом и ясными далями. В первозданной красоте Творец создает человека — венец творения. Адам и Ева как послушные дети смотрят на Создателя, они невинны и еще далеки от грехопадения. Глядя на эту идиллию, так и хочется воскликнуть: хорошо весьма! Однако продолжая рассматривать райскую картину, а она весьма занимательно изображена, мы вдруг начинаем замечать, что гармония не так уже безупречна, в ней есть трещины: вот кошка несет в зубах мышь, а хищная птица держит в клюве лягушку. Смерть уже вошла в мир. Но человек еще может сделать свой выбор, и Бог ждет, что он изберет — путь жизни или путь смерти.

В центральной части — все тот же прекрасный созданный Богом мир, но Бога в нем уже нет. Этот «рай» живет по законам человеческим, это сад наслаждений, где человек следует своей воле. Вспоминаются слова Иоанна Богослова: «…все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его…» (1 Ин 2:16–17).

Третья створка являет собой нечто мрачное и страшное — это мир, в котором царствуют уже не Бог и не человек, а сатана. Он восседает на троне, пожирая людей, и они выходят из него в виде экскрементов. Все маски сорваны, все иллюзии рассеялись, наслаждения обернулись мукой и страхом. Правая часть триптиха получила название «Музыкальный ад» — из-за музыкальных инструментов, изображенных здесь как орудия казни: вот мы видим распятого на арфе человека, ниже орудием пытки становится лютня, на ягодицах лежащего человека оттиснуты ноты, по которым поет хор под управлением монстра с рыбьей мордой. Описать все ужасы, изображенные причудливой фантазией Босха, невозможно. Но все они — следствие той эволюции, которую проходит человек, уходя от Бога. Босх не показывает изгнание из рая, в его понимании, человек утрачивает рай сам, утверждая свою волю и ища в жизни не служения, а удовольствий. Ведь многие и считают, что рай — это место наслаждения. Но рай без Бога очень скоро становится адом.

И до и после Босха художники изображали рай, но именно у него эта тема обретает особую глубину. Замысел не лежит на поверхности, он не всегда виден с первого взгляда, и потому Босха обвиняли в пристрастии к ужасам и кошмарам, считали сумасшедшим и еретиком. А он был проповедником, только проповедовал он не словом, а через живопись. И внимательный зритель при желании сможет понять глубокий смысл его картин. В частности, его размышления о рае.

 

Автор: Ирина Языкова
Фото: wikipedia.org

Работает на Cornerstone